С момента захвата власти в Афганистане год назад талибы ведут непрерывное наступление на права человека, преследуя меньшинствf, жестоко подавляя мирные протесты, ущемляя права женщин и прибегая к внесудебным казням и насильственным исчезновениям, чтобы посеять страх среди афганцев, заявила сегодня Amnesty International, представляя свой новый брифинг.
Брифинг «Власть талибов: год насилия, безнаказанности и нарушенных обещаний« содержит документально подтверждённые свидетельства грубейших нарушений прав человека, допущенных талибами за год своего пребывания у власти. В брифинге рассказывается о повсеместно происходящих и остающихся безнаказанными преступлениях, в частности, пытках, убийствах из мести и насильственных выселениях противников талибов; все эти злоупотребления происходят несмотря на то, что первоначально талибы обещали защищать права женщин, обеспечить свободу прессы и провести амнистию для государственных чиновников.
«Год назад талибы публично взяли на себя обязательство защищать права человека и содействовать их осуществлению. Однако на деле скорость, с которой они уничтожают всё, что было достигнуто в области обеспечения прав человека за 20 последних лет, просто ошеломляет. Всякие надежды на перемены быстро испарились, поскольку стало очевидно, что «Талибан» стремится управлять через подавление, репрессии и насилие, пользуясь при этом полнейшей безнаказанностью», — заявила Ямини Мишра, региональный директор Amnesty International по Южной Азии.
Год назад талибы публично взяли на себя обязательство защищать права человека и содействовать их осуществлению. Однако на деле скорость, с которой они уничтожают всё, что было достигнуто в области обеспечения прав человека за 20 последних лет, просто ошеломляет
Ямини Мишра, региональный директор Amnesty International по Южной Азии
«Произвольные задержания, пытки, насильственные исчезновения, суммарные казни вновь стали реалиями повседневной жизни. Женщин и девочек лишили их прав, их ждёт безрадостное будущее без надежды получить образование или участвовать в общественной жизни», — добавила она.
Amnesty International призывает «Талибан» немедленно прекратить совершать грубые нарушения прав человека и преступления по международному праву. Поскольку де-факто талибы являются властью в Афганистане, они должны немедленно восстановить права афганского народа, всячески защищать и продвигать их.
«Чтобы не допустить дальнейшего обострения кризиса с правами человека в Афганистане, международное сообщество должно предпринять конкретные действия для того, чтобы привлечь талибов к ответственности за совершённые преступления», — подчеркнула Ямини Мишра.
Свобода выражения мнений и свобода собраний
В исследовании Amnesty International подробно описывается, как силовые структуры «Талибана» применяют чрезмерную силу, добиваясь реализации запрета на мирные протесты полицейскими мерами. В нескольких крупных городах силовики разогнали мирные протесты, избивая мирных протестующих и стреляя по ним.
Один из участников протестов из провинции Герат рассказал Amnesty International о травмах и увечьях, которые нанесли ему и другим демонстрантам сотрудники силовых структур: «Я увидел человека, лежащего в луже крови в канаве на улице; я думаю, его убили… Мне сломали руку, но я не пошёл в больницу, потому что боялся, что меня могут задержать за участие в акции протеста».
Наступление талибов на свободу слова направлено против правозащитников и активистов гражданского общества, многие из которых подвергались за свою деятельность преследованиям, угрозам и произвольным задержаниям; некоторые активисты были убиты.
Наступление талибов на свободу слова направлено против правозащитников и активистов гражданского общества, многие из которых подвергались за свою деятельность преследованиям, угрозам и произвольным задержаниям; некоторые активисты были убиты
Свобода СМИ также оказалась под ударом. Девятнадцатого сентября 2021 года Государственный центр СМИ и информации издал расплывчато сформулированный указ, в соответствии с которым журналистам запрещается публиковать материалы, «противоречащие исламу» или «оскорбляющие национальных деятелей».
За прошедший год более 80 журналистов были задержаны и подвергнуты пыткам за то, что освещали проведение мирных акций протеста. Один журналист рассказал Amnesty International: «Меня так сильно избивали и хлестали кнутом по ногам, что я не мог стоять… Моя семья подписала документ, обещая, что после освобождения я никому не буду рассказывать о том, что со мной случилось. Если бы я это сделал, талибы имели бы право арестовать всю мою семью».
Меня так сильно избивали и хлестали кнутом по ногам, что я не мог стоять… Моя семья подписала документ, обещая, что после освобождения я никому не буду рассказывать о том, что со мной случилось. Если бы я это сделал, талибы имели бы право арестовать всю мою семью
Афганский журналист
Произвольные задержания, пытки и жестокое обращение
С августа 2021 года поступают многочисленные сообщения о том, что боевики Талибана избивают и пытают афганцев, которые, по их мнению, нарушили распоряжения талибов или обвиняются в сотрудничестве с прежними властями страны.
Сотни мирных жителей были незаконно задержаны. Многих при задержании избивали прикладами автоматов или хлестали кнутом. Сахиба* (имя было изменено), женщина, принимавшая участие в протестных выступлениях, рассказала Amnesty International, что после того, как служба безопасности талибов отпустила её, всё тело у неё было в синяках.
«Не было ни суда, ни обвинений, ни соблюдения правовых процедур. Нас схватили прямо на улице и несколько дней удерживали в частной тюрьме, где у нас не было доступа ни к семье, ни к адвокату, ни к каким-либо должностным лицам… Некоторые женщины и девушки, находившиеся в одном помещении со мной, потом так и не вернулись, и никто из нас не знает, что с ними случилось», — сказала Сахиба.
Внесудебные казни и насильственные исчезновения
Убийства из мести, суммарные казни предполагаемых бойцов сопротивления и другие преступления, которые, как сообщается, были совершены талибами после их прихода к власти, могут быть приравнены к военным преступлениям.
Были проведены сотни внесудебных казней, обнаружены тела с огнестрельными ранениями и следами пыток. Десятки людей пропали без вести, их местонахождение до сих пор неизвестно. Предполагается, что они пострадали за свою деятельность при предыдущем правительстве или из-за подозрений в причастности к оказанию сопротивления талибам.
Тридцатичетырёхлетний Тораб Какар рассказал Amnesty International, что несмотря на получение «письма о помиловании» от талибов его друг Джалал, служивший в Афганских национальных силах обороны и безопасности (ANDSF), был увезён талибами в неизвестном направлении.
«Талибы связали ему руки за спиной, завязали глаза и избивали его, пока его жена и дети, родители и младшие братья и сёстры кричали и плакали», — рассказал он. Позже, когда родные Джалала пытались вести какие-то поиски, начальник местной разведслужбы пригрозил им и предупредил, чтобы они не пытались искать Джалала.
Преследование этнических и религиозных меньшинств
Через несколько недель после прихода талибов к власти появились сообщения о том, что тех афганцев, которые не принадлежат к народу пуштунов, принудительно выселяют из их домов и сгоняют с земли, чтобы талибы имели возможность вознаградить своих сторонников землёй и имуществом, отнятым у представителей других этнических групп, в частности, у хазарейцев, туркменов и узбеков.
Сообщалось, что принудительные выселения проводятся по всей стране, в том числе в провинциях Балх, Гильменд, Дайкунди, Кандагар и Урузган, что привело к дальнейшему увеличению и без того уже огромного числа внутренне перемещённых лиц. По оценкам Организации Объединённых Наций к июню 2022 года число внутренне перемещённых афганцев выросло до более чем 820 тысяч человек.
По оценкам Организации Объединённых Наций к июню 2022 года число внутренне перемещённых афганцев выросло до более чем 820 тысяч человек
Тридцатого августа 2021 года талибы незаконно убили 13 этнических хазарейцев, в том числе 17-летнюю девочку, в провинции Дайкунди. Согласно свидетельствам очевидцев, собранным Amnesty International, талибы во внесудебном порядке казнили девятерых сдавшихся бывших членов ANDSF. Эти убийства, скорее всего, являются военными преступлениями.
Ограничения прав женщин и девочек
С тех пор, как талибы пришли к власти, женщины в Афганистане всё чаще и чаще сталкиваются с насилием. Иногда такие действия используются в качестве наказания для членов их семей.
Лида, жена бывшего сотрудника афганских силовых структур, была застрелена двумя талибами, подъехавшими к ней на мотоцикле. Двадцатидвухлетняя женщина, бывшая на восьмом месяце беременности, была убита на месте. Вместе с ней погибли двое её детей в возрасте двух и четырёх лет.
Десятки женщин были задержаны и подвергнуты пыткам за участие в мирных акциях протеста в защиту своих прав, на фоне обвального роста различных ограничений, практически лишивших женщин их прав.
Десятки женщин были задержаны и подвергнуты пыткам за участие в мирных акциях протеста в защиту своих прав, на фоне обвального роста различных ограничений, практически лишивших женщин их прав
Талибы отбросили право на образование, лишив миллионы афганских девочек всякой перспективы получить образование. Когда 17 сентября 2021 года вновь открылись общеобразовательные школы, талибы запретили посещать их девочкам старше шестого класса; было заявлено, что это временная мера, до тех пор, пока в школах не будет больше женщин-учителей, что позволит обеспечить «надлежащие» условия для раздельного обучения учащихся по признаку пола. На сегодняшний день никакие из этих планов не были реализованы.
Mина* (имя изменено), 29-летняя учительница из Кабула, рассказала Amnesty International о своём отчаянии по поводу будущего дочери: «…история повторяется… я смотрю на свою школьную форму, вспоминаю свои школьные годы, учащихся, учителей; но у меня не осталось другого выбора, кроме как остаться дома».
«Мы не должны просто стоять в стороне, наблюдая, как рушатся права всего населения Афганистана. Твёрдая, конкретная и единая реакция международного сообщества – единственная надежда положить конец кошмару, который афганцы переживают уже целый год», — подчеркнула Ямини Мишра.