Российские силы продолжали наносить неизбирательные удары, в результате которых гибли тысячи гражданских лиц и разрушалась гражданская инфраструктура; также имеются доказательства других преступлений против международного гуманитарного права. В условиях военного положения продолжались отступления от прав на свободу слова и религии. Резко возросло число зарегистрированных случаев домашнего насилия. Новый законопроект о гражданских партнёрствах был распространён на однополые пары. Война оказывала разрушительное воздействие на экономические и социальные права, особенно на положение детей и пожилых людей, а также на окружающую среду. На оккупированных Россией территориях серьёзно нарушались права человека.
Краткая справка
Агрессивная война России против Украины продолжалась, приводя к гибели мирных жителей, разрушению инфраструктуры и неизменно высокому уровню беженства и внутреннего перемещения лиц. По состоянию на ноябрь ООН зарегистрировала 28 711 жертв среди гражданского населения с момента полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года, в том числе 10 058 убитых. Украинское контрнаступление привело к минимальным территориальным успехам, открывая перспективу затяжной войны на истощение и вызывая опасения относительно устойчивости военной поддержки со стороны союзников Украины. Экономика продолжала в значительной степени сокращаться, при этом росла её зависимость от иностранных субсидий и займов. В июле Россия вышла из Черноморской зерновой инициативы, призванной обеспечить стабильные цены на продовольствие и предотвратить угрозу голода в странах с низким уровнем дохода.
Четырнадцатого декабря Европейский совет принял решение начать переговоры с Украиной о вступлении в Европейский Союз.
Нарушения международного гуманитарного права
Неизбирательные атаки
Российские войска продолжали наносить неизбирательные удары по населенным пунктам, что приводило к многочисленным жертвам среди гражданского населения. В некоторых случаях официальные комментарии России по поводу ударов указывали на то, что они, скорее всего, были преднамеренными. Пятого октября не менее 59 человек погибли в результате ракетного удара по кафе в деревне Гроза Харьковской области во время поминального обеда по украинскому военнослужащему. Представитель России в ООН назвал присутствующих “приспешниками нацистов”, что является отсылкой к официальному оправданию Россией своей агрессивной войны.
Гражданская инфраструктура подвергалась по всей видимости систематическим нападениям. В зимние месяцы российские войска стремились к дальнейшему разрушению энергетической инфраструктуры, применяя тактику, направленную на максимальное увеличение страданий гражданского населения. Выход России из Черноморской зерновой инициативы сопровождался ударами по другим важнейшим объектам инфраструктуры, включая зернохранилища и экспортные объекты в Одессе и других портах.
Кассетные боеприпасы и мины
Как российские, так и украинские войска использовали кассетные боеприпасы и не заявляли о намерении прекратить эту практику, несмотря на неизбирательный характер данного оружия и долгосрочные риски для гражданского населения. После того как США предоставили Украине кассетные боеприпасы, власти, по имеющимся сведениям, обязались не использовать их в застроенных районах и документировать их местонахождение для последующего разминирования[1]. Также широко использовались противопехотные и противотанковые мины, в результате чего Украина стала самой заминированной страной в мире.
Военнопленные
Россия постоянно отказывала гуманитарным организациям в доступе к украинским военнопленным на оккупированных ею территориях. К таким заключённым широко применялись пытки и другие виды жестокого обращения, в том числе внесудебные казни, инсценировки казней, избиения и использование электрошока. Некоторые украинские военнопленные предстали перед судом за предполагаемые военные преступления на фоне опасений, что их привлекли к ответственности просто за участие в боевых действиях. Военнопленный Максим Буткевич, известный украинский правозащитник, содержался без связи с внешним миром в оккупированной Луганской области, после чего получил 13 лет лишения свободы за предполагаемые военные преступления, которые он не мог совершить, но был вынужден “признаться” в них на камеру[2]. Он насильственно исчез после апелляционного слушания в одном из московских судов, в котором он участвовал по видеосвязи[3]. В начале декабря стало известно, что правозащитник отбывал наказание в Луганской области.
Международные наблюдатели имели доступ к местам интернирования, находящимся в ведении Украины, и им разрешалось проводить конфиденциальные беседы с российскими военнопленными. Заметно сократилось число сообщений о жестоком обращении с такими заключёнными. По данным ООН, 12 российских военнопленных, интернированных Украиной, жаловались на пытки во время допросов и эвакуации до прибытия в официальные места интернирования.
Свобода выражения мнений
Сохранилось отступление от права на свободу выражения мнений наряду с другими правами. По данным УВКПЧ ООН, по состоянию на июль было возбуждено более чем 2 000 дел по статье 436-2 Уголовного кодекса Украины “оправдание, признание правомерной, отрицание вооружённой агрессии Российской Федерации против Украины, прославление её участников”. По данным украинских СМИ, такое непропорциональное ограничение права на свободу выражения мнений привело к 443 обвинительным приговорам в период с марта 2022 года по ноябрь 2023 года, причём многие из осуждённых были приговорены к наказанию, не связанному с лишением свободы. Один из примеров такого правонарушения – наименование войны “внутренним гражданским конфликтом”.
В августе было возбуждено уголовное дело по статье 436-2 в отношении Юрия Шеляженко, соучредителя и лидера Украинского движения пацифистов. Его, сторонника права на отказ от воинской службы по соображениям совести, обвинили в “оправдании российской агрессии против Украины”. В доме активиста был проведён обыск, а его самого поместили под ночной домашний арест в ожидании судебного решения.
Свобода религии и убеждений
Украинская Православная Церковь (которая оставалась в оспариваемом церковном подчинении Русской Православной Церкви) регулярно обвинялась властями страны в том, что являлась агентом России в агрессивной войне. В марте из принадлежащего государству монастыря Киево-Печерской лавры были выселены священнослужители и иноки, а в апреле его настоятель митрополит Павел Лебедь был помещен под домашний арест и обвинен по ст. 436-2 и ст. 161 Уголовного кодекса (“нарушение равноправия граждан” по расовым, этническим, религиозным и другим признакам). Монахам грозило выселение из монастыря, если они не присоединятся к Православной Церкви Украины (подчинённой религиозным властям в Украине). В октябре парламент принял в первом чтении законопроект, запрещающий деятельность религиозных организаций, связанных с “объединениями, центр влияния которых находится на территории государства, совершившего вооружённую агрессию против Украины”.
Насилие в отношении женщин и девочек
По данным правозащитных групп и официальным полицейским сводкам, уровень домашнего насилия достиг рекордного показателя после того, как, по некоторым данным, в первые месяцы полномасштабного вторжения России произошло его падение. С января по май полиция зарегистрировала 349 355 случаев домашнего насилия, по сравнению с 231 244 случаями за тот же период в 2022 году и 190 277 случаями за первые пять месяцев 2021 года. Предыдущий самый высокий показатель был зарегистрирован в 2020 году, во время пандемии Covid-19 и сопровождающего её локдауна.
Права пожилых людей
Пожилые люди пострадали от конфликта в непропорционально большей степени: их убивали и ранили чаще, чем других гражданских лиц. Перемещённым лицам было трудно самостоятельно получить доступ к частному жилью. Временные убежища, как правило, оставались физически недоступными для пожилых людей, особенно для людей с ограниченными возможностями. Многие пожилые люди были помещены в специализированные интернаты или медицинские учреждения и страдали от изоляции и сегрегации. Боевые действия стали не единственной причиной перемещения. Многие пожилые люди покинули свои дома из-за фактического кризиса в сфере социального обслуживания на местном уровне: члены семьи переехали, а социальные службы не справлялись с возросшими потребностями.
Права детей
По данным ООН по состоянию на ноябрь, с 24 февраля 2022 года были убиты 569 детей и по меньшей мере 1219 ранены. Достоверных данных о количестве украинских детей, незаконно перемещённых оккупационными российскими властями на другие оккупированные территории или в Россию, не существует, однако их количество оценивается в сотни, а возможно, и тысячи. Среди них были дети-сироты или потерявшие связь со своими семьями, воспитанники детских учреждений, а также дети, которые с согласия родителей уехали из дома на отдых, но столкнулись с трудностями воссоединения со своими семьями после того, как их разделила подвижная линия фронта. Семнадцатого марта Международный уголовный суд выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и Уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой за предполагаемое военное преступление – незаконную депортацию и передачу детей из оккупированных районов в Россию[4].
Продолжающаяся война по-прежнему влияла на доступ детей к образованию, особенно на очное обучение на подконтрольных украинским властям территориях. Ученики школ, не имеющих бомбоубежищ, и школ, расположенных в непосредственной близости от линии фронта, обучались только онлайн. Другие школы предлагали сочетание онлайн- и очного обучения. Онлайн-обучение ставило учеников в зависимость от ненадёжного интернет-соединения из-за перебоев в подаче электроэнергии и отсутствия соответствующего оборудования. Все это увеличивало нагрузку на учителей, которым также приходилось справляться со своими травмами и травмами, полученными детьми в результате войны.
Права ЛГБТИ
В марте был опубликован законопроект о регистрации гражданских партнёрств, в том числе для однополых пар. Хотя многие религиозные организации выступали против, проект был поддержан ключевыми министерствами. В случае принятия гражданские партнёры, в том числе однополые, смогут пользоваться теми же имущественными и наследственными правами, а также социальной защитой, что и супружеские пары. Существующий запрет на усыновление детей однополыми парами отменён не будет.
Право на здоровую окружающую среду
Продолжающаяся российская агрессия нанесла огромный ущерб окружающей среде, включая загрязнение воздуха, воды и земли и деградацию природы, а также подорвала перспективы национальных и многосторонних усилий по борьбе с изменением климата. Инфраструктура по утилизации отходов была перегружена обломками и опасным мусором. По данным ООН, в период с февраля 2022 года по март 2023 года произошло более 1800 случаев нанесения ущерба окружающей среде в результате войны.
Шестого июня Каховская плотина в Херсонской области была разрушена в результате, как представляется, преднамеренного военного акта, который, по широко распространенному мнению, был совершён российскими войсками. Это привело к тому, что сотни квадратных километров были затоплены, в то время как водохранилище и тысячи квадратных километров водно-болотных угодий высохли. Тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома, десятки людей погибли или пропали без вести в районах, контролируемых правительством. О потерях на левом берегу, контролируемом российскими войсками, ничего не известно, поэтому реальное число погибших может быть гораздо выше. Оккупационные российские власти отказались от гуманитарной помощи ООН и других заинтересованных сторон, не смогли провести организованную эвакуацию или оказать критически важную гуманитарную поддержку гражданскому населению и препятствовали работе волонтёров. Российские войска продолжали неизбирательные атаки на подконтрольный Украине правый берег во время эвакуации гражданского населения[5]. Прорыв нанес серьёзный ущерб биологическому разнообразию региона, привёл к загрязнению химикатами и отходами, включая выброс сотен тонн машинного масла, и может вызвать долгосрочные экологические последствия далеко за пределами Украины. Было нарушено водоснабжение для 1 миллиона человек.
Оккупированные Россией территории
На оккупированных Россией территориях усилилось подавление прав и свобод. C сентября лица, не имеющие российских паспортов, могли въезжать на оккупированные территории из-за пределов России только через московский аэропорт Шереметьево. Люди были вынуждены ждать до 24 часов, чтобы пройти процедуру проверки, не имея при этом доступа к еде и средствам гигиены, подвергаться интрузивным осмотрам и отвечать на вопросы о том, поддерживают ли они “специальную военную операцию” России против Украины.
Произвольное лишение гражданства
Оккупационные власти заставляли жителей получать российские паспорта под угрозой лишения их доступа к здравоохранению, образованию, гуманитарной и социальной поддержки, занятости и права на свободу передвижения.
Свобода выражения мнений
Право на свободу выражения мнений ещё больше подавлялось. Любые признаки нелояльности к России, включая хранение на личных электронных устройствах контента, связанного с Украиной, например обмен сообщениями с членами семьи на контролируемой правительством Украины территории, отслеживались и наказывались. Это происходило путем насильственного исчезновения, произвольного задержания, допросов, жестокого обращения и угрозы депортации. Представителей украинских местных властей запугивали, заставляя посещать публичные собрания в поддержку оккупации, применяя насилие и угрозы в отношении их родственников.
Произвольные задержания и насильственные исчезновения
Более 20 000 гражданских лиц были официально зарегистрированы украинскими властями как люди, пропавшие без вести в результате войны и других связанных с ней “особых обстоятельств”. Многие гражданские лица, первоначально считавшиеся пропавшими без вести, как выяснилось позже, были произвольно задержаны российскими силами на оккупированных территориях за их поддержку Украины, предполагаемую связь с украинскими властями или вооружёнными силами, а также за отказ сотрудничать с оккупационными администрациями. Многие из них содержались под стражей без связи с внешним миром, часто были негласно задержаны на оккупированных территориях или в России, что приравнивалось к насильственному исчезновению.
Пытки и другие виды жестокого обращения
К числу наиболее распространенных форм пыток и других видов жестокого обращения, о которых сообщается в отношении заключённых на оккупированных территориях, относятся избиение, лишение сна, недостаточное снабжение водой и продовольствием, длительные периоды стресса и отказ в надлежащей медицинской помощи и личной гигиене.
Право на образование
На оккупированных Россией территориях все местные школы были вынуждены преподавать по российским учебным программам. Посещение школ сопрягалось с трудностями, поскольку родителям угрожали отнять детей, если те не будут посещать школу или если на электронных устройствах будет обнаружено использование онлайн-платформ для доступа к украинскому образованию[6]. Новый учебник истории, введённый в сентябре, стал вопиющей попыткой незаконной индоктринации школьников, нарушающей права детей на надлежащее и качественное образование[7]. Родителей и учеников заставляли посещать пропагандистские мероприятия в школах и писать письма в поддержку военнослужащих российских войск.
Несправедливые судебные разбирательства
В отношении лиц, содержащихся под стражей на оккупированных Россией территориях, проводились слушания в непризнанных судах, а их права на справедливое судебное разбирательство нарушались различным образом. Отказ в доступе к самостоятельно выбранному адвокату был обычным явлением, особенно в политически мотивированных делах. Родственникам отказывали в получении новостей о своих близких. Они часто были вынуждены прибегать к услугам местных адвокатов, выплачивая тем значительные гонорары за посещение мест содержания под стражей, чтобы получить информацию о задержанных. Широко распространённой оставалась практика использования назначаемых судом адвокатов, которые не исходят из лучших интересов своих клиентов.
При вынесении обвинительных приговоров по политически мотивированным обвинениям судьи принимали к рассмотрению недопустимые доказательства, включая принудительные “признания”.
После вынесения обвинительного приговора многие люди были незаконно переправлены в Россию для отбывания наказания. В течение нескольких месяцев, пока они находились в пути, не было никакой информации об их местонахождении, а конечный пункт назначения часто был отдалённым.
Крым
Территория оккупированного полуострова регулярно подвергалась украинским ударам по целям, заявленным как военные. В июле в результате взрыва был повреждён мост, соединяющий Крым с Россией, из-за чего, как сообщается, погибли два человека и пострадал ребёнок.
Оккупационные власти продолжали подавлять права на свободу слова, мирных собраний и объединений. Представители крымскотатарской общины и религиозных меньшинств, а также лица, выступающие против войны, подвергались увольнению с работы, штрафам, всё более частым, интрузивным и преднамеренно разрушительным обыскам в домах, необоснованным арестам и тюремному заключению.
Продолжалось преследование адвокатов-правозащитников. В апреле Лилия Гемеджи была вновь лишена адвокатской лицензии в качестве возмездия за защиту членов крымскотатарской общины[8].
Узнайте больше о состоянии прав человека в мире
[1] «Передача США кассетных боеприпасов Украине подрывает международные усилия по защите гражданского населения от оружия неизбирательного действия — Amnesty International», 7 июля
[2] «Украина: российский суд должен освободить украинского правозащитника Максима Буткевича», 22 августа
[3] «Власти Российской Федерации должны сообщить местонахождение Максима Буткевича, подвергшегося насильственному исчезновению — Amnesty International», 8 ноября
[4] «Ордер МУС на арест Владимира Путина – это шаг к восстановлению справедливости для жертв военных преступлений в Украине — Amnesty International», 17 марта
[5] «Российские войска проявили «вопиющее пренебрежение к жизням людей» после разрушения дамбы Каховской ГЭС в Украине — Amnesty International», 15 июня
[6] «Будущее детей под угрозой. Как российская агрессия против Украины мешает получать школьное образование — исследование Amnesty International», 11 декабря
[7] «Украина/Россия: Новый учебник истории – это вопиющая попытка незаконной идеологической обработки школьников в России и на оккупированных Россией украинских территориях», 1 сентября
[8] «Крымскотатарскую правозащитницу Лилю Гемеджи лишили статуса адвоката. Обратитесь к её коллегам с просьбой оказать ей поддержку!», 25 апреля