УЗБЕКИСТАН 2023/24

🠔 НАЗАД

Предполагаемые организаторы массовых протестов 2022 года были осуждены в ходе несправедливых процессов по политически мотивированным обвинениям. Власти усилили контроль над выражением несогласия, особенно в социальных сетях. Пытки и другие виды жестокого обращения по-прежнему были широко распространены в местах содержания под стражей, а безнаказанность оставалось обычным явлением в отношении тех, кого подозревали в совершении уголовных преступлений. Поправки в уголовный и административный кодексы установили уголовную ответственность за домашнее насилие. Осуществление права на свободу вероисповедания по-прежнему строго контролировалось.

Краткая справка

Спорные изменения в Конституцию страны, которые вызвали массовые протесты в Каракалпакстане в 2022 году, были одобрены после проведённого в апреле референдума.

В июне президент Шавкат Мирзиёев был безоговорочно избран на новый семилетний срок.

🠕 НАВЕРХ

Несправедливые судебные разбирательства

В течение года в ходе несправедливых судебных процессов по политически мотивированным обвинениям были осуждены десятки людей, имевших отношение к массовым протестам в Каракалпакстане, которые были жестоко подавлены.

Тридцать первого января суд города Бухары на востоке Узбекистана приговорил адвоката и редактора Даулетмурата Тажимуратова к 16 годам лишения свободы за предполагаемые насильственные правонарушения, связанные с протестами. Судьи отклонили его утверждения о том, что к нему применялись пытки, и не приняли во внимание видеозаписи протестов, на которых видно, как он призывает толпу не прибегать к насилию. Правозащитники, наблюдавшие за судебным процессом, выразили обеспокоенность тем, что 21 сообвиняемого Даулетмурата Тажимуратова заставили дать показания против него в обмен на более мягкие приговоры. Шестого июня Верховный суд Узбекистана отклонил его апелляцию и оставил в силе вынесенный ему приговор. Даулетмурат Тажимуратов настаивал на том, что он невиновен.

🠕 НАВЕРХ

Применение чрезмерной силы

Несмотря на множество сообщений о незаконном применении силы против мирных протестующих в Каракалпакстане, только трое сотрудников силовых структур были привлечены к ответственности. Согласно заявлению Верховного суда, опубликованному в августе, двое неназванных сотрудников правоохранительных органов были признаны виновными в пытках задержанных и приговорены к семи годам лишения свободы, а третий был приговорён к трём годам лишения свободы за неоказание помощи умирающему.

Свобода выражения мнений

Клевета и оскорбление, в том числе оскорбление президента, оставались уголовно наказуемыми преступлениями. Власти усилили контроль над выражением несогласия, особенно в социальных сетях.

По меньшей мере 10 блогеров были осуждены, как утверждается, по сфабрикованным и политически мотивированным обвинениям за размещение критических публикаций в сети.

В феврале Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям пришла к выводу, что задержание Отабека Саттория носило произвольный характер, и призвала освободить его. Отабек Сатторий отбывал шесть с половиной лет тюремного заключения по обвинению в клевете и вымогательстве за критику коррупции среди местных чиновников. В апреле ему было отказано в переводе в менее суровые условия содержания из-за, как утверждалось, нарушений правил содержания под стражей, но в конце концов в декабре его перевели в тюрьму открытого типа.

🠕 НАВЕРХ

Пытки и другие виды жестокого обращения

Применение пыток и других видов жестокого обращения по-прежнему было широко распространено в местах содержания под стражей, а безнаказанность оставалась обычным явлением в отношении лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений.

Не было отмечено никакого прогресса в реализации представленных в 2021 году предложений Генпрокуратуры по решению проблемы применения пыток путём реформирования Уголовного кодекса, создания независимых механизмов для мониторинга утверждений о пытках, улучшения условий содержания в тюрьмах и решения вопросов о возмещении ущерба пострадавшим от пыток.

Парламентская комиссия, созданная в июле 2022 года для расследования случаев насилия в Каракалпакстане, включая обвинения в применении пыток, по состоянию на конец года так и не опубликовала отчёт о результатах своего расследования.

В ноябре двое Специальных докладчиков ООН выразили обеспокоенность по поводу безопасности и благополучия Даулемурата Тажимуратова (см. выше раздел «Несправедливые судебные разбирательства») после того, как его адвокат сообщил, что в сентябре его психическое состояние и физическое здоровье значительно ухудшилось. Его содержали в одиночной камере без доступа к информации, кроме того, ему отказывали в предоставлении надлежащей медицинской помощи и достаточного питания. В октябре в ходе судебных слушаний по апелляции, поданной ранее, находящийся в заключении блогер Абдукодир Муминов рассказал суду, что сотрудники правоохранительных органов «применяли электрошокеры, пинали и давили ногами [его] гениталии, неоднократно били [его] по ноге специальной дубинкой… [и] сломали [ему] ребро», чтобы выбить признательные показания. Суд не счёл необходимым расследовать его утверждения о применении пыток.

🠕 НАВЕРХ

Гендерно обусловленное насилие

В соответствии с принятыми в апреле поправками к законодательству домашнее насилие впервые было квалифицировано как отдельное правонарушение, а женщинам и детям, ставшим жертвами домашнего насилия, были предоставлены дополнительные механизмы защиты.[1] Однако эти новые механизмы правовой защиты были официально представлены как меры по «укреплению института семьи»; эффективность их применения в значительной степени подрывали должностные лица, которые отдавали приоритет вопросам примирения и воссоединения семей, а не защите прав женщин и детей.

В сентябре Комитет по делам семьи и женщин сообщил, что Министерство внутренних дел выдало 21 871 охранный ордер женщинам, подвергшимся насилию или жестокому обращению в период с января по август. Большинство дел, а также 84,7% охранных ордеров, выданных в связи с насилием в семье, завершились примирением сторон.


[1] «Узбекистан: Парламент страны принял давно назревший закон, предусматривающий уголовную ответственность за домашнее насилие», 6 апреля

🠕 НАВЕРХ

Права ЛГБТИ

В проекте нового Уголовного кодекса была сохранена статья, предусматривающая уголовную ответственность за сексуальные отношения между взрослыми мужчинами по обоюдному согласию. Во время своего визита в марте Верховный комиссар ООН по правам человека призвал власти исключить эту статью.

Узбекистан принял все рекомендации, сделанные государствами в ходе УПО по правам человека в ноябре, за исключением рекомендаций, касающихся прав ЛГБТИ. В качестве причины отказа от выполнения этих рекомендаций власти ссылались на «общепринятые нормы». Свобода вероисповедания и убеждений

Власти продолжали ограничивать свободу вероисповедания, несмотря на неоднократные обещания устранить ограничения и внести поправки в закон «О свободе совести и религиозных организациях» 2021 года.

Власти упорно преследовали верующих мусульман по слишком широко и расплывчато сформулированным обвинениям, «связанным с экстремизмом», и не расследовали их заявления о пытках и жестоком обращении. Студент Сардор Рахманкулов, приговорённый в январе к пяти годам лишения свободы за распространение исламской религиозной песни в социальных сетях, заявил в суде, что сотрудники правоохранительных органов душили его пластиковым пакетом и по очереди били ногами. Апелляционный суд отказался рассматривать его заявления о пытках.

Права трудящихся

В августе Узбекский форум за права человека при содействии сети CEE Bankwatch подал жалобу в отношении Европейского банка реконструкции и развития. Жалоба, поданная в Независимый механизм подотчётности проектов (НМПП) Европейского банка реконструкции и развития, была связана с его неспособностью до этапа выделения средств решить проблемы незаконной конфискации земель, несправедливых условий контрактов и массовых увольнений в Indorama Agro, одном из крупнейших частных производителей хлопка в Узбекистане. Менеджеры Indorama Agro активно пытались добиться роспуска профсоюза трудящихся, занятых в компании, — единственного независимого профсоюза в Узбекистане.

Право на здоровую окружающую среду

Энергетический сектор Узбекистана по-прежнему сильно зависел от ископаемого топлива и продолжал активно субсидировать его использование. В октябре правительство подписало соглашение со Всемирным банком о финансировании национальной политики по сокращению выбросов, в том числе посредством реформы программ субсидий и заключения сделок на рынке квот на эмиссию диоксида углерода.

Уровень загрязнения воздуха в крупных населённых пунктах, в основном в результате сжигания ископаемого топлива для нужд энергетики и транспорта, регулярно достигал значений, классифицируемых как опасные. Исследования Всемирного банка и Министерства экономического развития и сокращения бедности показали, что смертность, связанная с загрязнением воздуха твёрдыми частицами, привела к экономическим потерям, эквивалентным 6% ВВП (ситуацию также усугубляет высокое содержание пыли в воздухе в результате нарастающего опустынивания).