Всемирный день окружающей среды отмечается 5 июня. Этот день был провозглашён Организацией Объединённых Наций для того, чтобы повысить осведомлённость о проблемах, связанных с загрязнением воздуха и глобальным потеплением, и с тех пор его отмечание превратилось в один из глобальных инструментов борьбы за экологию.
Озабоченность людей по всему миру ситуацией вокруг климатического кризиса, действительно, растёт, но по-прежнему те, кто находятся на переднем крае этой борьбы, защитники прав человека, сталкиваются с серьёзными рисками для себя и своих близких.
Почему экология имеет отношение к правам человека?
Правозащитники-экологи — это люди, которые защищают права, связанные с окружающей средой, а также пользованием и защитой земель коренных народностей и их ресурсов. Они часто являются лидерами в своих сообществах, защищая коллективные права и благополучие и борясь с разрушением или загрязнением воздуха, воды, земель, лесов и сельскохозяйственных угодий. Многие из них — выходцы из коренных народов, для которых современный прогресс зачастую бывает разрушительным.
Правозащита в области охраны окружающей среды — одно из самых смертельных призваний человека. По данным неправительственной организации Global Witness, в 2017 году — это последний год, за который у неё есть данные, — по всему миру каждую неделю за защиту своих земель, дикой природы и природных ресурсов убивали по четыре человека. Всего в 2017 году были убиты 207 экологических активистов. Подавляющее большинство из них родом из Южной Америки, что делает её самым опасным регионом в мире для природозащитников.
По оценке Global Witness, неспособность национальных правительств и бизнеса действовать при освоении природных ресурсов в соответствии с принципакми ответственности, этики и даже законности сделала возможными и преступления против экологических активистов. Именно они подвергаются риску со стороны сильных мира сего, которые считают, что останутся безнаказанными за нападения, убийства и уголовное преследование активистов. Вот почему как никогда важно, чтобы мы проявили глобальную солидарность и встали на защиту правозащитников, которые рискуют всем, чтобы защитить людей и планету.
Сегодня мы напоминаем, что и в России есть замечательные природозащитники, которые нуждаются в нашей помощи.
Андрей Рудомаха (Краснодар)
На протяжении многих лет в Краснодарском крае работает одна из самых эффективных природоохранных организаций в России — «Экологическая вахта по Северному Кавказу», которая может поставить себе в заслугу десятки остановленных противозаконных строек, прекращённых хищнических лесных вырубок и отозванных у разработчиков лицензий. Такой объём работ было бы невозможно осуществить без вклада одного из её координаторов, Андрея Рудомахи.
В конце декабря 2017 года во время очередной инспекции черноморского побережья — там застраивался участок, предположительно принадлежащий однокурснику президента Владимира Путина, — Андрей Рудомаха был серьёзно избит неизвестными, он попал в больницу, его коллегам досталось из перцовых баллоничков. Из автомобилей экологов были похищены документы и аппаратура. И хотя уголовное дело по ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса — «грабеж, совершенный группой лиц» — было возбуждено практически сразу после нападения, краснодарская полиция не проявила энтузиазма для поимки преступников по горячим следам.
Письма и петиции в поддержку Андрея Рудомахи отправили почти все экологические организации страны WWF России, Гринпис России, Социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы и Союз охраны птиц России. Коалиция организаций призвала, в том числе, «обеспечить общественный порядок в Краснодарском крае, приняв меры по предотвращению преступлений против гражданских организаций и активистов». Amnesty International собрала и передала президенту РФ 167 241 подпись под обращением с призывом расследовать этот инцидент.
Уже 9 января 2018 года Рудомахе и его заместителю Дмитрию Шевченко с адреса SMERTRODOMAXE («Смерть Рудомахе») пришли электронные письма, в которых утверждалось, что «на Кубани не место людям, скрытно исповедующим сатанистские вероучения, использующим иностранные деньги для разрушения России, прикрываясь защитой экологии. Вам безопаснее уехать…». Но и эти угрозы не были расследованы.
Зато «Экологическая вахта по Северному Кавказу» сама стала субъектом административного преследования. В апреле 2019 года в организацию следователи пришли с обысками, а затем её оштрафовали на 80 тысяч рублей по статье о деятельности «нежелательной» организации — за сотрудничество с бывшим координатором движения «Открытая Россия» Яной Антоновой.
Поддержать Андрея вы можете, подписав петицию с требованием расследования нападения на него.
Вячеслав Егоров (Коломна)
Ситуация с утилизацией мусора в России всё ближе к катастрофической. Власти уже не знают, что делать с растущим объёмом отходов, старые мусорные полигоны уже не справляются, а расширение свалок и программы транспортировки столичного мусора в другие регионы страны вызывают массовые протесты. Самые громкие «антимусорные» акции последних месяцев прошли в подмосковной Коломне и в Архангельске.
В январе 2019 года в России впервые за несколько лет появился новый подозреваемый по репрессивной уголовной статье о неоднократном нарушении порядка проведения массовых акций — им стал один из лидеров протестов в Коломне Вячеслав Егоров. Наказывая его за законную правозащитную деятельность, власти откровенно «сшили» ему административные дела, чтобы впоследствии возбудить и уголовное преследование.
В середине декабря прошлого года Егоров собирался посетить судебное заседание по делу Дмитрия и Геннадия Гудковых, политиков, поддержавших протесты в Коломне. Слушения проходили в маленьком зале, который не мог вместить всех желающих. Вячеслав Егоров не смог попасть в зал и остался стоять снаружи здания суда вместе с другими активистами. По версии следствия это было «несанкционированным» публичным мероприятием, а Егоров — его организатором, поскольку ранее он призвал в Интернете своих сторонников прийти на заседание.
В течение 2018 года Вячеслава Егорова трижды признавали виновным в нарушении Кодекса об административных правонарушениях за участие в двух акциях протеста и публикацию в Интернете статьи о своей кампании. Его дважды приговоривали к обязательным работам и один раз к трем суткам административного ареста. Эти постановления потом легли в основу нынешнего уголовного дела.
Прочитать подробнее о его деле вы можете здесь