Amnesty International Далер Шарипов.

Таджикистан: Журналиста Далера Шарипова осудили на год. Потребуйте его освобождения

Суд в Таджикистане 16 апреля признал независимого журналиста Далера Шарипова виновным в «разжигании религиозной вражды» и приговорил его к одному году лишения свободы. Далер Шарипов – узник совести, осуждённый по сфабрикованным обвинениям исключительно за осуществление своего права на свободу выражения мнений. Он должен быть немедленно освобожден без каких-либо дополнительных условий. В заключении ему по-прежнему угрожают пытки и опасность заразиться COVID-19.

Далер Шарипов, известный в Узбекистане журналист, до 2019 года работал в независимом издании «Озодагон», пока оно не закрылось после многих лет преследования со стороны властей. Двадцать восьмого января Далера Шарипова задержали сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) якобы за «разжигание религиозной вражды» по статье 189 УК РТ. 30 января он предстал перед судом района Исмоили Сомони города Душанбе, который отправил его в предварительное заключение на два месяца. 1 февраля Генеральная прокуратура опубликовала заявление, в котором обвинила Далера Шарипова в публикации «экстремистских» статей на религиозные темы и утверждала, что он связан с запрещённой экстремистской организацией.

Сначала его адвокату не давали увидеться с ним, что вызвало беспокойство в связи с возможным применением пыток. В последние годы деятельность ГКНБ, который задержал журналиста, была омрачена многочисленными сообщениями о противоправных действиях и серьёзных нарушениях прав человека, в том числе применении пыток и других видов жестокого обращения.

Тридцатого марта Генеральная прокуратура завершила расследование и передала дело в суд. Судебный процесс начался 15 апреля в суде района Шохмансур Душанбе. Он был открыт для общественности, но судья ограничил число людей, которые могли находиться в зале суда, чтобы обеспечить социальное дистанцирование в рамках мер предосторожности из-за пандемии COVID-19. Прокурор попросил приговорить Далера Шарипова к двум годам и четырём месяцам лишения свободы за нелегальную публикацию и распространение ста экземпляров трактата, посвященного вопросам ислама и экстремизма. 16 апреля суд признал его виновным и приговорил его к одному году тюрьмы, который был сокращён до девяти месяцев из-за срока, уже проведённого им в предварительном заключении.

Его адвокат заявил, что в своём заключительном выступлении в суде Далер Шарипов отверг предъявленные ему обвинения, но отметил, что мог допустить ошибки в трактате, на основании которого судья вынес своё решение. Его адвокат также сказал журналистам, что Далер Шарипов не собирается обжаловать вынесенный ему приговор.

Статья 189 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, на основании которой был осуждён Далер Шарипов, содержит крайне широкое определение «экстремизма» и часто использовалась правительством для преследования своих критиков, в том числе адвокатов, политических активистов и журналистов. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет.

Среди осуждённых по статье 189 есть два узника совести. Независимый журналист Хайрулло Мирсаидов, сейчас находящийся в эмиграции, был задержан 5 декабря 2017 года после публикации открытого письма президенту Таджикистана о коррупции в местных органах власти. Он провёл под стражей девять месяцев. В 2015 году адвоката-правозащитника Бузургмехра Ёрова признали виновным и приговорили к 25 годам лишения свободы по нескольким обвинениям, в том числе по статье 189, за его работу над делами лиц, связанных с политической оппозицией. В 2019 году его срок заключения был сокращён до 22 лет в рамках массовой амнистии.

В 2019 году Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность в связи с «преследованием независимых журналистов и работников средств массовой информации, критически освещающих вопросы, касающиеся государственной политики, или другие вопросы, представляющие общественный интерес, в том числе посредством […] судебного преследования по предположительно сфабрикованным обвинениям» и рекомендовал властям Таджикистана «обеспечить эффективную защиту независимых журналистов и работников средств массовой информации от любых форм запугивания и воздерживаться от использования положений о гражданском и уголовном преследовании, включая положения о борьбе с экстремизмом, а также других нормативных-правовых актов, в качестве инструмента пресечения критического освещения вопросов, представляющих общественный интерес».

Власти страны отрицают, что в Таджикистане есть случаи заболевания COVID-19. Тем не менее они приняли ряд мер для снижения риска распространения COVID-19, например, закрыли границы, а также закрыли все места содержания под стражей для посещения.

В 2019 году Комитет ООН по правам человека рекомендовал правительству Таджикистана безотлагательно заняться улучшением условий содержания под стражей, в частности решить проблемы ненадлежащего обращения с заключенными, жестоких мер наказания, переполненности, плохих санитарно-гигиенических условий, а также отсутствия надлежащей медицинской помощи. Такие условия способствуют распространению инфекционных заболеваний, и заключённые подвергаются повышенной опасности заразиться COVID-19.