Amnesty International располагает доказательствами, что бойцы движения «Талибан» убили девять этнических хазарейцев после взятия ими под контроль афганской провинции Газни в прошлом месяце. Исследователи Amnesty International на местах поговорили с очевидцами убийств, которые были совершены с 4 по 6 июля в деревне Мундарахт в районе Малистан. Шесть мужчин были застрелены, трое были замучены до смерти, один из них был задушен собственным шарфом, предварительно с его руки срезали мышцы.
Жестокие убийства, вероятно, представляют собой лишь малую часть от общего числа преступлений, совершённых талибами к сегодняшнему дню. «Талибан» отключил мобильную связь во многих районах Афганистана, контролируя таким образом, какие фотографии и видео поступают с этих территорий.
«Хладнокровная жестокость этих убийств является напоминанием о прошлых деяниях «Талибана» и ужасающей демонстрацией того, что может принести его правление в Афганистане, — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International. — Эти целенаправленные убийства являются доказательством того, что этнические и религиозные меньшинства по-прежнему подвергаются особому риску при правлении талибов в Афганистане».
Хладнокровная жестокость этих убийств является напоминанием о прошлых деяниях «Талибана» и ужасающей демонстрацией того, что может принести его правление в Афганистане
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
«Мы призываем Совет Безопасности ООН принять чрезвычайную резолюцию с требованием, чтобы «Талибан» уважал международное право в области прав человека и обеспечивал безопасность всех афганцев, независимо от их этнического происхождения или религиозных убеждений, — добавила она. — Совет ООН по правам человека должен запустить надёжный следственный механизм для документирования, сбора и сохранения доказательств продолжающихся преступлений и нарушений прав человека в Афганистане. Это будет иметь решающее значение для обеспечения принятия обоснованных решений международным сообществом и послужит борьбе с безнаказанностью, которая продолжает подпитывать серьёзные преступления в стране».
Пытки и убийства в контексте вооружённого конфликта являются нарушениями Женевских конвенций и представляют собой военные преступления согласно Римскому статуту Международного уголовного суда, который уже рассматривает преступления, совершённые в связи с конфликтом в Афганистане.
События в Мундарахте
Amnesty International опросила очевидцев и проанализировала фотографии, сделанные после убийств в деревне Мундарахт. События развивались следующим образом. 3 июля 2021 года в провинции Газни активизировались боевые действия между афганскими правительственными силами и талибами. Жители деревни рассказали Amnesty International, что они покинули свои дома и нашли убежище на летних пастбищах в горах, где у них есть простые укрытия.
У тридцати семей, что бежали из деревни, не хватало запасов продовольствия, поэтому на следующее утро, 4 июля, пять мужчин и четыре женщины вернулись в деревню за припасами. По возвращении они обнаружили, что их дома разграблены, там же они попали в засаду бойцов «Талибана».
Один из мужчин, 45-летний Вахед Караман, был выволочен из своего дома бойцами «Талибана». Ему сломали ноги и руки, выстрелили в правую ногу, вырвали волосы и избили его тупым предметом по лицу. Другой мужчина, 63-летний Джаффар Рахими, был жестоко избит и обвинён в работе на правительство Афганистана после того, как в его кармане были обнаружены наличные деньги. Бойцы «Талибана» задушили его его собственным шарфом. Три человека, участвовавшие в похоронах Рахими, заявили, что его тело было покрыто синяками, а мускулы с его рук были срезаны. 40-летний Сайед Абдул Хаким был вывезен из дома и избит палками и прикладами автоматов, после чего ему связали руки, а затем расстреляли. Две пули попали в ногу, ещё две — в грудь. Его тело бросили рядом с ручьем.
Один очевидец, который помогал с похоронами, сказал Amnesty International: «Мы спросили талибов, почему они это сделали, и они сказали нам: «Когда наступает время конфликта, все умирают, неважно, есть ли у вас оружие или нет. Сейчас время войны».
Мы спросили талибов, почему они это сделали, и они сказали нам: «Когда наступает время конфликта, все умирают, неважно, есть ли у вас оружие или нет. Сейчас время войны».
Ещё трое мужчин — Али Джан Тата (65 лет), Зия Факир Шах (23 года) и Гулам Расул Реза (53 года) — попали в засаду и были казнены, когда попытались спуститься с гор и пройти через Мундарахт, чтобы добраться до дома в соседней деревушке Ули.
В Мундарахте их остановили на контрольно-пропускном пункте талибов, где и расстреляли. Али Джан Тата получил огнестрельное ранение в грудь, Гулам Расул Зада — в шею. По словам свидетелей, грудь Зии Факира Шаха была так изрешечена пулями, что его буквально разорвало на куски. Тела мужчин были брошены в ручей рядом с телом Сайеда Абдула Хакима.
Ещё трое мужчин были жестоко убиты в родной деревне. Очевидцы рассказали Amnesty International, что 75-летний Сайед Ахмад настаивал на том, что «Талибан» не причинит ему вреда, поскольку он пожилой человек и возвращается в деревню только для того, чтобы покормить свой скот. Он был убит двумя выстрелами в грудь и еще одним в бок.
Зия Марефат, 28 лет, практически не покидал свой дом в Мундарахте из-за депрессии и первоначально отказывался бежать вместе с другими жителями деревни. Он решил уйти только после уговоров матери и односельчан, но по пути на летние пастбища был схвачен талибами, которые убили его выстрелом в висок. Карим Бахш Карими, 45 лет, у которого было невыявленное психическое заболевание, из-за которого он вёл себя хаотично, не покиндал деревни. Он был убит в стиле казни — выстрелом в висок.