Нельзя добиться правосудия для украинцев без привлечения к полной ответственности виновных во всех преступлениях, совершённых Россией с момента военной интервенции в 2014 году, заявила Amnesty International сегодня, во вторую годовщину полномасштабного вторжения России.
С 2014 года, когда Россия оккупировала украинский Крым, Amnesty International фиксировала многочисленные чудовищные преступления, в том числе преднамеренные нападения на гражданских лиц и важнейшие объекты гражданской инфраструктуры, насильственные исчезновения, внесудебные казни, пытки, незаконное лишение свободы, насильственное перемещение гражданских лиц и жестокое обращение с военнопленными.
«Пока война продолжается, необходимо фиксировать и сохранять как можно больше свидетельств каждого конкретного преступления. Виновные в преступлениях по международному праву должны предстать перед судом, и неважно, сколько времени это займёт. У таких преступлений нет срока давности», — заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.
Десять лет вооружённого конфликта
В феврале 2014 года Россия отправила войска оккупировать украинский Крым, но при этом никогда не признавала, что в том же году её вооружённые силы вошли в восточную Украину. Amnesty International опубликовала собранные в 2014 году доказательства, в том числе анализ спутниковых снимков и показания очевидцев, подтверждающие, что это произошло, а значит речь идёт о международном вооружённом конфликте, который длится уже десять лет.
Люди страдают от последствий войны и нарушений прав человека во всей Украине, но больше всего в Донецкой и Луганской областях по обе стороны от линии фронта. В период с 2014 по 2021 год более 10 000 украинских мирных граждан были убиты или ранены, причем многочисленные нарушения законов войны были зафиксированы уже в первый год боевых действий.
Сотни тысяч людей были вынуждены уехать из восточной Украины после того, как поддерживаемые Россией вооружённые формирования провозгласили «народные республики» в Донецке и Луганске. Но многие остались.
«В Донецке у меня было жильё, работа, которая обеспечивала пропитание, и родители, которые помогали мне и ребёнку. Было очень тяжело наблюдать за тем, что происходит с моим родным домом… Но в 2022 году, когда стали всё сильнее настаивать на получении российского паспорта и всё чаще вмешиваться в работу школы, я решила, что пора уезжать», — говорит Ольга* из Донецка.
После того как поддерживаемые Россией вооружённые формирования установили контроль над Донецкой и Луганской областями, там начали похищать, пытать, а часто и убивать мирных жителей. Жители Славянска рассказали Amnesty International, что в 2014 году вооружённая группировка похитила местного пастора, двух его сыновей и двух прихожан и потребовала 50 000 долларов США в качестве выкупа. К тому времени, когда местная община собрала деньги, все пятеро пленников были убиты.
Все эти расправы сопровождались жестоким подавлением любого инакомыслия, что в первую очередь коснулось работников СМИ, учёных, правозащитников и других активистов.
До боли знакомая катастрофа в области прав человека
После начала полномасштабного вторжения России два года назад – акта агрессии, который является преступлением по международному праву, – эта до боли знакомая катастрофа в области прав человека распространилась на всю страну.
«Те, кто выжили в 2014 году, говорили нам: «Это война, вы должны эвакуироваться». Теперь я понимаю, что они были правы. И только теперь я понимаю, что они чувствовали: покинуть свой дом, начать жизнь заново. И им пришлось делать это дважды», — говорит Наталия* из Чернигова на севере Украины.
Военные преступления, совершённые Россией в Киевской области в первые дни полномасштабного вторжения, наглядно продемонстрировали систематичность применения пыток и незаконных убийств мирных жителей, большинство из которых, судя по всему, являлись внесудебными казнями.
«Я увидела Олега, лежащего на земле в луже крови. […] У него не было части головы, из головы и уха лилась кровь. Я закричала, а солдаты направили на меня свои автоматы, и я крикнула им: «Пристрелите меня тоже!» Солдаты заставили нас немедленно уйти. Нам разрешили вернуться только после того, как они отступили из Бучи. Тело Олега так и осталось лежать на улице», – рассказала Ирина, вспоминая убийство мужа российскими солдатами в марте 2022 года.
«Мы должны добиться того, чтобы все виновные в преступлениях по международному праву были привлечены к ответственности в ходе справедливого судебного разбирательства. Чрезвычайно важно, чтобы люди в Украине добились правды, правосудия и возмещения ущерба за те чудовищные страдания и разрушения, которые принесли и продолжают приносить эти десять лет войны людям, земле, инфраструктуре и экономике Украины», — подчеркнул Денис Кривошеев.
*Имена источников изменены с целью их защиты