Узбекистан

УЗБЕКИСТАН

В 2021 году сохранялись жёсткие ограничения прав на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний. Сообщалось о большом прогрессе с искоренением принудительного труда в хлопководстве. В стране появились некоторые гарантии неприменения пыток и других видов жестокого обращения; тем не менее сообщения о таких преступлениях продолжали поступать.  Свыше 2000 человек оставались за решёткой из-за своих мирных религиозных убеждений. Насилие над женщинами, как и раньше, носило повсеместный характер. Добровольные сексуальные отношения между мужчинами оставались уголовным преступлением. 

Свобода выражения мнений

В стране сохранялись ограничения права на свободу выражения мнений. В проекте нового уголовного кодекса сохранились статьи о клевете и оскорблении, а также расплывчато сформулированные статьи об изготовлении и распространении «материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма». В марте оскорбление президента стало преступлением, караемым пятью годами лишения свободы.

СМИ прибегали к самоцензуре и работали в условиях всё новых ограничений, в том числе законодательных. По некоторым сведениям, публикацию болезненно воспринимаемой информации они должны были предварительно официально согласовывать. Уголовные дела, штрафы и лишение свободы критиков властей (обычно блогеров) служили средством запугивания.

В мае блогер — борец с коррупцией Отабек Сатторий был приговорён к шести с половиной годам лишения свободы по спорным обвинениям в клевете и вымогательстве. В ноябре из-за пререканий с судьёй по поводу освещения процесса троих журналистов и одну предпринимательницу, опубликовавшую видеозапись спора, тоже осудили за клевету, оскорбление и неподчинение требованиям властей. Одного из журналистов приговорили к трём годам заключения, а все остальные получили приговоры, не связанные с лишением свободы.

В августе по обвинению в оскорблении президента был арестован блогер Валижон Калонов, призывавший к бойкоту выборов. По состоянию на конец года он оставался под стражей в ожидании суда.

Принудительный труд

В январе МОТ сообщила о «значительном прогрессе» в искоренении нарушений при сборе урожая хлопка 2020 года. Сообщалось лишь об отдельных случаях использования детского труда, а доля сборщиков хлопка, работавших под прямым или косвенным принуждением, по сравнению с 2019 годом снизилась на 33% и составила всего 4% (от 2 миллионов сборщиков, две трети из которых составляли женщины).

Пытки и другие виды жестокого обращения

В проекте нового уголовного кодекса определение пыток было приведено в соответствие с рекомендациями, полученными от органов ООН. Однако в документе сохранились спорные положения, допускающие истечение срока давности, амнистию и «примирение» между потерпевшим и преступником. В июне появились дополнительные гарантии неприменения пыток, включая создание при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека «общественных групп» по независимому мониторингу пенитенциарных и других закрытых учреждений.

Тем не менее независимые эксперты по правам человека продолжали выражать беспокойство по поводу того, что институциональные проблемы так и оставались нерешёнными, пытки под стражей применялись повсеместно, хотя о них реже становилось известно. Применительно к известным случаям смерти людей под стражей МВД провело внутреннюю «проверку» двух заявлений о пытках, поступивших из Нишанского района в мае и из Тахиаташского района в июле, — и не нашло оснований для возбуждения уголовных дел. Аналогичное заявление из Денауского района в июле привело к аресту двоих сотрудников органов внутренних дел, однако позже обвинения с них были сняты.  В декабре двое сотрудников УБДД из Самаркандской области были приговорены к двум годам и десяти месяцам лишения свободы каждый за причинение смерти по неосторожности и превышение полномочий после того, как задержанный ими водитель скончался под стражей.

Правозащитная организация сообщила в апреле, что в печально известной колонии «Жаслык», официальной закрытой в 2019 году, возможно, до сих пор остаются до 100 заключённых.

В мае Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям пришла к выводу, что содержание под стражей бывшего дипломата Кадыра Юсупова носит произвольный характер и что его «заслуживающие доверия утверждения о пытках и жестоком обращении» не были расследованы должным образом. Тем не менее Узбекистан проигнорировал призыв группы к его немедленному освобождению и выплате компенсации. Власти не отреагировали своевременно и на жалобы Кадыра Юсупова на то, что в сентябре и октябре его избивали другие заключённые.

Международные неправительственные организации сообщали, что мужчины, задержанные за предполагаемые добровольные сексуальные отношения с другими мужчинами, подвергались принудительным ректальным осмотрам.

Свобода вероисповедания и убеждений

В июле без предварительного общественного обсуждения вступил в силу новый закон «О свободе совести и религиозных организациях». В нём произошли некоторые улучшения, например упрощён порядок регистрации религиозных организаций и исчезли административные наказания за ношение религиозной одежды в общественных местах. Однако в том же месяце пять Специальных докладчиков ООН выразили беспокойство по поводу сохранившегося запрета на миссионерскую деятельность и религиозное образование, не санкционированное государством, а также по поводу фактической цензуры религиозной литературы.

В проекте уголовного кодекса статья об изготовлении и распространении религиозных материалов отсутствовала, но это осталось административным правонарушением.

В октябре Комиссия США по свободе вероисповедания в странах мира сообщила, что «власти Узбекистана удерживают под стражей более 2000 человек за мирное следование своим религиозным убеждениям».

Свобода собраний и объединений

В проекте нового уголовного кодекса сохранились статьи о нарушении неправомерно жёстких правил проведения публичных собраний и о «незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций», предусматривавшие наказания в виде лишения свободы.

В марте были утверждены два программных документа, обязывающие правительство оказывать административную и финансовую поддержку организациям гражданского общества и усовершенствовать нормативно-правовую базу для их деятельности. В стране сохранялись препятствия к регистрации организаций.

Неправительственные организации и особенно политические партии по-прежнему сталкивались с отказами в регистрации из-за незначительных или спорных технических нарушений. Так, в августе Министерство юстиции произвольно в восьмой раз отказало в регистрации организации «Дом прав человека», которую Агзам Тургунов и его коллеги безуспешно пытаются зарегистрировать с 2019 года. В сентябре объединение обжаловало это решение в суде и снова подало документы на регистрацию.

Гендерно обусловленное насилие

Насилие в отношении женщин, в том числе домашнее, носило повсеместный характер, однако комплексная статистика в стране отсутствовала. В январе МВД опубликовало данные по охранным ордерам, выданным в 2020 году, когда они впервые появились. В общей сложности такие ордера были выданы 14 774 женщинам, 73% из которых получили их из-за физического и других видов домашнего насилия. Тем не менее в июне министерство отклонило запрос неправительственной организации «НеМолчи.Уз», которая просила опубликовать информацию о количестве возбуждённых дел в связи с насилием над женщинами. МВД назвало это «нецелесообразным».

Права ЛГБТИ

«Мужеложство» оставалось преступлением, причём и в новой редакции уголовного кодекса. В ответ на запрос издания Qalampir.uz в апреле МВД сообщило, что 49 узбекистанцев отбывают срок в колониях по этой статье и что с такими заключёнными регулярно проводится «психологическая работа», чтобы подобные «правонарушения» не повторялись. С 2016 по 2020 год по статье «Мужеложство» были привлечены к уголовной ответственности 44 узбекистанца.


РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН


Краткая справка

Темп реформ замедлился, а в некоторых сферах наблюдался откат назад. Политические и гражданские активисты жаловались на притеснения, слежку и угрозы накануне президентских выборов, к которым фактически не допустили независимых кандидатов. В феврале был опубликован проект нового уголовного кодекса, который, однако, так и не был принят до конца года.

Средства из государственного фонда в размере 1 миллиарда долларов США, предназначенного на борьбу с пандемией коронавируса, распределялись непрозрачно, и размер этой бюджетной статьи разросся в несколько раз за считанные месяцы, что вызывало тревогу по поводу возможной коррупции. Власти объявили об обязательной вакцинации нескольких категорий работников, военнослужащих и государственных служащих, а отказывавшимся от неё грозило отстранение от работы.

На состоянии экономики неблагоприятно сказывался ещё ряд факторов, включая засуху.

Захват власти «Талибаном» (организация запрещена в РФ) в соседнем Афганистане привёл к новому росту озабоченности по поводу радикального ислама.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА