Смертоносный удар по драмтеатру в украинском Мариуполе — очевидное военное преступление российских войск. Новое расследование Amnesty International

Подробное исследование, проведённое Amnesty International, установило, что российские Вооружённые силы совершили военное преступление, нанеся в марте удар по драмтеатру в Мариуполе в Украине, в результате чего погибли не менее десяти человек (а скорее всего, больше).

В новом докладе «ДЕТИ»: нападение на Донецкий академический областной драматический театр в Мариуполе, Украина» организация приводит документально подтверждённые свидетельства того, что российские военные, по всей видимости, намеренно нанесли удар по театру, хотя им было известно, что 16 марта там укрывались сотни мирных жителей. Совершённое нападение является военным преступлением.

Команда по реагированию на кризисы Amnesty International опросила многих  выживших и собрала многочисленные документальные свидетельства, позволяющие сделать вывод о том, что этот удар почти наверняка был совершён российским многоцелевым истребителем, сбросившим две 500-килограммовые бомбы, которые упали рядом и взорвались одновременно.

«После нескольких месяцев тщательного расследования, анализа спутниковых снимков и опроса десятков свидетелей мы пришли к выводу, что этот удар является явным военным преступлением, совершённым российскими войсками, — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International. — В результате этой безжалостной атаки погибли и были ранены множество людей. Их смерть стала результатом преднамеренного, по всей видимости, нападения российских войск на мирных жителей в Украине».

«Международный уголовный суд и все другие инстанции, обладающие юрисдикцией в отношении преступлений, совершённых в ходе этого конфликта, должны расследовать это нападение как военное преступление. Все виновные должны быть привлечены к ответственности за причинённые смерти и разрушения», — добавила она.

Международный уголовный суд и все другие инстанции, обладающие юрисдикцией в отношении преступлений, совершённых в ходе этого конфликта, должны расследовать это нападение как военное преступление

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

Amnesty International обратилась к приглашённому эксперту с просьбой построить математическую модель взрыва, чтобы определить вес нетто взрывчатого вещества (ВНВВ), необходимый для того, чтобы причинить разрушения такого масштаба, которые были зафиксированы после взрывов в драмтеатре. В соответствии с представленным выводом, бомбы должны были иметь ВНВВ около 400-800 кг в тротиловом эквиваленте. Основываясь на имеющихся сведениях о наличествующих в российском арсенале авиабомб, Amnesty International полагает, что при ударе, по всей видимости, были использованы две 500-килограммовые авиабомбы одинакового типа, суммарный ВНВВ которых составил 440-600 кг.

Скорее всего, удар был нанесён с применением российских многоцелевых истребителей – таких как Су-25, Су-30 или Су-34 – которые базировались на близлежащих российских аэродромах и часто действовали над югом Украины.

Amnesty International рассмотрела несколько различных версий о том, кто несёт ответственность за нанесение удара, и какое оружие могло при этом использоваться. Основываясь на имеющихся достоверных доказательствах, расследование в конечном итоге установило, что преднамеренный удар по гражданскому объекту следует считать наиболее правдоподобным объяснением.

«Я не мог поверить своим глазам»

После российского вторжения в Украину в конце февраля 2022 года мирные жители начали покидать свои дома, поскольку города и сёла оказались в зоне боевых действий. В осаждённом Мариуполе в Донецкой области драмтеатр стал убежищем для мирных жителей, пытавшихся укрыться там от обстрелов.

Драмтеатр в Центральном районе города был центром распределения лекарств, еды и воды, а также местом сбора людей, ожидавших эвакуации через гуманитарные коридоры. Здание театра было абсолютно чётко распознаваемо как гражданский объект – возможно, более чётко, чем любое другое место в городе.

Местные жители также написали на земле кириллицей огромными буквами слово «ДЕТИ»; надписи были сделаны перед главным входом в театр и у заднего входа, они должны были быть хорошо видны российским пилотам, и различимы даже на спутниковых снимках.

Тем не менее, вскоре после 10:00 16 марта российские бомбы были сброшены на здание театра, произошёл сильнейший взрыв, в результате которого обрушилась крыша и огромные части двух несущих стен. В момент удара в театре и вокруг него находились сотни мирных жителей.

Amnesty International уверена, что в результате этого удара погибли по меньшей мере десять человек, а скорее всего, их намного больше; кроме того, многие люди получили серьёзные ранения. Эти цифры ниже, чем данные предварительных подсчётов, благодаря тому, что многим людям удалось покинуть театр в течение двух дней, предшествовавших нападению; большинство из оставшихся в театре людей находились в подвале и в других местах театра, защищённых от прямого воздействия ударной волны при взрыве.

Amnesty International уверена, что в результате этого удара погибли по меньшей мере десять человек, а скорее всего, их намного больше; кроме того, многие люди получили серьёзные ранения. Эти цифры ниже, чем данные предварительных подсчётов, благодаря тому, что многим людям удалось покинуть театр в течение двух дней, предшествовавших нападению

Взорвавшиеся бомбы разрушили внутренние стены у сцены, а также обрушили внешние несущие стены, образовав два основных поля обломков на северо-восточной и юго-западной сторонах здания. Оба поля обломков хорошо видны на спутниковом  снимке, сделанном через несколько минут после удара.

Игорь Мороз, 50-летний архитектор, находился поблизости от театра в момент нанесения удара. Он сказал Amnesty International: «Всё произошло у меня на глазах.   Мы были на расстоянии 200 или 300 метров, [когда] случился взрыв… Я услышал самолёт и звук сброшенных бомб. Потом мы увидели, как крыша [театра] взлетела в воздух».

Григорий Головнёв, 51-летний предприниматель, рассказал: «Я шёл по улице, ведущей к драмтеатру… Я услышал шум самолёта… но в тот момент я не обратил на это внимания, потому что [самолёты] постоянно летали вокруг… Потом я увидел, как крыша здания взорвалась… Она подпрыгнула на 20 метров, а потом рухнула… потом я увидел много дыма и обломков… Я не мог поверить своим глазам, потому что театр был убежищем. Там были две большие надписи «дети».

Виталий Контаров, 48-летний водитель грузовика, также находился недалеко от театра в момент удара. Он сказал Amnesty International: «Мы услышали самолёты… Я увидел, как один самолёт выпустил две ракеты в сторону театра».

19 марта 2022. Спутниковый снимок Maxar Мариупольского драматического театра, подвергшегося бомбардировке 16 марта. Это здание использовалось как убежище для сотен мирных жителей. На спутниковом снимке от 14 марта слово «Дети» написано большими белыми буквами на русском языке перед и за театром (c) 2022 Maxar Technologies

«Всё изменилось в одну секунду»

Всего опрошенные назвали Amnesty International имена и фамилии четырёх убитых: Михаила Гребенского, Любы Свиридовой, Елены Кузнецовой и Игоря Чистякова. Они также назвали имена (без фамилий) ещё троих человек, которые, по их мнению, были убиты. Несколько выживших и очевидцев сообщили, что видели трупы людей, которых не могли опознать, и вполне вероятно, что многие погибшие остаются незарегистрированными.

Молодая девушка, которой ещё не было 20 лет, укрывалась в подвале театра вместе со своим молодым человеком и матерью в момент попадания бомб. Она сказала Amnesty International: «В одну секунду всё изменилось. Всё подпрыгнуло… Люди начали кричать. Было полно пыли. … Я видела, как люди истекают кровью. Мы схватили документы и выбежали наружу… Некоторым людям не повезло».

Евгений Гребенецкий нашёл в зрительном зале тело своего отца Михаила. Евгений рассказал Amnesty International: «Было много раненых… Полицейские пытались вытащить людей из-под завалов… Сначала я увидел его [Михаила] руку. Сначала я увидел знакомую руку. Вы ведь знаете руки своих близких. Его лицо было залито кровью. Тело было завалено кирпичами… Я не хотел, чтобы мама видела».

Дмитрий Симоненко был рядом с Любой Свиридовой в последние минуты перед тем, как она умерла от полученных травм. Он рассказал Amnesty International: «Она была тяжело ранена. Ей удалось выползти из-под завалов… она просила нас запомнить её имя, потому что чувствовала, что умирает».

Многие другие опрошенные рассказали Amnesty International, что видели окровавленные тела и оторванные части тел, в том числе руки и ноги, среди обломков разрушенного после удара здания.

Преднамеренный удар по мирным жителям

Международное гуманитарное право (МГП) – свод правовых норм, определяющих принципы ведения вооружённого конфликта. Ключевой принцип МГП заключается в том, что стороны любого вооружённого конфликта должны всегда проводить различие между гражданскими лицами и гражданскими объектами, и комбатантами и военными объектами. Военные объекты могут являться законной целью; нанесение ударов по гражданским лицам и гражданским объектам является незаконным. До начала любой атаки комбатанты должны принять меры к тому, чтобы должным образом удостовериться, что их целью не являются гражданские лица или гражданские объекты.

Ни один из 28 выживших, опрошенных Amnesty International, как и никто из очевидцев, бывших неподалёку от театра в день нападения, не представили никакой информации, дающей основания предполагать, что украинские военные использовали драмтеатр как оперативную базу, склад для хранения оружия или место, откуда могут осуществляться нападения.

Гражданский характер театра и присутствие в нём многочисленных гражданских лиц были очевидны за несколько недель до удара. Характер нападения – удар непосредственно по зданию театра, тип оружия, которое, по всей видимости, было применено –  а также отсутствие поблизости какого-либо объекта, который мог бы потенциально служить законной военной целью, убедительно свидетельствуют о том, что театр являлся намеренно избранной целью. Соответственно, этот удар, по всей видимости, представляет собой преднамеренное нападение на гражданский объект и является военным преступлением.

«С воздуха и на земле российские войска совершали подробно задокументированные преднамеренные убийства мирных жителей в Украине, — заявила Аньес Калламар. — Необходимо срочно провести тщательное расследование, чтобы все, кто виновен в гибели и причинении увечий мирным жителям, а также в нанесении значительного ущерба гражданской инфраструктуре, были привлечены к ответственности».

Необходимо срочно провести тщательное расследование, чтобы все, кто виновен в гибели и причинении увечий мирным жителям, а также в нанесении значительного ущерба гражданской инфраструктуре, были привлечены к ответственности

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

Методология

В период с 16 марта по 21 июня Amnesty International собрала и проанализировала имеющиеся достоверные доказательства нападения на драмтеатр. К ним относятся полученные из первых рук свидетельства 53 человек, выживших при ударе или бывших очевидцами его нанесения и вызванных им последствий; 28 из них находились в момент удара внутри здания театра или в непосредственной близости от него. Amnesty International также проанализировала спутниковые снимки и данные с радаров, полученные непосредственно перед ударом и сразу после него; достоверные фото- и видеоматериалы, представленные выжившими и очевидцами; а также два комплекта проектных планов театра.

Исследование было подкреплено анализом, проведённым Crisis Evidence Lab (Лабораторией по поиску свидетельств) Amnesty International, сотрудники которой изучили и верифицировали 46 фотографий и видео, касающихся нанесённого удара, которые были опубликованы в социальных сетях, а также те 143 фотографии и видео, которые были переданы исследователям в частном порядке.

Amnesty International ведёт документальную фиксацию нарушений прав человека и международного гуманитарного права, совершающихся в ходе войны в Украине; материалы доступны по ссылке.