Евросоюз и Центральная Азия должны поставить гражданское общество в центр диалога. Призыв Amnesty International к участникам саммита в Самарканде

Защита прав человека и обеспечение безопасности гражданского общества в странах Центральной Азии должны стать центральной темой первого в истории саммита ЕС-Центральная Азия, который пройдёт в Самарканде 3–4 апреля, заявила сегодня Amnesty International.

«Центральная Азия переживает решающий момент, поскольку Европейский союз демонстрирует готовность углубить своё политическое и экономическое взаимодействие с регионом. Долгосрочный прогресс зависит не только от дипломатии, инвестиций и торговли — он также требует уважения прав человека и пространства для гражданского общества, чтобы оно могло развиваться и действовать свободно и без страха», — сказала Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

Долгосрочный прогресс зависит не только от дипломатии, инвестиций и торговли — он также требует уважения прав человека и пространства для гражданского общества, чтобы оно могло развиваться и действовать свободно и без страха

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

«Общая ситуация в регионе остается тревожной. Власти сохраняют жёсткий контроль над СМИ и гражданским обществом, подавляют инакомыслие, мирные собрания и свободу объединений и рутинно не проявляют должной осмотрительности в вопросах прав человека, то есть не предпринимают адекватных мер по выявлению, предотвращению и реагированию на потенциальные нарушения прав человека, связанные с их действиями, законами или политикой».

Ранее в этом месяце Казахстан подписал меморандум о взаимопонимании с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), в котором он согласился использовать постановления ЕСПЧ в качестве руководства в национальной правовой системе Казахстана. Тем временем Кыргызстан стремится усилить роль офиса омбудсмена, критически важную для обеспечения того, чтобы государственные органы не использовали свои полномочия для ограничения прав человека, а Узбекистан добился заметного прогресса в решении проблемы принудительного труда в хлопковой промышленности.

Однако даже в странах, демонстрирующих позитивные шаги, последние тенденции вызывают беспокойство. В Казахстане и Кыргызстане власти регулярно подавляют право на свободу мирных собраний и преследуют независимые СМИ.

Несколько правительств стран Центральной Азии приняли законы и политику под предлогом защиты «традиционных ценностей», которые ограничивают права человека и нацелены на маргинализированные группы. В Кыргызстане закон, смоделированный по образцу российского законодательства об «иностранных агентах», с 2024 года налагает обременительные требования на финансируемые из-за рубежа НПО, что приводит к закрытию и самоцензуре. Власти по всему региону также использовали похожую риторику для оправдания нарушений прав ЛГБТИ-людей, которые сталкиваются с дискриминацией, отсутствием защиты от насилия и ограничениями их прав на свободу выражения мнений и мирных собраний.

В Центральной Азии, Восточной Европе и в Европейском союзе правительства отреагировали на обеспокоенность по поводу национальной безопасности или общественной морали усилением репрессий

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

«В Центральной Азии, Восточной Европе и в Европейском союзе правительства отреагировали на обеспокоенность по поводу национальной безопасности или общественной морали усилением репрессий. Везде, где принималось законодательство об «иностранных агентах», оно приводило к стигматизации НКО, запугиванию активистов и медленному удушению активного гражданского общества», — заявила Мари Стразерс.

«Если правительства стран Центральной Азии и ЕС, его институты и правительства его стран-членов действительно привержены правам человека, путь вперёд лежит не в подавлении гражданского общества, а в расширении его прав и возможностей — путём приверженности принципам due diligence (должной осмотрительности) в области прав человека, содействия открытому диалогу, укрепления доверия между государством и общественностью и обеспечения безопасной среды для процветания гражданского общества. Европейский союз и правительства стран Центральной Азии должны гарантировать, что права человека останутся основополагающим элементом их расширенного сотрудничества».