Несмотря на санкции Мьянма по-прежнему импортирует авиационное топливо для нанесения авиаударов по гражданскому населению — доклад Amnesty International

  • Данные о цепочке поставок авиационного топлива указывают на попытку обойти санкции.
  • Прямые продажи топлива сокращаются — вместо этого, по всей видимости, закупать топливо в Мьянму помогают посредники.
  • Не менее семи поставок авиационного топлива в Мьянму в 2023 году связано с хранилищем во Вьетнаме.
  • 2023 год стал самым смертоносным в плане числа авиаударов по гражданскому населению в Мьянме после военного переворота три года назад.

Новые данные свидетельствуют о том, что военные Мьянмы используют новую тактику для импорта авиационного топлива после того, как в отношении страны были введены санкции в ответ на кампанию по нанесению авиаударов по повстанцам, в результате которых незаконно гибли и получали ранения гражданские лица, заявила Amnesty International накануне третьей годовщины военного переворота в этой стране.

Анализ данных о судоходстве, спутниковых, торговых и таможенных данных, проведённый Amnesty International, показывает значительные изменения в том, как авиационное топливо попадало в Мьянму за последний год: военные, похоже, использовали новые маршруты и полагались на систему хранилищ, чтобы скрыть происхождение топлива.

«После того, как международное сообщество предприняло действия, чтобы рассечь это смертоносную цепочку и прекратить поставки авиатоплива, военные руководители Мьянмы изобрели новый способ уклонения от санкций, чтобы продолжить его импорт», — сказала Монтсе Феррер, заместитель директора Amnesty International по исследованиям в Юго-Восточной Азии.

После того, как международное сообщество предприняло действия, чтобы рассечь это смертоносную цепочку и прекратить поставки авиатоплива, военные руководители Мьянмы изобрели новый способ уклонения от санкций, чтобы продолжить его импорт

Монтсе Феррер, заместитель директора Amnesty International по исследованиям в Юго-Восточной Азии

«В 2023 году в результате авиаударов погибли или получили ранения сотни мирных жителей по всей Мьянме. Лучший способ помешать военным Мьянмы наносить смертоносные воздушные удары — это прекратить весь импорт авиакеросина в страну», — указала она.

Множественные покупатели и другие способы сокрыть происхождение

Цепочка поставок авиационного топлива в Мьянму, похоже, значительно изменилась после того, как в прошлом году Великобритания, США, ЕС и другие страны ввели санкции. Контрагенты в Мьянме больше не покупают топливо напрямую, а, очевидно, полагаются на цепочки многочисленных перепродаж одного и того же топлива, чтобы дистанцироваться от его первоначального поставщика, показало исследование Amnesty International.

Результаты показывают, что после того, как международным сообществом были приняты меры давления с целью приостановить поставки авиакеросина в Мьянму, в период с января по март 2023 года в национальной структуре импорта его доля значительно упала. Однако уже в апреле того же года поставки снова возросли, и целый массив данных, в том числе по отслеживанию судов, спутникового наблюдения, таможенной и торговой статистики показывают, что в период с апреля по август 2023 года в страну поступило как минимум шесть партий подсанкционных грузов. После того, как в августе США приняли последний раунд санкции на поставки авиационного топлива, судя по всему, наступил очередной период затишья с сентября по ноябрь, после чего в декабре Amnesty International выявила последнюю партию поставок авиакеросина в декабре 2023 года.

В то время как в 2021-2022 годах большая часть авиационного топлива поступала в Мьянму в виде прямых продаж топлива, что значительно облегчало отслеживание поставщика, в 2023 году топливо, похоже, покупалось и продавалось более одного раза, прежде чем оно прибыло в Мьянму. Кроме того, выявился паттерн, по которому авиационное топливо в конечном итоге поступало в Мьянму, имея последней точкой хранения одно и то же хранилище во Вьетнаме.


«Это значительная находка, потому что использование объектов хранения делает отслеживание поставок топлива крайне затруднительным, — объясняет Монтсе Феррер. — В хранилище может происходить много чего – топливо могут смешивать, чтобы скрыть его происхождение; продавцы могут потерять след покупателей, когда топливо меняет владельцев; владельцы или управляющие складскими помещениями могут заявлять об отсутствии информации, когда топливо поступает в арендованные резервуары. К тому же, чем больше складское помещение, тем больше кораблей прибывает с разными видами груза, что делает отслеживание товаров внешними участниками практически невозможным.»

«Это может быть способом обхода санкций. Топливо больше не продаётся поставщиком напрямую мьянмарской стороне, а через одного или нескольких посредников, при этом обеспечивая, что последнюю остановку судно с топливом прибытием в Мьянму совершит в хранилище, которое нельзя легко связать с фактическим поставщиком топлива,» — указала она.

Связь с Вьетнамом

Семь партий авиационного топлива в 2023 году были загружены на небольшой складской терминал Cai Mep Petroleum недалеко от вьетнамского Хошимина, которым управляет местная компания Hai Linh Co. Ltd. Поставки осуществлялись в апреле-августе и декабре.

На спутниковых снимках терминала Кай Меп виден корабль того же размера, формы и цвета, что и Huitong 78
На спутниковых снимках в ближнем инфракрасном диапазоне искусственных цветов над Кай Меп виден корабль того же размера, формы и цвета, что и Huitong 78

Данные отслеживания судов и таможенные данные позволили определить, что, вероятно, произошло во время этих поставок. Сначала первоначальный поставщик продал авиакеросин трейдеру. Затем этот трейдер перепродал его один или несколько раз, но во всех случаях предпоследняя продажа авиакеросина перед отправкой в Мьянму была осуществлена трейдером вьетнамской компании. Затем эта вьетнамская компания получила топливо на складском терминале в Кай Мепе, которым управляет Hai Linh Co. Ltd. После этого топлива, которое оставалось в хранилище в течение периода от нескольких часов до нескольких дней, в конечном итоге перепродавалось в Мьянму и отправлялось в страну опять морем.

Amnesty International выявила три поставки во Вьетнам, которым непосредственно предшествовали поставки из выявленных мест. В одном случае партия авиакеросина в августе была отправлена (хотя и была доставлена другим судном) с терминала третьей по величине национальной нефтяной компании Китая — Китайской национальной морской нефтяной корпорации (CNOOC) — в Хуэйчжоу. Согласно данным отслеживания судов и спутниковым снимкам, ещё две партии в апреле и мае погрузили авиационное топливо на терминале Pengerang Independent Terminals, складском терминале в Малайзии, частично принадлежащем компании Vopak, прежде чем прибыть во Вьетнам и в последующем отправиться в Мьянму (также на другом судне).

На спутниковых снимках порта CNOOC виден корабль примерно того же размера, цвета и планировки, что и Super Infinity

Данные вьетнамской таможни также позволили идентифицировать торговцев топливом, которые совершили предпоследнюю закупку авиакеросина, проходящего транзитом через Вьетнам. Наиболее известной из них является BB Energy (Asia) Pte. Ltd., сингапурский филиал частной BB Energy, базирующейся в Дубае и описываемой как «одна из ведущих в мире независимых компаний по торговле энергией», с 30 офисами по всему миру, включая один в Лондоне. По крайней мере, три из семи поставок, которые прошли транзитом через Вьетнам до прибытия в Мьянму, были связаны с компанией BB Energy (Asia).

Неясно, знали ли торговые компании, что топливо, которое они продавали вьетнамским компаниям, вскоре после этого окажется в Мьянме, или их действия прямо противоречили существующим санкциям. Эти торговцы продали топливо вьетнамской компании, которая затем, судя по всему, продала авиакеросин покупателю из Мьянмы. По данным таможни, одной из этих компаний является компания Hai Linh Ltd., которая владеет и управляет складским терминалом в Каймепе.

Авиатопливо выгружено на попавшем под санкции терминале в Янгоне

После ухода Puma Energy из Мьянмы в декабре 2022 года компания продала свои активы и передала управление терминалом Тилава совместному предприятию между Shoon Energy Thilawa Terminal Co. Ltd. (ранее Asia Sun Aviation) и государственной и контролируемой военными организацией MPE. Несколько компаний Shoon Energy – хотя и не компания, управляющая терминалом – были подвергнуты санкциям со стороны Великобритании, США, ЕС и других за их роль в импорте и распространении авиационного топлива для правительства Мьянмы.

«Тот факт, что эти поставки прибывают на один и тот же терминал, имеющий прямые связи с компаниями и частными лицами, попавшими под санкции, а также с военными Мьянмы, поднимает существенные вопросы об эффективности санкций и их соблюдении теми, кто участвует в цепочке поставок», — сказала Монтсе Феррер.

Тот факт, что эти поставки прибывают на один и тот же терминал, имеющий прямые связи с компаниями и частными лицами, попавшими под санкции, а также с военными Мьянмы, поднимает существенные вопросы об эффективности санкций и их соблюдении теми, кто участвует в цепочке поставок

Монтсе Феррер, заместитель директора Amnesty International по исследованиям в Юго-Восточной Азии

Шесть из семи вьетнамских партий были транспортированы на нефтяном танкере под китайским флагом HUITONG 78 (IMO 9646479); оставшаяся партия была доставлена на нефтяном танкере под флагом Либерии YIDA 8 (IMO 9936941). Amnesty не смогла подтвердить текущих владельцев этих судов.

Ответственность компаний и обязательства стран на протяжении всей цепочки создания стоимости

Как указано в Руководящих принципах ООН по бизнесу и правам человека, компании несут ответственность за предотвращение или смягчение негативного воздействия на права человека путём проведения проверок в области прав человека. При проведении такие проверок согласно международным стандартам компании должны оценивать всю цепочку создания стоимости на предмет рисков и ущерба в области прав человека. Фактически, компании могут быть напрямую связаны с ущербом – и в некоторых случаях нести ответственность в рамках санкционных режимов – в результате безответственного использования продуктов или услуг, которые они поставляют или управляют. Это включает в себя поставщиков реактивного топлива, трейдеров топлива и управляющих терминалами хранения, таких как BB Energy, CNOOC, Hai Linh, Vopak и другие.

«Нам не раз говорили компании, что они не несут ответственности за то, что происходит с продуктами после их продажи, или что они не могут контролировать, что происходит на складских терминалах, которыми они сами владеют и управляют. Однако на самом деле компании могут и должны знать, что происходит на всей их цепочке создания стоимости, если они серьёзно относятся к проверкам в области прав человека,» — заявила Монтсе Феррер.

Согласно международному праву, все государства несут обязательства защищать от нарушений прав человека со стороны всех участников, включая частные компании. Это означает, что государства должны защищать отдельных лиц и сообщества от наносящих вред действий корпоративных акторов с помощью эффективных политик, законодательства, регулирования и судебных решений.

«Особенно проблематична роль, сыгранная здесь Вьетнамом. Порт Кай Меп необходим для работы этой новой цепочки поставок – и поэтому вьетнамское правительство обязано убедиться, что его порты не используются для деятельности, связанной с нарушениями прав человека,» — заявила Феррер.

Рекорды 2023 года по числу авиаударов, приведших к жертвам среди гражданского населения

В тот же период мьянмарские военные продолжали кампанию по нанесению авиаударов — при этом ООН сообщила в сентябре 2023 года об их значительном увеличении по сравнению с первым годом, что военные находились у власти.

В декабре 2023 года Amnesty International задокументировала, помимо других потенциальных военных преступлений, неизбирательные воздушные и наземные атаки военных на город Паукто в штате Ракхайн, а также вероятное применение ими запрещенных кассетных боеприпасов на севере штата Шан.

Amnesty International также задокументировала, как 9 октября в результате воздушного удара, за которым последовал миномётный обстрел лагеря для внутренне перемещенных лиц в деревне Монлайхке, штат Качин, погибли по меньшей мере 28 мирных жителей, включая детей, и были ранены по меньшей мере 57 человек.

По сообщениям СМИ, авиаудары, приведшие к гибели мирных жителей, также произошли в областях Пегу и Сикайн, а также в штатах Чин, Кая, Карен и Мон.

Например, 27 июня в результате авиаударов возле монастыря в деревне Ньяунг Коне в регионе Сикайн погибли монах и ещё как минимум девять мирных жителей.

Одиннадцатого апреля во время самой смертоносной воздушной атаки со времени переворота военные самолеты разбомбили скопление людей, которые открывали новое местное административное учреждение в деревне Пазичжи, также в штате Сикайн. По меньшей мере 100 мирных жителей были убиты, в том числе 35 детей, а также 18 человек, связанных с вооружёнными оппозиционными группировками.

Военные признали факт нападения, но заявили, что причиной гибели людей стала взрывчатка, хранившаяся на месте проведения собрания.

«В Мьянме наблюдается эскалация смертоносных и незаконных авиаударов, но меры противодействия ей очевидны. Мы должны не допустить, чтобы импорт авиационного топлива по-прежнему был доступен военным Мьянмы», — заявила Монтсе Феррер.

В Мьянме наблюдается эскалация смертоносных и незаконных авиаударов, но меры противодействия ей очевидны. Мы должны не допустить, чтобы импорт авиационного топлива по-прежнему был доступен военным Мьянмы

Монтсе Феррер, заместитель директора Amnesty International по исследованиям в Юго-Восточной Азии

После военного переворота 1 февраля 2021 года в результате проводящейся Вооружёнными Силами Мьянмы кампании авиаударов погибли, получили увечья и были перемещены тысячи гражданских лиц по всей стране, а сами эти удары были направлены против школ, лагерей для внутренне перемещённых лиц и других объектов гражданской инфраструктуры.

В ответ Amnesty International в ноябре 2022 года опубликовала доклад «Смертельный груз: разоблачение цепочки поставок, которая подпитывает военные преступления в Мьянме», которую она опубликовала в сотрудничестве с организацией «Справедливость для Мьянмы».

В докладе показано, как авиационное топливо попало в страну, непосредственно Вооружённым Силам Мьянмы, как оно достигло баз, с которых проводились воздушные атаки, представляющие собой военные преступления. В марте 2023 года Amnesty опубликовала обновлённые данные о новых поставках.

После доказательств связи иностранных и национальных компаний с поставками авиационного топлива военным Мьянмы Великобритания, США, Канада, ЕС и Швейцария ввели санкции против компаний и частных лиц в Мьянме и Сингапуре, занимающихся закупками и распределением авиационного топлива в Мьянме. В августе США расширили сферу действия потенциальных санкций, заявив, что любой, кто связан с этой отраслью, подвергается риску.

Amnesty International связалась со всеми компаниями, упомянутыми в настоящем материале, для получения комментариев, за исключением Shoon Energy Thilawa Terminal Co. Ltd, с которой Amnesty International связалась во время первоначальной публикации выводов в отношении её деятельности. Единственная компания, ответившая Amnesty International на запрос, — Royal Vopak, которая подчеркнула своё уважение к правам человека и заявила, что не имеет никаких записей о пребывании судна на терминале хранения в Пенгеранге в указанные нами даты или около них. Это противоречит собственным доказательствам Amnesty International.