- Как минимум семь мирных жителей погибли и десятки получили ранения в результате удара 3 июня
- Удары неуправляемыми реактивными снарядами «Град» должны расследоваться как военные преступления
- «Жилые районы нельзя обстреливать заведомо неточным оружием» – Брайан Кестнер
Российские военные стали всё чаще наносить удары по регионы и мирные жители украинского города Сумы всё чаще оказываются под незаконными обстрелами, заявила сегодня Amnesty International.
В начале месяца российские войска обстреляли город Сумы из реактивной системы залпового огня (РСЗО) неуправляемыми 122-мм реактивными снарядами «Град», в результате чего погибли по меньшей мере семь мирных жителей, а десятки получили ранения. Эти неуправляемые боеприпасы заведомо неточны и у них широкая площадь поражения, поэтому они никогда не должны применяться в густонаселённых районах.
В центре города Сумы, расположенного примерно в 40 километрах от границы с Россией, проживает около 200 000 человек, в подавляющем большинстве мирных жителей, которые продолжают жить здесь в течение всей российской агрессии. За последние недели Россия захватила несколько населённых пунктов в этом регионе. На сегодняшний день российская армия приблизилась к городу Сумы на расстояние артиллерийского выстрела.
«В нашем исследовании показано, как реактивные снаряды «Град» привели к гибели людей и разрушениям на большой территории города Сумы. Такие неизбирательные атаки должны расследоваться как военные преступления, – заявил Брайан Кестнер, руководитель отдела кризисных исследований Amnesty International. – Продолжающаяся российская агрессия разрушила мирную жизнь в Украине. Нельзя стрелять из принципиально неточного оружия по густонаселённым районам с гражданским населением. Поскольку российская армия, судя по всему, усиливает атаки на Сумы и вообще по всей Украине, мы вновь призываем соблюдать международное гуманитарное право. Гражданское население не является военной целю».
В нашем исследовании показано, как реактивные снаряды «Град» привели к гибели людей и разрушениям на большой территории города Сумы. Такие неизбирательные атаки должны расследоваться как военные преступления
Брайан Кестнер, руководитель отдела кризисных исследований Amnesty International
Amnesty International провела удаленные интервью с девятью людьми, которые были свидетелями ударов в Сумах 3 июня 2025 года. Также были изучены десятки фотографий, видеозаписей и сообщений в социальных сетях, в том числе видеозаписи, сделанные сразу после ударов, и фотографии фрагментов боеприпасов, подтверждающие использование 122-мм реактивных снарядов «Град». Amnesty International посетила пять из семи известных мест падения ракет, чтобы проверить, когда и где произошел обстрел.
По новым данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, за последние месяцы значительно возросло количество пострадавших от российских обстрелов в Украине, особенно в регионах, расположенных близко к линии фронта. По данным украинских властей, российские военные совершают от 80 до 120 обстрелов Сумской области в день.
«Опасно везде»
Третьего июня около 9:15 утра по городу Сумы было выпущено по меньшей мере пять неуправляемых ракет. Снаряды попали в густонаселенные городские районы, в результате чего погибло как минимум семь человек, а десятки получили ранения. Фотографии и показания свидетелей указывают на то, что все эти удары были нанесены примерно в одно и то же время и одним и тем же оружием, что позволяет предположить, что они были частью одного залпа реактивных снарядов «Град».
Ракеты «Град» невозможно точно навести на цель, а залпы, выпущенные из РСЗО, часто поражают большую территорию. Поэтому их применение в местах скопления гражданского населения является неизбирательным нападением, поскольку они не делают различий между военными целями, с одной стороны, и гражданским населением и гражданскими объектами – с другой. Неизбирательное нападение, в результате которого погибают или получают ранения гражданские лица, может являться военным преступлением.
Сергей Коротенко, 63-х лет, инженер на пенсии, ехал в своей машине на местный рынок. Он погиб, когда снаряд упал на перекрёстке проспекта Шевченко рядом с его машиной.
Его сын, Андрей, находился в своем офисе примерно в 400 метрах от места происшествия, когда услышал взрывы. Он сразу же поехал на место удара. Он рассказал Amnesty International: «Когда я приехал туда, там уже были пожарные машины и пожарные, много дыма, много людей. В магазине не осталось ни одной витрины. Была настоящая паника, мы бегали туда-сюда».
Район был оцеплен спасателями и полицией, а рядом с перекрестком горели автомобили. Позже, когда Андрей увидел фотографии в Telegram с места удара, он понял, что тело его отца лежало на земле недалеко от места падения ракеты.
Свидетели, в том числе медики, рассказали, что после взрыва на земле лежали четыре или пять человек с серьезными ранениями. Десятки людей были ранены осколками и разбитым стеклом на перекрестке, где расположены кафе, аптеки и магазины.
Городские власти Сум сообщили, что в день атаки погибли четыре человека. В последующие дни от полученных травм скончались 86-летняя женщина и 17-летний подросток, в результате общее число погибших на проспекте Шевченко достигло шести человек.
Олена Шульга, живущая в доме, выходящем окнами на место удара, едва избежала двух взрывов. Она рассказала Amnesty International: «Я старалась [на протяжении всей войны] не ходить в опасные места в опасное время суток… Теперь выясняется, что безопасных мест нет, опасно везде, и никто не может угадать, на каком перекрестке он умрёт».
Удары по больнице и жилым домам
Amnesty International также посетила ещё четыре места, где ракеты упали примерно в то же время 3 июня.
На улице Ремисныча, примерно в двух километрах от проспекта Шевченко, Сергей Панков услышал взрывы сразу после девяти утра. Когда он прибежал к себе домой, соседи сказали ему, что в его квартиру на девятом этаже попала ракета. Он сказал Amnesty International: «Если бы я был дома, то сегодня были бы мои поминки. Она попала точно туда, где я сплю».
На улице Горова, примерно в трёх километрах от проспекта Шевченко, 35-летний мужчина погиб на месте, когда рядом с ним упала ракета. Когда представители Amnesty International посетили место, где он был убит, там всё ещё были видны пятна крови и следы от осколков.
Ракета «Град» упала на клумбу у многоквартирного дома на соседней улице Металлургов и изрешетила осколками первые два этажа. Представители Amnesty International посетили это место, чтобы подтвердить нанесенный ущерб. Светлана Говорун, 72 лет, и её муж едва не были ранены у себя в квартире. Она сказала: «Мы случайно остались живы».
В это же время был нанесен удар по Сумской городской клинической больнице номер четыре, также расположенной на улице Металлургов. Директор больницы сообщил Amnesty International, что в тот день в стационаре находилось около 160 пациентов. К счастью, из-за того, что прозвучала сирена воздушной тревоги, все пациенты и большинство сотрудников в момент удара находились в бомбоубежище больницы.
Он сказал: «Снаряд упал совсем рядом с нашим хосписом, отделением паллиативной помощи… Это люди, которым нужен круглосуточный уход, которые не могут ходить самостоятельно».
Одного из водителей машин скорой помощи задело осколками, ранило в руку. В больнице были выбиты окна, повреждён фасад и крыша здания.
Согласно международному гуманитарному праву, больницы и медицинские учреждения подлежат особой защите. Стороны любого вооружённого конфликта должны принимать все возможные меры предосторожности, чтобы свести к минимуму ущерб для пациентов, персонала и помещений в ходе боевых действий.
СПРАВКА
Российские войска совершают преступления в отношении гражданского населения Украины с момента оккупации Крыма в феврале 2014 года. После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году, которое привело к массовым нарушениям международного гуманитарного права и прав человека, МУС выдал ордера на арест шести российских чиновников, в том числе Владимира Путина, за военные преступления и преступления против человечности.
Amnesty International ранее уже фиксировала неизбирательные нападения и прямые атаки на гражданское население, которые должны быть расследованы как военные преступления в Чернигове, Изюме, Киевской области, Мариуполе и по всей Украине.