«Усовершенствованные методы допроса»: избиения, лишение сна, угрозы убийства детей.
Эксперт Amnesty International по борьбе с терроризмом Джулия Холл посетила судебные слушания на американской военной базе в кубинском Гуантанамо. Узнав подробности, как из подозреваемых в терроризме выбивали показания, она задаёт теперь вопрос, почему в европейских странах, где размещались «секретные тюрьмы ЦРУ», никто не был привлечён к ответственности за соучастие в пытках.
Джеймс Митчелл выглядит почти задумчивым, когда описывает различные способы, которыми он пытал некоторых из тех мужчин, что сейчас сидят напротив него. В переполненным зале судебных заседаний в следственном изоляторе в Гуантанамо Митчелл десятки раз вспоминал, как он применял «вотербординг» — имитирующую утопление пытку — к обвиняемому в участии в атаках 11 сентября 2001 года Халиду Шейху Мухаммеду и «воллинг» — избиение об стену — других задержанных стену. Он описывал, как держал заключённых днями без сна, как давал им пощёчины, кричал и обзывал их, одному из них он угрожал перерезать горло сыну.
Эти ужасные свидетельства было частью показаний, данных Митчеллом на предварительных слушаниях по делу пяти человек, которые должны предстать перед судом в связи с атаками 11 сентября. Все пять обвиняемых — Халид Шейх Мохаммед, Рамзи бин аш-Шаибх, Валид бин Атташ, Аммар аль-Балучи и Мустафа аль-Хавсави — могут быть приговорены к смертной казни в случае признания их виновными специальной судебной военной комиссией в Гуантанамо. Адвокаты обвиняемых хотят, чтобы любые показания, полученные под пытками, были исключены, в том числе те, которые были взяты ФБР после прибытия задержанных в Гуантанамо. Они утверждают, что ФБР участвовало в допросах ЦРУ, и любые заявления его агентам были выбиты под пытками.
Адвокаты обвиняемых хотят, чтобы любые показания, полученные под пытками, были исключены, в том числе те, которые были взяты ФБР после прибытия задержанных в Гуантанамо.
Митчелл и его деловой партнер Джон «Брюс» Джессен играли ведущую роль в разработке и внедрении пресловутых «усовершенствованных методов допроса», которые использовались для пыток в «секретных тюрьмах ЦРУ» по всему миру. Никто из ответственных за программу пыток в США не был привлечен к ответственности.
Но США не действовали в одиночку. По меньшей мере три государства-члена ЕС размещали на своей территории секретные тюрьмы ЦРУ в рамках совместной глобальной «войны с террором». Представшие в зале суда в Гуантанамо люди подвергались пыткам и жестокому обращению в Польше, Литве и Румынии. Но соучастие этих стран в пытках, преступлении по международному праву, ни разу не упоминалось в зале суда. Всем в зале суда было запрещено говорить или указывать на то, что в европейских странах размещались секретные тюрьмы, где применялись пытки. Ни один человек ни в одной из этих стран не был обвинён в совершении этих преступлений.
По меньшей мере три государства-члена ЕС размещали на своей территории секретные тюрьмы ЦРУ в рамках совместной глобальной «войны с террором». Представшие в зале суда в Гуантанамо люди подвергались пыткам и жестокому обращению в Польше, Литве и Румынии.
Европейский суд по правам человека уже вынес решение по делу против Польши о причастности властей к насильственному исчезновению и пыткам задержанных ЦРУ Мохаммеда аль-Нашири и Абу Зубайды, оба из которых всё ещё содержатся в Гуантанамо. Халид Шейх Мохаммед, Валид бин Атташ и Рамзи бин аш-Шаибх также содержались в «секретной тюрьме», функционировавшей в польской деревне Старе Кейкуты с 2002 по 2004 год.
Аль-Нашири был подвергнут инсцинировке казни — ему приставляли пистолет к голове, ведшие допрос угрожали изнасиловать его мать. Джеймс Митчелл сказал бы, что эти «методы» выходят за рамки того, что было «разрешено» в юридических меморандумах Офиса юрисконсульта Белого дома, которые использовались для оправдания того, что не может быть оправдано. Но из ряда садистских методик, применение которых раскрыл доклад Сената США в 2014 году, видно, что «санкционированные» «усовершенствованные методы допроса» часто воодушевляли допрашивающих, придавали им импульс совершать ещё более жестокие злоупотребления в отношении некоторых задержанных.
Мустафа аль-Хавсави, один из представших в зале суда по делу 11 сентября, подвергся дикому обращению в тюрьме ЦРУ. В отчёте Сената США от 2014 года было задокументировано, что Мустафа аль-Хавсави испытывает продолжающиеся проблемы со здоровьем, в частности, связанные с «ректальным экзаменом», который проводился с «чрезмерной силой», когда он находился в «секретной тюрьме» в Афганистане. Записи ЦРУ показывают, что одному из задержанных, Мустафе аль-Хавсави, позже был поставлен диагноз хронический геморрой, трещина заднего прохода и симптоматическое выпадение прямой кишки.
Другими словами — Аль-Хавсави подвергся анальному изнасилованию во время содержания под стражей в центре ЦРУ, и постоянные последствия физического ущерба, который он получил, были ключевой проблемой, когда он переводился в секретную тюрьму в Литве в 2005 году. Литовские власти отказались от оказания медицинской помощи аль-Хавсави и другим заключенным с острыми заболеваниями, и США были вынуждены заключить договор с другими правительствами об оказании необходимой медпомощи.
Литовские власти отказались от оказания медицинской помощи аль-Хавсави и другим заключенным с острыми заболеваниями, и США были вынуждены заключить договор с другими правительствами об оказании необходимой медпомощи.
ЕСПЧ также вынес решение против Литвы за её добровольное содействие насильственному исчезновению и пыткам Абу Зубайды в «секретной тюрьме ЦРУ» на своей территории. В этом году ЕСПЧ также рассмотрит дело Мустафы аль-Хавсави против Литвы.
Наблюдая за Мустафой аль-Хавсави в зале суда, было очевидно, что перенесённые им пытки не остались без последствий. Он двигался медленной походкой и должен был сидеть на подушке, слушая показания Джона Митчелла. Здесь, в Гуантанамо, он подал ходатайство в судебную военную комиссию с просьбой исключить его дело из-за «возмутительного поведения правительства».
Amnesty International неоднократно заявляла, что задержанные в Гуантанамо должны иметь право на справедливое судебное разбирательство в федеральных судах США или освобождены, а работающие в Гуантанамо военные трибуналы не соответствуют международным стандартам справедливого судебного разбирательства.
Но сейчас, когда судебное разбирательство в Гуантанамо вновь приковывает внимание, появляется возможность привлечь к ответственности хотя бы европейских друзей США, которые размещали на своей территории «секретные тюрьмы», помогали «исчезать» задержанным и способствовали применением к ним пыток и жестокого обращения.