Европа должна прекратить возвращать уроженцев Северного Кавказа в Россию, где им грозят пытки и жестокое обращение

Власти европейских стран должны немедленно прекратить возвращать беженцев и просителей убежища с Северного Кавказа обратно в Россию, где им угрожают пытки и другие виды жестокого обращения и их могут заставить участвовать в российской агрессии против Украины, говорится в опубликованном сегодня новом исследовании Amnesty International.

В брифинге «Европа: точка невозврата» рассказывается о том, что власти Германии, Польши, Румынии, Франции, Хорватии и других стран экстрадировали или пытались выслать просителей убежища, тем самым отказывая в праве на международную защиту людям, которые, спасаясь от преследований на Северном Кавказе, пытались получить убежище в европейских странах. Из-за религиозной и этнической принадлежности – чеченцы, дагестанцы, ингуши и другие этнические группы, в основном мусульмане – целые общины были объявлены «опасными экстремистами», представляющими потенциальную угрозу национальной безопасности, что якобы оправдывает их возвращение в регион, где их права находятся под реальной угрозой.

«Возмутительно, что, несмотря на заявления о замораживании любого судебного сотрудничества с Россией после ее полномасштабного вторжения в Украину, несколько европейских государств угрожают отправить людей, бежавших от преследований на Северном Кавказе, обратно – туда, где их преследовали. Европейские страны должны осознать, что многие уроженцы этого региона по возвращении могут быть арестованы или похищены, их будут пытать или подвергнут другим видам жестокого обращения или принудительно отправят в действующую армию», – заявил Нилс Муйжниекс, директор Amnesty International по Европе.

Возмутительно, что, несмотря на заявления о замораживании любого судебного сотрудничества с Россией после ее полномасштабного вторжения в Украину, несколько европейских государств угрожают отправить [на родину] людей, бежавших от преследований на Северном Кавказе

Нилс Муйжниекс, директор Amnesty International по Европе

«Положение тех, кто бежал с Северного Кавказа, резко ухудшилось из-за катастрофического снижения стандартов в области прав человека в России после её вторжения в Украину. Дома им грозят преследования – пытки, произвольные задержания и насильственные исчезновения, без шансов привлечь виновных к ответственности, а в европейских странах их исторически стигматизируют и могут депортировать или экстрадировать на родину», — добавил он.

Ситуация с правами человека на Северном Кавказе, особенно в Чечне, чудовищная. Любой, кто критикует правительство, занимается правозащитной деятельностью или считается представителем ЛГБТИ-сообщества, может подвергнуться преследованиям, равно как и его друзья и родные.

С начала полномасштабного вторжения в Украину и без того неблагополучная ситуация с соблюдением прав человека в России значительно ухудшилась. Резко выросла опасность применения пыток и других видов жестокого обращения, широко распространённых в местах лишения свободы и до вторжения, а также появились достоверные сообщения о том, что представителей российских этнических меньшинств несоразмерно часто мобилизуют в воюющую армию. Тем, кто отказывается от мобилизации или пытается её избежать, грозят серьёзные нарушения прав человека.

Один чеченский проситель убежища рассказал Amnesty International: «Людей забирают прямо с улицы, и у вас есть выбор – либо сесть в тюрьму на 10 лет, либо отправиться воевать. Тюрьма в Чечне… это как будто тебя больше нет. Но, по крайней мере, ты можешь выйти лет через 10. Это, наверное, лучше, чем быть мобилизованным, воевать, погибнуть».

Людей забирают прямо с улицы, и у вас есть выбор – либо сесть в тюрьму на 10 лет, либо отправиться воевать. Тюрьма в Чечне… это как будто тебя больше нет

Проситель убежища из Чечни

Выход России из Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и прекращение независимого мониторинга ситуации с соблюдением прав человека в стране резко повысили риск нарушений прав человека и лишили пострадавших немногочисленных возможностей привлечь виновных к ответственности.

Многим уроженцам Северного Кавказа, бежавшим из-за катастрофической ситуации на родине, теперь грозит высылка, экстрадиция или депортация из европейских стран, что является нарушением принципа недопустимости принудительного возвращения. Угрозы правительств вернуть людей в Россию звучат на фоне царящих в Европе дискриминации и стигматизации выходцев с Северного Кавказа, которые в большинстве своем являются мусульманами. Эти угрозы стали ещё серьёзнее после израильских бомбардировок Газы и всё более жестоких атак, арестов и убийств на Западном берегу после нападения ХАМАС на юг Израиля 7 октября.

Запрет на возвращение людей туда, где им угрожают пытки и другие виды жестокого обращения, является абсолютным и не допускает исключений, в том числе и по соображениям национальной безопасности. Правовые основания для передачи в Россию часто звучат туманно или надуманно, в том числе из-за использования предоставляемой спецслужбами засекреченной информации и необоснованных обвинений, исходящих из самой России, в частности в виде «красных уведомлений» Интерпола. Российские власти используют такие уведомления для преследования политических оппонентов, диссидентов, правозащитников, журналистов, их родственников и близких. Некоторые европейские государства также принимают заведомо сомнительные «дипломатические заверения» российских властей о неприменении пыток, чтобы оправдать возвращение в страну уроженцев Северного Кавказа. Такие «заверения», полученные от России, где пытки распространены повсеместно, а системой уголовного правосудия регулярно злоупотребляют, являются лишь попыткой обойти абсолютное обязательство государства не отправлять человека туда, где ему грозят грубые нарушения прав человека.

После того как 13 октября 2023 года уроженец Северного Кавказа нанёс смертельный удар ножём школьному учителю в Аррасе, опасность высылки из Франции в Россию значительно возросла. В дни, последовавшие за нападением в Аррасе, президент Макрон призвал к «беспощадному» подходу к тому, что он назвал «экстремизмом» с «особым подходом к молодым людям с Кавказа в возрасте от 16 до 25 лет». Президент также уполномочил своего министра внутренних дел Жеральда Дарманена связаться с российскими властями по вопросу возможных депортаций. Сообщается, что уже есть планы по депортации в Россию до 11 человек.

Франция уже давно сотрудничает с Россией в сфере депортации чеченцев, подозреваемых в «экстремизме»

Франция уже давно сотрудничает с Россией в сфере депортации чеченцев, подозреваемых в «экстремизме». В феврале 2022 года Дауд Мурадов, молодой чеченец, которого Франция депортировала в Россию, несмотря на очевидные доказательства того, что ему грозили пытки или другие виды жестокого обращения, умер в заключении при подозрительных обстоятельствах. Французские власти не только депортировали его, но и передали российским властям подробную информацию из его ходатайства о предоставлении убежища, содержащую персональные данные тех, кто помог ему бежать, а также членов его семьи.

Франция – не единственная европейская страна, готовая отправлять людей в Россию в нарушение принципа недопустимости принудительного возвращения – абсолютного запрета на высылку людей в любое место, где им грозят серьёзные нарушения прав человека.

В Румынии в марте 2022 года власти задержали чеченскую просительницу убежища Амину Гериханову на основании того, что она якобы представляет угрозу национальной безопасности. Она бежала из своего дома в Украине после вторжения России в феврале 2022 года. Румынские пограничники разлучили её с маленьким сыном и поместили под стражу в ожидании экстрадиции на основании российского «красного уведомления» Интерпола. Её экстрадиция в Россию была остановлена только после массового протеста общественности и принятия обеспечительных мер Европейским судом по правам человека. В итоге Румыния предоставила ей убежище.

Магомед Зубагиров бежал от преследований в родном Дагестане в 2017 году. Вместе с женой он обосновался в Украине, но в марте 2022 года был вынужден снова бежать после начала российского полномасштабного вторжения. Несмотря на его просьбу о предоставлении убежища на польско-украинской границе, польские власти отказали ему во въезде на основании «красного уведомления» Интерпола, поступившего от России, и вместо этого депортировали его на родину.

«Уже несколько лет европейские правительства и институты игнорируют или преуменьшают серьезную опасность, грозящую всем, кого возвращают на Северный Кавказ. Сейчас эти угрозы стали ещё более значительными, и использовать предлог эскалации напряженности на Ближнем Востоке для оправдания возвращения лиц, ищущих убежища, просто бессовестно», – подчеркнул Нилс Муйжниекс.

«Правительства европейских стран должны немедленно прекратить все попытки вернуть в Россию людей, которым угрожают пытки или другие нарушения прав человека, и осознать, что эти риски значительно выше именно для выходцев с Северного Кавказа. Необходимо справедливо оценивать потребности в защите людей, бежавших в Европу, и учитывать плачевную ситуацию с соблюдением прав человека в России и продолжающейся войны в Украине», — заявил он.