Верховный суд самопровозглашенной «Донецкой Народной Республики» во вторник, 22 октября, приговорил журналиста Станислава Асеева к 15 годам колонии строгого режима за «шпионаж» и «экстремизм».
«Мы осуждаем решение де-факто властей в Донецке лишить свободы Станислава Асеева за его работу в качестве независимого журналиста. Приговор является последним посягательством на права человека со стороны тех сил, которые взяли под свой контроль Донецк пять лет назад», — заявила директор Amnesty International Украина Оксана Покальчук.
«Журналисты собирают и распространяют информацию, это то, чем они занимаются в своей жизни. Для тех, кто стремится терроризировать и заставить замолчать свободные СМИ, независимый журналист по умолчанию является «шпионом». Станислав Асеев должен быть немедленно освобождён, а право на свободу слова в Донецке и на всей территории Украины должно соблюдаться», — добавила она.
Станислав Асеев — украинский журналист, который остался в Донецке и продолжал работать там под псевдонимом после захвата города поддерживаемыми Россией вооружёнными группировками. Он исчез 2 июня 2017 года, и только через полтора месяца, 16 июля, де-факто власти признали, что он находился под стражей, будучи обвинён в «организации экстремистского сообщества» и «шпионаже». В августе 2018 года российский телеканал «Россия 24» показал «интервью» со Станиславом Асеевым, в котором тот «признался» в шпионаже. Amnesty International не может доверять данным в таких обстоятельствах показаниям.
Свобода СМИ в Украине, в том числе на контролируемой правительством территории, в последние годы вызывает растущую обеспокоенность в связи с политически мотивированным уголовны преследованием независимых журналистов и убийствами работников СМИ, которые остаются нераскрытыми. 23 октября 2019 года Национальный союз журналистов Украины призвал украинский парламент, президента и правительство признать высокий уровень насилия, с которым сталкиваются журналисты в Украине, и начать реагировать на преступления в отношении медиа-сообщества, а также положить конец безнаказанности тех, кто их совершает.