Решение Конституционного суда России отправить на пересмотр дело гражданского активиста Константина Котова подтверждает необходимость полной отмены уголовной статьи о неоднократном нарушении порядка проведения публичных мероприятий, заявила Amnesty International. Константин Котов был приговорён к четырём годам колонии по так называемой «дадинской» статье 212.1 в сентябре 2019 года. В понедельник, 27 января, КС отправил его дело на пересмотр.
«Решение суда только подтверждает то, что Amnesty International и другие правозащитные группы говорили всё это время: заключение Котова за участие в нескольких мирных акциях протеста было грубым нарушением его права на свободу собраний и шло вразрез с предыдущим решением Конституционного суда. Константин должен быть освобождён, с него должны быть сняты все обвинения, и он должен получить адекватную компенсацию за незаконное преследование», — заявил исследователь Amnesty International по России Олег Козловский.
«Делом Котова репрессии в отношении активистов с использованием этой статьи не ограничиваются. Власти должны немедленно прекратить преследование Андрея Боровикова в Архангельске (приговорён к обязательным работам в сентябре 2019 года) и Вячеслава Егорова в Коломне (следствие ещё продолжается). Однако главное наше требование — полная отмена этой статьи Уголовного кодекса, поскольку никто не должен преследоваться в уголовном порядке за простое осуществление своего права на свободу мирных собраний», — добавил он.
Котов был осуждён в сентябре 2019 года всего за один день. В ходе процесса судья отказался заслушивать показания большинства свидетелей защиты и просматривать видео, на которых были запечатлены инкриминировавшиеся Котому «правонарушения».
По мнению Amnesty International, сама статья 212.1 Уголовного кодекса России, которая использовалась для преследования Котова, противоречит стандартам в области прав человека, закреплённым в международном праве в области прав человека и в российской Конституции. В 2017 году Конституционный суд уже выносил постановление по делу Ильдара Дадина, первого человека, осуждённого по этой статье, определив, что она может применяться только в тех случаях, когда нарушение законодательства о митингах сопровождалось причинением или реальной угрозой причинения существенного вреда. Своим определением 27 января Конституционный суд признал, что суды проигнорировали эту позицию.