Нападение на блогера Миразиза Базарова Amnesty International.

Совместное заявление. Власти Узбекистана должны прекратить репрессии в отношении блогера Миразиза Базарова за осуществление им своего права на свободу выражения мнений

Миразиз Базаров, блогер из Узбекистана, открыто критиковал действия правительства и ситуацию с правами человека в Узбекистане. В марте в своём аккаунте в TikTok и на своём Telegram-канале Базаров сообщил, что ему поступают многочисленные угрозы расправой – в интернете, по телефону и лично, в том числе угрозы убийством; все эти угрозы поступали в связи с его правозащитной деятельностью. Его мать и подруга также получали угрозы применения насилия.

Двадцать восьмого марта 2021 года Базаров подвергся физическому нападению; несколько мужчин в масках напали на него в тот момент, когда он шёл к дому своей подруги в Ташкенте. В тот же день его госпитализировали, чтобы оказать ему помощь в связи с полученными травмами, однако в течение нескольких дней он был лишён связи с внешним миром. Позже ему был разрешён ограниченный доступ к матери и адвокату, однако на этих встречах всегда присутствовали представители государственной власти. В его больничной палате по-прежнему не разрешается пользоваться мобильными телефонами с доступом в интернет. Власти утверждают, что к нему приставили охрану для того, чтобы обеспечить его безопасность, однако мы обеспокоены тем, что основная цель охранников – ограничить его возможность общаться с внешним миром и публиковать посты в социальных сетях. Имеются сообщения о том, что Базарову больше не требуется лечение, однако, по всей видимости, по распоряжению властей ему не позволяют выписаться из больницы.

Милиция начала расследование нападения, совершённого на него 28 марта, однако на момент написания этого материала никому не было предъявлено никаких обвинений. Власти Узбекистана должны провести эффективное расследование нападения, произошедшего 28 марта, а также угрозы применения насилия в отношении Базарова, его матери и его подруги, и привлечь виновных к ответственности.

Организации, совместно выступающие с этим заявлением, обеспокоены тем, что власти Узбекистана могут сфабриковать дело против Базарова, чтобы наказать его за мирное осуществление им своего права на свободу выражения мнений. Власти должны защитить право Базарова на свободу выражения мнений и пресекать любые попытки привлечь его к ответственности за осуществление своих прав.

НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИНОВНЫХ В НАПАДЕНИИ НА БАЗАРОВА, И ТЕХ, КТО УГРОЖАЛ ЕМУ

Пятого марта Миразиз Базаров выразил свою поддержку публичному заявлению, сделанному Международной ассоциацией лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгендерных людей и интерсексов (ILGA-Europe). Это заявление поддержали 43 НКО, в том числе и авторы данного документа. В заявлении выражался призыв декриминализовать сексуальные отношения между взрослыми мужчинами по обоюдному согласию; заявление было также опубликовано в Instagram. Позже Базаров, его мать и его девушка стали получать многочисленные угрозы расправой со стороны узбекских традиционалистов, в том числе угрозы убийством, а его собственный адрес и адрес его матери были опубликованы в интернете. В период с 5 по 28 марта Базаров пытался подать жалобу на поступающие угрозы в правоохранительные и другие государственные органы, которые, по его словам, отказались их принимать. Ранее он получал многочисленные угрозы в связи с той информацией, которую он размещал в своём блоге.

Вечером 28 марта, когда Базаров и его девушка шли к её дому, из припаркованной возле дома машины вышли трое мужчин в масках, один из которых был вооружён бейсбольной битой. Мужчины жестоко избили Базарова, в результате чего он получил серьёзные травмы, в частности, сотрясение мозга и перелом ноги. Позже его госпитализировали и прооперировали в Республиканской клинической больнице № 1, где его круглосуточно охраняли сотрудники государственных силовых структур.  

Двадцать девятого марта сотрудники милиции допросили Базарова. Мать Миразиза Базарова впервые смогла ненадолго навестить его, когда он пришёл в сознание после операции 31 марта. После этого ей и адвокату, приглашённому 31 марта для защиты интересов Базарова, не разрешали посещать его в течение следующих пяти дней, и на момент написания этого заявления им разрешается посещать его в течение примерно 30 минут в день и только в присутствии сотрудников силовых структур. Любые посещения друзей и родственников запрещены. Охранники пристально следят за тем, чтобы Базаров не мог получить мобильный телефон с доступом в интернет.

Двадцать восьмого марта Ташкентское городское управление внутренних дел возбудило уголовное дело по факту нападения на Базарова в связи с «умышленным нанесением телесных повреждений средней степени тяжести» (статья 105, часть 2, параграф «i» Уголовного кодекса), за которое предусмотрено наказание в виде пяти лет лишения свободы. До сих пор oбвинений по этому делу предъявлено не было.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО ВЛАСТИ МОГУТ СФАБРИКОВАТЬ ДЕЛО ПРОТИВ МИРАЗИЗА БАЗАРОВА

Мы обеспокоены тем, что власти могут попытаться наказать Миразиза Базарова за мирное осуществление им своего права на свободу выражения мнений, по всей видимости, сфабриковав против него уголовное дело. В 2020 году Базаров раскритиковал отсутствие прозрачности и общественного контроля за использованием кредитов, полученных Узбекистаном от Международного валютного фонда (МВФ) и Азиатского банка развития (АБР) для противодействия COVID-19, и его посты получили широкое распространение в социальных сетях. В размещённых им постах в защиту ЛГБТИ-людей содержалась критика в отношении двойных стандартов, к которым прибегают официальные лица в Узбекистане. Сексуальные отношения между взрослыми мужчинами по обоюдному согласию являются в Узбекистане уголовным преступлением и наказываются лишением свободы на срок до трёх лет. 

Шестого марта Базаров и сотни юных поклонников японского аниме и корейской поп-музыки K-Pop собрались в центре Ташкента, и Базаров разместил в интернете видео с призывом собираться на площади Амира Темура каждое воскресенье. По словам сторонников Базарова, эти встречи задумывались как собрания молодых людей, разделяющих увлечение этими культурными течениями.

Примерно в 15:00 в воскресенье, 28 марта, на площадь Амира Темура вышла группа людей, выкрикивавших «Аллах Акбар!» и искавших, по всей видимости, повод для конфронтации с молодыми поклонниками K-Pop и японского аниме. Базаров призывал людей не собираться в этот день, так как считал, что такая встреча может быть опасной для её участников. Некоторые источники сообщали, что в тот момент, когда на площади появилась враждебно настроенная толпа, людей там было очень мало, и что толпа устремилась к молодой паре, которых они, по всей видимости, посчитали сторонниками ЛГБТИ. Позже женщина заявила в видеообращении в социальных сетях, что её парень получил серьёзные травмы, был госпитализирован и впал в кому. Сотрудники Национальной гвардии вмешались в происходящее и задержали от 20 до 25 нападавших. Двадцать восьмого марта в связи с этим нападением было возбуждено уголовное дело по факту «хулиганства» (статья 277, часть 2b), однако, насколько нам известно, обвинения до сих пор никому не предъявлены.

На следующий день после произошедших нападений пресс-служба Министерства внутренних дел (МВД) опубликовала пятиминутное видео, в котором Базаров описывался как активист социальных сетей, который «неоднократно призывал людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией участвовать в различных массовых выступлениях» и «неоднократно демонстрировал своё развратное поведение, сознательное пренебрежение правилами поведения в обществе, распространяя через соцсети унизительные и противоречащие национальной культуре выходки». В комментарии МВД Базарова обвиняют в том, что он действует «под влиянием деструктивных внешних сил, а также различных международных неправительственных организаций». На этом фоне видео МВД, по всей видимости, рассчитано на то, чтобы представить ситуацию как действия «группы граждан, расценивших призывы (Базарова) как оскорбление своего достоинства, и собравшихся на площади Амира Темура 28 марта, чтобы выразить своё мнение и свою гражданскую позицию». Видео даёт понять, что «излишне эмоциональные граждане и лица с низким уровнем правовой грамотности пытались решить проблему  самостоятельно», в связи с чем выражается сожаление, что их действия «противоречили законодательству» и вызвали «общественные беспорядки», после чего сотрудники правоохранительных органов вынуждены были вмешаться и восстановить порядок.

В комментарии МВД не приводится подробностей «общественных беспорядков» и не упоминается о том, что люди подверглись нападению и получили травмы. Используя кадры сделанной ранее в марте съёмки, на которых можно видеть Базарова и других молодых людей, а также съёмку гомофобной толпы, сделанную 28 марта, видео МВД старается, по всей видимости, создать впечатление, что толпа столкнулась с собранием активистов, выступающих за права ЛГБТИ под руководством Миразиза Базарова. Насколько нам известно, 28 марта Миразиза Базарова не было на площади Амира Темура.  

В конце марта в ходе проведения расследования нападения на площади Амира Темура, сотрудники правоохранительных органов провели обыски в квартирах Базарова и его матери. В ходе первого обыска ордер на его проведение предъявлен не был, однако во время второго обыска 31 марта силовики предъявили ордер, в котором говорилось, что Базаров в социальных сетях неоднократно призывал своих сторонников встречаться у памятника Амиру Темуру, чтобы «пропагандировать» взгляды ЛГБТИ и призывать к декриминализации сексуальных отношений между взрослыми мужчинами по обоюдному согласию. В ходе обысков силовики изъяли документы, фотоаппараты, телефоны и компьютеры.

Сотрудники милиции несколько раз допрашивали ближайших сторонников Базарова, пытаясь узнать больше о его окружении.

Власти Узбекистана должны прекратить репрессии против блогера Миразиза Базарова за мирное осуществление им своего права на свободу выражения мнений. Они также должны провести оперативное, эффективное и беспристрастное расследование нападений и угроз в его адрес, установить всех виновных и привлечь их к ответственности в ходе справедливого судебного разбирательства.


Amnesty International
Association Droits de L’Homme en Asie Centrale
Freedom House
Freedom Now
International Partnership for Human Rights
Justice for Journalists
Norwegian Helsinki Committee
Reporters Without Borders