Год спустя после прихода Дональда Туска к власти обещанный доступ к безопасному и легальному аборту в Польше остаётся недостижимым. Несмотря на попытки реформ, правительство откладывает решение вопроса, что ставит под угрозу здоровье и жизни польских женщин. О борьбе за свои права польских активисток рассказывает Анна Блуш, исследовательница Amnesty International по вопросам гендерной справедливости.
Ровно год назад, в день выборов в Польше, я присоединилась к огромной очереди, извивавшейся вокруг избирательного участка в Варшаве в холодный осенний день. Несмотря на холод и часы ожидания, атмосфера была праздничной. В воздухе витало ощущение перемен: было очевидно, что после восьми лет реакционного правления партии «Право и справедливость» (ПиС) грядут изменения.
Позже той ночью, наблюдая за результатами экзитполов в переполненном баре, стало ясно, что это были выборы, не похожие на другие: рекордная явка (74%) и беспрецедентное количество женщин и молодёжи, которые пришли голосовать.
Среди вопросов, которые мобилизовали такое количество людей, были обещания Дональда Туска и его «Гражданской коалиции» о либерализации репрессивного закона об абортах в Польше, который разрешает прерывание беременности только в случаях изнасилования, инцеста или угрозы жизни и здоровью беременной. Хотя аборты в Польше уже серьёзно ограничены с 1993 года, решение Конституционного трибунала 2020 года, вступившее в силу на следующий год, убрало одно из законных оснований для аборта — в случае серьёзных нарушений развития плода — и установило почти полный запрет на прерывание беременности.
В случае избрания Туск обещал, что доступ к бесплатному, безопасному и легальному аборту станет реальностью в течение 100 дней после прихода к власти. Однако 100 дней прошли, и целый год спустя после формирования правительства Туска возможность обеспечения доступа к безопасному и легальному аборту для всех, кто в нём нуждается, по-прежнему кажется далёкой.
В июле 2024 года парламент так и не смог принять законопроект, направленный на устранение последствий ужесточения закона об абортах при правлении ПиС и решения Конституционного трибунала, подконтрольного ПиС, в 2020 году. Законопроект, который также предусматривал прекращение уголовного преследования за «помощь в аборте», был отклонён членами правящей коалиции — Польской народной партией (PSL), которые проголосовали против наряду с членами ПиС и другими консерваторами.
Как политики из PSL, так и центристская партия «Польша 2050» высказались в поддержку восстановления «компромиссного» закона об абортах, принятого в 1993 году, который позволял проводить аборты в случаях серьёзных или летальных нарушений развития плода, наряду с нынешними законными основаниями. В качестве альтернативы они предложили вынести этот вопрос на референдум. Оба этих предложения противоречат международному праву в области прав человека, которое требует от государств декриминализировать аборты и обеспечить доступ к безопасным абортам для всех, кто в них нуждается, без дискриминации и с соблюдением личной автономии и прав человека.
В августе Дональд Туск прямо заявил, что до следующих выборов невозможно будет заручиться парламентским большинством для поддержки либерализации закона об абортах. Это заявление подразумевает, что никаких дальнейших попыток провести реформу не будет по крайней мере в течение следующих трёх лет.
Но для польских женщин, девочек и всех, кто может забеременеть, ждать три года — это не вариант.
Для польских женщин, девочек и всех, кто может забеременеть, ждать три года — это не вариант
С момента введения ограничений в январе 2021 года они ощутили их на себе, иногда с трагическими последствиями для женщин и их семей. «Эффект устрашения» привёл к тому, что врачи чаще всего не предпринимают спасательных мер для беременных пациенток, и с момента вступления в силу закона несколько женщин потеряли свои жизни.
Новые рекомендации по абортам, выпущенные правительством в августе, были представлены как мера, направленная на смягчение «эффекта устрашения» среди медицинского персонала. Однако, несмотря на то, что в них подчёркивается необходимость учитывать психологическое состояние наравне с другими медицинскими показаниями, они лишь повторяют уже существующие ограниченные условия, при которых аборты могут быть законными.
Польские женщины хорошо знают, что такое нарушенные обещания и как наши голоса используются в политических играх. У нас не было иллюзий, что столь необходимое изменение произойдёт благодаря политической доброй воле любого мужчины, который окажется во главе нашего следующего правительства. Потому что мы были в авангарде этих изменений.
Польские женщины маршировали, сталкивались с арестами. Они подавали иски в суды и лоббировали защиту своих прав перед политиками в парламенте. Они занимались активной деятельностью в области репродуктивных прав в Польше и за её пределами, а некоторые, как Юстына Выджиньска, предоставляли абортивные таблетки нуждающимся и подвергались судебному преследованию за это.
И, несмотря на риск уголовного преследования, мы продолжаем брать на себя заботу о своём репродуктивном здоровье и автономии. Женская организация Abortion Dream Team собирает средства на открытие первой клиники по абортам в стране. В сентябре существующая много лет Федерация за права женщин и планирование семьи (FEDERA) открыла свою первую клинику сексуального и репродуктивного здоровья в Варшаве.
Женщины не могут продолжать умирать от гендерного насилия, совершаемого нашим собственным государством. Бездействие правительства в вопросе абортов неприемлемо и невыносимо. Премьер-министр Туск и другие лидеры коалиционных партий (мужчины, разумеется) должны проснуться и признать наше право на аборт, доступный свободно, безопасно и законно, в польском законодательстве.
Человек, которого мы избрали премьер-министром, должен выполнить своё обещание перед польскими женщинами и работать с обладателями прав, гражданским обществом и экспертами, чтобы привести своих коалиционных партнёров к тому, чтобы легальные аборты в Польше стали реальностью.
Анна Блуш, исследовательница Amnesty International по вопросам гендерной справедливости.
Материал впервые появился в издании EUObserver.