В мире, где господствуют цифровые коммуникации, глобальный проект по обмену открытками Postcrossing стоит особняком: будучи «ещё одной» диджитал-платформой, он обладает уникальной особенностью – физическим измерением, позволяя людям из разных уголков земли не только общаться, делиться своими эмоциями, переживаниями и мыслями, но и, в буквальном смысле, потрогать частичку чужой жизни – в виде открытки. Речь идет не только о коллекционировании (на платформе действительно много пользователей, которые увлечены собиранием открыток на разные темы), но и о наведении мостов между разными людьми, которые разделяют общие интересы и увлечения. Один из лозунгов проекта – “Connecting, not collecting” («Объединять, а не коллекционировать»).
В таком уникальном качестве Postcrossing даёт возможность всем заинтересованным в борьбе за права человека новый инструмент, чтобы доносить свои идеи, призывать к солидарности с политическими заключёнными, искать и находить близких по духу людей и уже вместе с ними работать над созданием широкого правозащитного сообщества, объединяющего тысячи человек по всему миру.
В то время как Postcrossing традиционно избегает откровенно политических тем, независимость Amnesty International как движения, не занимающего политической позиции и не разделяющей никакой другой идеологии кроме универсальной идеологии прав человека, идеально соответствует духу платформы. Это даёт отличный шанс сторонникам Amnesty International подключиться к обширной сети людей, которые потенциально сочувствуют правозащитным проблемам, но ещё не нашли способа значимого участия.
C самого начала российского вторжения в Украину в феврале 2022 года и последовавшей за ней волной репрессий в отношении антивоенного движения в России, которые не затихают до сих пор, я использую свой аккаунт на Postcrossing, чтобы информировать о ситуации с правами человека в России и всём постсоветском пространстве и призывать к солидарности с узниками совести и всеми пострадавшими от государственного произвола. За это время сотни человек высказали мне поддержку, десятки попросили поделиться адресами, чтобы уже они сами могли написать сидящим в тюрьме российским пацифистам и гражданским активистам. Чаще всего я делюсь адресами тех, кого знаю лично: Владимира Кара-Мурзы, Андрея Пивоварова, Ильи Яшина.
Многие пользователи признавались в переписке, что совершенно не в курсе происходящего в России, даже те, кто знакомы со страной или её культурой не понаслышке. «Я всегда чувствовала глубокую связь с Россией и принимаю этот конфликт близко к сердцу – невозможно любить Россию, когда происходят такие вещи. Пожалуйста, пришлите информацию, чтобы я могла отправить открытку солидарности», — писала в декабре 2023 года Мишель из Канады. Поэтому для многих рассказ о почти 20 тысячах задержанных и сотнях арестованных за антивоенные протесты стал своего рода откровением.
Я всегда чувствовала глубокую связь с Россией и принимаю этот конфликт близко к сердцу – невозможно любить Россию, когда происходят такие вещи. Пожалуйста, пришлите информацию, чтобы я могла отправить открытку солидарности
Мишель из Канады, декабрь 2023
«Я счастлива узнать, что люди в России борются. Об этом не рассказывают в новостях, так что это хорошо знать», — написала в декабре 2022 года Исмини из Греции. «Хорошо, что вы пишете о проблемах в своём профиле. Возможно, чуть больше людей узнают больше об ужасных условиях [в России]», — указала в ноябре 2022 Катрин из Германии. Её соотечественница Петра в октябре 2023 года тоже это отметила: «То, о чём вы написали в своём профиле, ещё раз дало мне понять, насколько на самом деле плоха ситуация в России. Мы здесь часто думаем: почему россияне этому не сопротивляются. Но мы ничего не знаем о страхе и терроре в этой стране». Некоторые восприняли информацию о репрессиях в России ещё эмоциональнее: «Я прочитала твой профиль со слезами на глазах. Я учительница на пенсии. С начала войны я как волонтёрка преподаю немецкий язык украинским беженцам. Я бы сделала [то же самое] и для российских беженцев», — написала Инга из Германии в ноябре 2022 года.
То, о чём вы написали в своём профиле, ещё раз дало мне понять, насколько на самом деле плоха ситуация в России. Мы здесь часто думаем: почему россияне этому не сопротивляются. Но мы ничего не знаем о страхе и терроре в этой стране
Петра из Германии, октябрь 2023
Белорусы и россияне, которых очень много в Postcrossing, также часто высказывают слова поддержки, но иногда делают это иносказательно, отправляют письма в конвертах – от сторонних глаз – или даже пишут по-английски. «Это не навсегда, и звезда пленительного счастья таки взойдёт», — написала в июле 2023 года Соня из России, многозначительно подчёркивая слово «это», имея в виду войну. «Желаю Вам счастья и оптимизма! Я знаю, что доживу до светлых времён в Беларуси. Глядя на Россию, подобного оптимизма не испытываю», — делилась в сентябре 2023 года Татьяна, эмигрировавшая из Беларуси на Кипр.
Желаю Вам счастья и оптимизма! Я знаю, что доживу до светлых времён в Беларуси. Глядя на Россию, подобного оптимизма не испытываю
Татьяна с Кипра, сентябрь 2023
Использование Postcrossing в кампаниях, особенно для таких инициатив, как глобальный марафон по написанию писем Write for Rights, открывает новые возможности. Если сама кампания побуждает участников писать письма солидарности с пострадавшими от нарушений прав человека и призывать к борьбу с такими нарушениям, то её интеграция с Postcrossing не только расширяет охват, но и придаёт этим посланиям глубоко личное измерение. Представьте себе, что вы получаете открытку от незнакомца, живущего на другой стороне планеты, не только с живописными видами, но и с посланием, которое перекликается с вашими собственными убеждениями о защите человеческих прав и достоинства.
Многие пользователи, как оказалось, сами участвовали в гражданском или политическом активизме или продолжают в нём участовать. «Когда я была студенткой, я была активна в ЛГБТ-[движении], но после учёбы, к сожалению, у меня нет много времени. Но хочу снова что-то делать, у меня с подругой есть своя маленькая организация. Мне кажется, что люди всё больше ненавидят активистов, меня это очень пугает», — писала по-русски немка, представившаяся Машей, в октябре 2023 года. Кристина из США в ноябре 2022 года рассказала, что и она когда-то сама принимала участие в деятельности Amnesty International, писала письма солидарности, когда училась в старшей школе.
Я хочу передать тебе много сил через эту открытку. Когда я была студентом, я была активна в ЛГБТ-[движении], но после учёбы, к сожалению, у меня нет много времени. Но хочу снова что-то делать, у меня с подругой есть своя маленькая организация. Мне кажется, что люди всё больше ненавидят активистов, меня это очень пугает
Маша из Германии, октябрь 2023
«Я большой сторонник прав коренных народов и рад, что правительство Бразилии открыло в январе министерство по делам коренных народов», — делился в июле 2023 года Адам из Великобритании. «Я принадлежу к ЛГБТКИ и благодарю вас за то, что вы так много делаете для мира!» — писал в ноябре 2022 года Рорис из Тайваня.
Кто-то, как Мэри из США, приславшая открытку в сентябре 2023 года, делился историями своих детей. «Моя младшая дочь начинает свою карьеру в качестве журналиста: она написала много статей, которые были опубликованы, получила награды и в настоящее время является главным редактором газеты своего университета, который заканчивает в мае следующего года. И, как и вы, она страстно любит права человека. Можно ли сказать, что я гордая мама?» — написала она. Кто-то слал открытки с иконами американского правозащитного движения Мартином Лютером Кингом и Розой Паркс, экологической активистской Гретой Тунберг, британским учёным Аланом Тьюрингом, подвергнувшемуся калечащей химической кастрации по закону о содомии и покончившим с собой – теперь Великобритания им гордится и поместила его портрет на 50-фунтовую купюру.
Во всё более поляризованном мире найти сообщество, разделяющее схожие ценности и стремления, может быть непросто. Присоединяясь к Postcrossing и рассказывая о своей борьбе за права человека, приглашая поддержать тех, кто подвергся репрессиям или сидит в тюрьме, вы обретаете платформу, на которой голоса в защиту прав человека могут звучать по всему миру, по одной открытке за раз. Речь идёт о солидарности, сочувствии и коллективном стремлении к лучшему миру, в котором права человека будут повсеместно уважаться и защищаться.