Босния и Герцеговина: бельгийская гидроэнергетическая компания обвиняет двух молодых активисток-экологов в диффамации

До начала судебного заседания в Источно-Сараево, которое состоялось в понедельник, Amnesty International призвала руководство гидроэнергетической компании BUK, принадлежащей бельгийской Green Invest, отозвать иски о клевете, поданные против двух местных активисток, открыто выразивших свою озабоченность по поводу возможного воздействия малых гидроэлектростанций на окружающую среду в районе реки Касиндольской.

Молодых активисток Сунчицу Ковачевич и Сару Тушевляк обвинили в диффамации после того, как они оспорили разрешения, полученные компанией от экологической службы, и публично выразили обеспокоенность по поводу непоправимого ущерба, который может быть нанесён реке и окружающей её экосистеме.

Боснийская компания BUK, полностью принадлежащая бельгийской Green Invest, в настоящее время эксплуатирует одну малую ГЭС, и планирует построить ещё две на реке Касиндольской. Ранее в этом году BUK уже подала в отношении активисток три иска о диффамации, требуя возмещения ущерба в размере 7 500 евро и угрожая дальнейшими исками в том случае, если активистки снова будут публично высказываться по этому вопросу.

«Снова и снова мы видим, как могущественные корпорации пытаются запугать тех, кто осмеливается выступить против них. Столкнувшись с нежелательным общественным вниманием, корпорации всё чаще заявляют о том, что их оклеветали или оскорбили, стараясь тем самым подавить критические голоса и воспрепятствовать дальнейшему обсуждению вопросов, имеющих общественное значение. Сунчица и Сара столкнулись с подобными необоснованными судебными исками просто потому, что они публично критиковали бесконтрольную вырубку лесов и эрозию почвы, случившиеся, по их мнению, в результате строительство гидроэлектростанций на реке недалеко от места, где они выросли», — заявила Ева Гедди, глава представительства Amnesty International в европейских институтах.

Amnesty International проанализировала юридические документы и другие материалы, связанные с этими делами, и пришла к выводу, что по ряду признаков поданные иски можно расценить как Стратегические судебные иски, направленные против участия общественности (SLAPPs); обращают внимание на себя агрессивные средства правовой защиты, которые использовала корпорация, несоразмерные компенсации, которых она добивалась, а также очевидное намерение использовать свои экономические и политические возможности для того, чтобы заставить умолкнуть активисток.

«Сунчица и Сара – одни из тех активисток и активистов (а их число растёт как в Боснии и Герцеговине, так и по всему региону), которые выступают против бесконтрольной, по всей видимости, эксплуатации природных ресурсов крупными транснациональными компаниями. Они требуют, чтобы власти должным образом оценивали риски, которые несут в долгосрочной перспективе подобные энергетические проекты, и обсуждали их с теми людьми, которых они непосредственно затрагивают, осуществляли более строгий надзор за реализацией инфраструктурных проектов, не уделяя всё своё внимание исключительно извлечению прибыли», — подчеркнула Ева Гедди.

«В довершение ко всему обвинения в клевете исходят от компании, которая базируется в Бельгии; они не имеют никакого отношения к нашей жизни, к среде, которая нас окружает. Не они жили на этой реке, не они наслаждались её красотой, не им пришлось увидеть, что сотворило с рекой и лесом вокруг неё строительство малых ГЭС. Складывается впечатление, что у иностранной компании больше прав на эту реку, чем у нас, родившихся и живущих здесь», — заявила Сунчица Ковачевич, одна из активисток. 

«Green Invest и их дочерняя компания в Боснии должны немедленно отозвать свои иски и позволить людям свободно обсуждать воздействие их гидроэлектростанций на жизнь местного сообщества. Власти Боснии и Герцеговины должны гарантировать безопасные и благоприятные условия, в которых защитники окружающей среды могли бы открыто выражать свою озабоченность, не опасаясь судебного преследования; власти должны ограждать активистов и журналистов от подобных судебных придирок», — отметила Ева Гедди.

Недобросовестные иски препятствуют участию общественности в важных вопросах

SLAPPs – это судебные иски, направленные на то, чтобы заставить замолчать или запугать тех, кто публично критикует или разоблачает правонарушения власть имущих, включая правительства и корпорации. SLAPPs необоснованно ограничивают право на свободу выражения мнений, свободу мирных собраний и объединений, и препятствуют общественности разоблачать неправомерные действия тех, кто находится у власти.

По SLAPPs обычно требуют необоснованного и несоразмерного возмещения ущерба, с целью запугать или заставить замолчать тех, кто критически высказывается по вопросам, представляющим общественный интерес, в частности, по вопросам сохранения окружающей среды. SLAPPs всё чаще используются для того, чтобы заткнуть рот правозащитникам и журналистам по всей Европе.

«Судебные иски, выдвинутые против Сунчицы и Сары, вписываются в набирающую обороты тенденцию, в соответствии с которой влиятельные корпорации и чиновники злоупотребляют системой правосудия, чтобы запугать правозащитников и оградить себя от общественного контроля. SLAPPs могут оказывать разрушительное воздействие на возможность общественных обсуждений и создавать всё более враждебную среду для тех, кто высказывается по вопросам, представляющим общественный интерес, включая журналистов, правозащитников и организации гражданского общества», — подчеркнула Ева Гедди.

Справка

Стремясь найти замену своим старым угольным электростанциям, власти Боснии и Герцеговины занялись строительством гидроэлектростанций. Опираясь на широкие возможности по кредитованию инфраструктурных проектов, связанных с использованием возобновляемых источников энергии, власти страны предложили щедрые субсидии для поощрения дальнейших инвестиций в этот сектор. Однако природоохранные законы либо были недостаточно чётко прописаны, либо плохо соблюдались, что в сочетании со слабыми институтами привело к неконтролируемому росту числа проектов, в которых извлечение прибыли оказалось важнее охраны окружающей среды.

Сунчица Ковачевич и Сара Тушевляк в своих выступлениях в СМИ выразили озабоченность по поводу воздействия гидроэлектростанций BUK/Green Invest на окружающую среду. Выявив чрезмерную, по их мнению, вырубку лесов и связанную с ней эрозию почвы в ходе строительства подъездных путей к ГЭС, активистки поставили под сомнение законность природоохранных разрешений, выданных BUK властями.

Сунчица Ковачевич и Сара Тушевляк  входят в группу активистов и членов местного  сообщества, которые с 2017 года возражают против строительства малых ГЭС на реке Касиндольской. Группа организовывала мирные акции протеста, пресс-конференции, собрала больше 2000 подписей против строительства малых ГЭС, а также провела фотовыставку, на которой можно было увидеть снимки окрестностей реки и оценить ожидаемые последствия дальнейшего строительства ГЭС. Их кампания получила поддержку со стороны мэров всех трёх муниципалитетов, которые затронуло это строительство.

Иски SLAPP всё чаще воспринимаются как серьёзная угроза правам на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний в Европе. Amnesty International приветствует постоянные усилия Европейского союза и Совета Европы по принятию инициатив для предотвращения подачи исков SLAPP и борьбе и с их последствиями. Эти инициативы должны установить минимальный стандарт защиты от SLAPPs, например, обеспечить, чтобы суды могли быстро выявлять и отклонять необоснованные иски о клевете или оскорблениях на ранних стадиях разбирательств; предусмотреть санкции для тех сторон судебных процессов, которые злоупотребляют системой правосудия с целью заставить замолчать или запугать своих критиков; а также предоставить процессуальные гарантии, включая бесплатную юридическую помощь и эффективные средства правовой защиты тем, в отношении кого были поданы иски SLAPP.

Более 140 национальных и международных организаций недавно выразили свою поддержку Сунчице Ковачевич и Саре Тушевляк; организации изложили свою озабоченность в связи с необоснованными исками о диффамации в открытом письме, направив его послу Бельгии в Боснии и Герцеговине, а также главе Представительства Европейского союза в стране.