Родственники заключённых в китайском Синьцзяне требуют публикации доклада ООН о ситуации в регионе. Amnesty International поддерживает их требования

  • В кампании Amnesty International в защиту узников в Синьцзяне добавилось почти 50 новых имён; общее число заключённых, за которых борется AI в Синьцзяне, достигает 120 человек
  • Родственники заключённых рассказывают, насколько беззаконной и ужасной является эта длительная разлука
  • Верховный комиссар ООН всё ещё не опубликовала доклад о ситуации в Синьцзяне, несмотря на то, что недавно лично посетила этот регион

Amnesty International публикует сегодня новые шокирующие свидетельства родственников 48 этнических уйгуров и казахов, задержанных в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Организация вновь обращается к Верховному комиссару ООН с призывом немедленно принять меры.

Верховный комиссар ООН Мишель Бачелет, в скором времени планирующая покинуть свой пост, до сих пор не опубликовала свой давно ожидаемый доклад о серьёзных нарушениях прав человека в Синьцзяне и неоднократно уклонялась от открытого признания всей тяжести и масштабов нарушений со стороны китайских властей, происходящих в регионе. Из-за этой задержки очередная сессия Совета по правам человека ООН закроется на этой неделе, так и не обсудив выводы ООН по Синьцзяну, что вызывает глубокое разочарование.

Верховный комиссар ООН Мишель Бачелет, в скором времени планирующая покинуть свой пост, до сих пор не опубликовала свой давно ожидаемый доклад о серьёзных нарушениях прав человека в Синьцзяне


Новые свидетельства, собранные Amnesty International, являются частью её кампании «Освободите заключённых в Синьцзяне!», в рамках которой организация рассказывает истории уже 120 человек, попавших в систему китайских тюрем и лагерей для интернированных в Синьцзяне.

«Рассказы родственников этих людей дают представление об ужасах, происходящих в Синьцзяне, которые равносильны преступлениям против человечности. Многие люди рассказывали, что не один, а несколько их родственников находятся под стражей, что демонстрирует гигантские масштабы творящихся злоупотреблений; один из опрошенных рассказал, что 40 его родственников находятся в заключении», — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.

«ООН очевидным образом медлит открыто высказать свою реакцию на происходящий в Синьцзяне кошмар, как будто сошедший со страниц мрачной антиутопии. Такая позиция – прямое оскорбление жертв и выживших в кампании массовых заключений, пыток и преследований преимущественно мусульманских меньшинств, которую Китай развернул в Синьцзяне с 2017 года. Мы по-прежнему призываем правительство Китая ликвидировать обширную систему лагерей для интернированных, положить конец всем произвольным задержаниям, насильственным исчезновениям и жестокому обращению в тюрьмах и других местах содержания под стражей и прекратить ужасающие преследования уйгуров, казахов и других меньшинств в Синьцзяне», — подчеркнула Аньес Калламар.

«Китайские власти необходимо призвать к ответу, и важнейшим шагом для Верховного комиссара Бачелет станет публикация её доклада, которая постоянно откладывается. Доклад должен быть безотлагательно представлен Совету ООН по правам человека. Уклонение Верховного комиссара ООН от открытого признания преступлений против человечности и других серьёзных нарушений, происходящих в Синьцзяне, является препятствием для правосудия. Это позорит всю систему ООН в целом», — добавила она.

Китайские власти необходимо призвать к ответу, и важнейшим шагом для Верховного комиссара Бачелет станет публикация её доклада

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International


Разделённые семьи

В ходе личных встреч Amnesty International опросила 48 родственников заключённых в Синьцзяне, живущих в изгнании в Турции. Они рассказали, что их близких заключали под стражу по обвинениям, связанным с «терроризмом» или другим ложным обвинениям. По всей видимости, поводом для этих обвинений служили такие обыденные действия, как поездки за рубеж или оплата обучения детей за границей. Другие, как представляется, были арестованы исключительно на основании своей религиозной или этнической принадлежности.

Гулайша Оралбай, казашка, рассказала, что случилось с её братом Дильшатом Оралбаем, бывшим уйгурским журналистом и переводчиком, после того, как китайские власти уговорили его вернуться в Синьцзян из Казахстана в 2017 году. Сразу после возвращения у него отобрали паспорт, а спустя несколько месяцев арестовали.

«Суда не было, его просто посадили в тюрьму и сказали, что он просидит там 25 лет, — сказала Гулайша. — Я думаю, что он и сам не знает причину. Кто-то сказал, что это из-за того, что он поехал в Казахстан, были разные объяснения, нет какого-то ясного объяснения, нет причины».

Две сестры Гулайши и Дильшата, Бакитгуль и Багила Оралбай, также находятся под стражей.

Абдулла Расул рассказал Amnesty International, что его брат, уйгур Пархат Расул, занимался сельским хозяйством и подрабатывал сезонным рабочим в Синьцзяне. Его задержали и отправили в лагерь для интернированных в мае 2017 года. С тех пор родственники не имели с ним связи напрямую, но в 2018 году заслуживающий доверия источник сообщил им, что Пархата приговорили к девяти годам тюремного заключения.

Семья Пархата уверена, что его арестовали просто потому, что он был правоверным мусульманином и занимался благотворительностью. Родственники сказали, что жену Пархата Калбинур и его свекровь Паризат Абдугул также отправили в тюрьму. У Пархата и Калбинур остались две дочери 14 и 16 лет, а также 11-летний сын.

«Они [китайское правительство] хотят стереть нашу идентичность, стереть нашу культуру, стереть нашу религию, — сказал Абдулла Расул. — Я надеюсь, что каждый человек сможет ясно увидеть, что происходит у нас на родине».

Медине Назими рассказала, что последний раз она слышала голос своей сестры, Мевлюде Хилал, в конце 2016 года. Мевлюде училась в Турции, но потом вернулась в Синьцзян, чтобы помогать своей больной матери. В 2017 году её отправили в лагерь для интернированных, а позже, как сообщалось, приговорили к десяти годам тюремного заключения по обвинению в «сепаратизме». Мевлюде замужем, у неё осталась маленькая дочь.

«Когда они посадили мою сестру, моей племяннице, Аише, был всего один год, — рассказала Медине Amnesty International. — Мы просто жили обычной жизнью, мы были счастливой семьёй. Сестру посадили только по одной причине – потому что она уйгурка».

Сестру посадили только по одной причине – потому что она уйгурка

Медине Назими, сестра заключённой Мевлюде Хилал

Люди, осмеливающиеся открыто высказываться по поводу происходящего, очень сильно рискуют. Несколько родственников задержанных рассказали, что власти угрожают репрессиями за любые публичные высказывания.

Абудурехман Тоти, уйгурский бизнесмен и активист, живущий в Турции, дал интервью международным СМИ, в котором рассказал, что его жену и мать бросили в тюрьму, а отца произвольно арестовали. Он сообщил Amnesty International, что после публикации интервью с ним связалось китайское консульство в Турции, и что ему угрожали посадить его в тюрьму или устроить «автокатастрофу».

Множество свидетельств

Начиная с 2017 года поступает множество документально подтверждённых свидетельств о том, что под прикрытием борьбы с «терроризмом» Китай проводит массовые репрессии в отношении уйгуров, казахов и других преимущественно мусульманских меньшинств в Синьцзяне. В 2021 году Amnesty International опубликовала всеобъемлющий доклад, в котором пришла к выводу, что систематическое, организованное государством массовое заключение под стражу, пытки и преследования, санкционированные и осуществляемые китайскими властями, являются преступлениями против человечности.

Китайские власти использовали всю мощь выстроенной ими системы массовой слежки, чтобы попытаться замести следы и скрыть масштабы злоупотреблений, однако информация продолжает просачиваться из Синьцзяна. В мае 2022 года несколько международных СМИ опубликовали совместное расследование «Полицейские файлы Синьцзяна», куда вошли просочившиеся аудиозаписи, фотографии, документы и электронные таблицы, полученные из внутренних баз данных для служебного пользования полиции Китая.

«Несмотря на всё новые доказательства, китайские власти по-прежнему лгут миру о массовых произвольных задержаниях и заключении под стражу в Синьцзяне», — заявила Аньес Калламар.

Несмотря на всё новые доказательства, китайские власти по-прежнему лгут миру о массовых произвольных задержаниях и заключении под стражу в Синьцзяне

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Amnesty International поддерживает совместный призыв десятков экспертов ООН создать независимый и беспристрастный международный механизм для расследования преступлений против человечности и других серьёзных нарушений прав человека, совершаемых китайским правительством в Синьцзяне. Многие тысячи произвольно задержанных людей остаются под стражей. Они и их семьи заслуживают установления истины, справедливости, и привлечения виновных к ответственности», — подчеркнула Аньес Калламар.

Мишель Бачелет следует в срочном порядке удовлетворить требования родственников заключённых и указать, удалось ли её ведомству предпринять шаги, содействующие получению какой-либо информации об этих заключённых.

Примечание

50сессия Совета ООН по правам человека продолжается и завершится 8 июля. Это последняя сессия, в ходе проведения которой Мишель Бачелет будет занимать пост Верховного комиссара ООН; её мандат истекает 31 августа 2022 года, и она уже объявила, что не будет баллотироваться на второй срок.

В конце мая на пресс-конференции по результатам её столь ожидавшегося визита в Китай, в программу которого входило и краткое посещение Синьцзяна, Бачелет уклонилась от признания серьёзных нарушений прав человека, происходящих в Китае. Её заявление по итогам визита подорвало усилия по привлечению к ответу виновных в ситуации в регионе; вместо этого, напротив, создалось впечатление, что она участвует в весьма предсказуемой пропагандистской акции китайского правительства. Позже Бачелет призналась, что находясь в Синьцзяне, она не имела возможности разговаривать с заключёнными уйгурами и их родственниками, и что в поездке по региону её постоянно сопровождали правительственные чиновники.