Amnesty International США призывает администрации университетов по всей территории Соединённых Штатов Америки защищать и способствовать реализации права всех студентов на мирный и безопасный протест или контрпротест в своих кампусах.
Протесты в поддержку прав палестинцев в кампусах колледжей и вокруг них были встречены администрацией университетов обструктивной и репрессивной реакцией. Вместо того, чтобы способствовать и защищать право своих студентов на протест, администрации университетов приложили все усилия, чтобы его подавить, даже привлекая местные власти и требуя арестов, одновременно отстраняя от занятий студентов, участвующих в мирных демонстрациях.
«Высшие учебные заведения играют ключевую роль как наставники студентов в их понимании и отстаивании своих прав человека. Любые шаги, предпринятые с целью заставить замолчать, преследовать, угрожать или иным образом запугивать тех, кто мирно собирается, чтобы протестовать и высказываться, являются нарушением их прав», — заявил Пол О’Брайен, исполнительный директор Amnesty International США.
«Если человек становится студентом, это не значит, что он оставляет право на протест у ворот университета», — добавил он.
Если человек становится студентом, это не значит, что он оставляет право на протест у ворот университета
Пол О’Брайен, исполнительный директор Amnesty International США
По мнению Amnesty International, академическая свобода занимает центральное место в праве на образование в соответствии с международным правом. Администрация несёт ответственность за создание атмосферы, допускающей различные точки зрения, а также за обеспечение того, чтобы все учащиеся могли участвовать в таких дискуссиях. Активизм кампуса является важнейшим компонентом этой свободы и дискуссий. Школы и университеты должны обеспечить всем учащимся возможность безопасно выражать свои взгляды и убеждения, а также гарантировать защиту их прав на свободу выражения мнений и мирных собраний. Из-за реальных и известных рисков насилия со стороны полиции, с которыми могут столкнуться студенты, администрации должны вызывать правоохранительные органы для разгона демонстраций в кампусе только в крайнем случае, например, перед лицом широко распространенного насилия или подстрекательства к насилию и дискриминации.
«Право на протест имеет решающее значение для свободного выражения мнения о том, что сейчас происходит в Газе, —продолжил О’Брайен. — Это особенно актуально, поскольку правительство США продолжает поставлять оружие израильской армии и становится во всё большей степени соучастником в совершаемых каждый день в отношении палестинцев зверствах».
Хотя критика действий или политики израильского правительства сама по себе не является антисемитской и не должна использоваться в качестве предлога для подавления инакомыслия, из некоторых университетских кампусов, где прошли протесты, поступили видеосвидетельства того, как некоторые демонстранты выступали с ненавистническими и вредоносными заявлениями, в том числе прославляющую насилие, такие как атаки на мирное население, совершённые палестинскими вооружёнными группировками 7 октября на юге Израиля. Антисемитизм, исламофобия или преследование отдельных лиц и сообществ за их религию, этническую принадлежность или национальность — всё это является проявлениями ненависти и должно быть осуждено.
Те, кто совершает, поощряет или потворствует таким злоупотреблениям и насилию, когда бы и где бы они ни применялись, должны быть привлечены к ответственности. Право быть свободным от дискриминации также является фундаментальным принципом международного права в области прав человека, и администрации университетов должны взаимодействовать с организаторами протестов, чтобы запретить использование дискриминационной или оскорбительной лексики, направленной против какой-либо конкретной группы во время демонстраций.
«Чтобы внести ясность, дискриминация и пропаганда насилия в отношении еврейских общин являются нарушениями прав человека, — продолжил О’Брайен. — Мы в Amnesty International США самым решительным образом осуждаем ненавистническую риторику и насилие».
Чтобы внести ясность, дискриминация и пропаганда насилия в отношении еврейских общин являются нарушениями прав человека
Пол О’Брайен, исполнительный директор Amnesty International США
На протяжении всей истории протесты позволяли отдельным лицам и группам выражать инакомыслие, мнения и идеи, разоблачать несправедливость и злоупотребления и требовать ответственности от власть имущих. С помощью коллективной мобилизации, креативности и непокорности люди, участвующие в протестах, становятся занозой в боку тех, кто злоупотребляет своей властью. Протесты помогают изменить жёсткие и неподотчётные структуры власти и стали средством продвижения прав человека.
«Поскольку гуманитарная катастрофа в Газе с каждым днём становится всё более ужасающей, и при поддержке США погибает всё больше людей, неудивительно, что так много студентов выходят на протесты, — заявил О’Брайен. — Мы продолжаем призывать президента Джозефа Байдена немедленно приостановить все поставки оружия правительству Израиля и добиваться немедленного и постоянного прекращения огня для защиты гражданского населения, обеспечения беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи и содействия безопасному освобождению заложников».
Мы продолжаем призывать президента Джозефа Байдена немедленно приостановить все поставки оружия правительству Израиля и добиваться немедленного и постоянного прекращения огня для защиты гражданского населения
Пол О’Брайен, исполнительный директор Amnesty International США
Международное право в области прав человека защищает право на протест посредством ряда отдельных положений, закреплённых в различных международных и региональных договорах, которые в совокупности обеспечивают протестам комплексную защиту. Несмотря на то, что право на протест не закреплено как отдельное право в договорах по правам человека, когда люди участвуют в протестах, будь то индивидуально или коллективно, они реализуют различные права, которые могут включать права на свободу выражения мнений и мирные собрания. Для получения дополнительной информации см. кампанию Amnesty International «Защити протест».