Права на свободу выражения мнений, мирных собраний и объединений по-прежнему неоправданно ограничивались. Судебное преследование в отношении сотрудников силовых структур за незаконные убийства, пытки и другие виды жестокого обращения во время массовых протестов в январе 2022 года продолжалось, но зачастую суды заканчивались приговорами, несоизмеримыми с тяжестью преступлений. Полиция регулярно срывала или не допускала проведение мирных уличных протестов с политическими требованиями. Религиозная практика вне зарегистрированных религиозных организаций была запрещена. Насилие в отношении женщин и девочек было по-прежнему широко распространено. Политика по борьбе с изменением климата оставалась неэффективной.
Краткая справка
Обещание завершить «перезагрузку и обновление всех основных политических институтов», данное президентом Касым-Жомартом Токаевым в 2022 году, к середине 2023 года было выполнено лишь номинально. Досрочные парламентские выборы в марте прошли на фоне многочисленных сообщений о нарушениях в пользу правящей партии «Аманат», которая в итоге получила большинство голосов.
В ноябре Казахстан с официальным визитом посетил президент России Владимир Путин. Власти Казахстана отвергли обвинения в подрыве введённых западными странами экономических санкций против России через углубление сотрудничества с этой страной.
Продолжались нарушения прав человека после всплеска массовых протестов в январе 2022 года, когда по меньшей мере 219 мирных жителей и 19 сотрудников правоохранительных органов были убиты. При подавлении протестных выступлений силовики незаконно и неизбирательно применяли чрезмерную силу включая стрельбу резиновыми пулями и боевыми патронами в отношении мирных протестующих, отдельных групп, допускавших насилие, мародёров и случайных прохожих.
Свобода мирных собраний
Законодательство и практика, касающиеся мирных собраний, оставались неоправданно ограничительными. Даже для проведения одиночного пикета требовалось получать предварительное разрешение, а проведение или просто планирование «несанкционированного» собрания или пикета каралось арестом на срок до 15 суток. Длительный (12 месяцев) срок давности по этому «правонарушению» позволял властям заключать протестующих под стражу даже спустя долгое время после события, зачастую это делалось для того, чтобы помешать им участвовать в новых протестах. Например, накануне заранее объявленных, но «несанкционированных» мирных акций протеста в День Республики 25 октября, 13 активистов, сторонников незарегистрированной политической партии «Алга, Казахстан!», были задержаны и помещены под стражу на 15 суток за участие в «несанкционированных» митингах в прошлом.
Некоторым протестующим грозило гораздо более суровое уголовное наказание. В июле пять человек, которые участвовали в мирных протестах в январе 2022 года, были приговорены к тюремному заключению на срок до восьми лет по результатам несправедливого суда, проходившего на фоне сообщений о применении пыток и запугивании свидетелей.[1]
Мирные собрания разрешалось проводить только в специально отведённых местах (их было всего три или четыре в любом городе), в противном случае организаторам и участникам грозили штрафы или тюремное заключение. Проведение запланированной на 8 марта демонстрации феминисток в городе Алматы было запрещено под предлогом того, что другая группа уже подала заявку на проведение шествия по единственной улице, где это было разрешено. В результате митинг феминисток прошёл на специально отведённой для протестов тесной площади, а уличное шествие другой группы так и не состоялось.
Применение чрезмерной силы
В течение года до суда дошли лишь три дела, возбуждённых в отношении сотрудников полиции или военнослужащих за незаконное применение ими огнестрельного оружия во время событий января 2022 года. В их число входил военнослужащий-контрактник, который был оправдан в ноябре Военным судом Алматинского гарнизона. Ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями за то, что он застрелил четырёхлетнюю девочку; она была в машине со своими братом и сестрой, которые ехали в магазин за продуктами.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Безнаказанность за пытки и другие виды жестокого обращения по-прежнему была широко распространена. В соответствии с поправками, внесёнными в Уголовный кодекс в январе, пытки были квалифицированы как отдельное от других видов жестокого обращения преступление, а расследование пыток должны были проводить специализированные прокуроры.
Большинство уголовных дел о пытках и жестоком обращении после событий января 2022 года были прекращены, как было заявлено, в связи c отсутствием доказательств. По некоторым делам обвинения были переквалифицированы на превышение власти или должностных полномочий или другие менее серьёзные преступления, а некоторые были прекращены в связи с заключением соглашений с подозреваемыми о признании ими своей вины. Из шести официально признанных случаев смерти в результате пыток по состоянию на конец 2023 года до суда дошли пять дел. Среди них было дело в отношении двоих сотрудников полиции, приговорённых к четырём годам лишения свободы условно в городе Семей по обвинению в пытках, повлекших смерть Жандоса Жотабаева. В рамках того же дела медицинская сестра за неисполнение своих профессиональных обязанностей была приговорена к одному году тюрьмы условно.
Судебные разбирательства в отношении других дел о пытках и жестоком обращении сопровождались многочисленными процессуальными нарушениями. Лишь несколько пострадавших от пыток получили компенсацию в размере, эквивалентном 245 евро, из государственного Фонда компенсации потерпевшим.
Свобода выражения мнений
Правозащитное сообщество Казахстана в течение года зафиксировало 23 случая, когда правозащитников, активистов, блогеров и журналистов лишали свободы по политическим мотивам.
В июле вступил в силу закон об «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». Он предусматривает штрафы за непреднамеренную публикацию или распространение ложной информации в социальных сетях и на любых других интернет-платформах пользователями, владельцами онлайн-платформ и инфлюенсерами. В ноябре по жалобе частного лица суд оштрафовал редакцию Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” в Казахстане (Радио Азаттык) на сумму, эквивалентную 200 евро, за публикацию, в которой утверждалось, что «Россия возглавляет» Организацию Договора о коллективной безопасности.
Свобода объединений
Десять человек были признаны виновными и заключены под стражу в результате несправедливых судебных процессов за поддержку незарегистрированных мирных оппозиционных политических партий или движений, предположительно связанных с движением «Демократический выбор Казахстана», которое суд в столице страны Астане в 2018 году признал «экстремистским». Тридцатого ноября Марат Жыланбаев был приговорён к семи годам лишения свободы за, как утверждалось, финансирование и поддержку «экстремистской деятельности». Участие в организациях, признанных «экстремистскими», по-прежнему наказывалось лишением свободы на срок до шести лет. По состоянию на конец года под следствием находились еще пять человек.
Зарегистрировать оппозиционную политическую партию по-прежнему было практически невозможно, а деятельность без официальной регистрации могла повлечь за собой судебное преследование. В апреле Жанболат Мамай, лидер Демократической партии Казахстана, которой было произвольно отказано в регистрации, был признан виновным в организации массовых беспорядков во время событий января 2022 года. Его приговорили к шести годам условно и запретили участвовать в любых публичных мероприятиях, в том числе онлайн.
В сентябре Комитет государственных доходов впервые опубликовал список физических и юридических лиц, получивших иностранное финансирование за первые шесть месяцев 2023 года. В список вошли 240 физических лиц и организаций, в том числе такие известные правозащитные НКО, как Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности и Международный фонд защиты свободы слова “Адил соз”. Требование сообщать об иностранном финансировании распространялось на расходы по проведению исследований и опросов, предоставление юридической помощи или сбор и распространение информации.
Свобода вероисповедания и убеждений
Любые религиозные практики за пределами официально зарегистрированных религиозных организаций по-прежнему были запрещены. Любая миссионерская деятельность в обязательном порядке подлежала государственной аккредитации, и претендовать на такую аккредитацию могли только члены зарегистрированных религиозных организаций. Религиозные организации могли быть зарегистрированы только в том случае, если они имели не менее 50 членов-учредителей (для местных организаций), 500 членов для организаций регионального уровня и 5000 членов для общенациональных организаций. Распространение религиозных материалов, не получивших предварительного одобрения от признанных государством религиозных экспертов, было запрещено.
В августе Министерство образования ужесточило запрет на использование любой религиозной символики как элемента школьной формы, что вызвало бурные общественные дебаты. По оценкам местных правозащитников, из-за того, что ношение хиджаба также подпадает под этот запрет, только за период с сентября по ноябрь не менее двух тысяч школьниц-мусульманок перестали посещать школы по настоянию своих родителей.
Насилие в отношении женщин и девочек
Насилие в отношении женщин и девочек по-прежнему было широко распространено по всей стране. С января по август в стране было официально зарегистрированы 64 убийства в результате домашнего насилия; большинство жертв (возможно, что и все) — женщины. Наказание за совершённое впервые правонарушение (официально квалифицируемое как побои и причинение лёгкого вреда здоровью), совершённое в домашней обстановке, представляло собой лишь формальное предупреждение со стороны полиции.
Право на здоровую окружающую среду
В своем рейтинге за 2023 год Индекс эффективности борьбы с изменением климата отметил небольшое улучшение ситуации в Казахстане по сравнению с другими странами, но раскритиковал его политику в области борьбы с изменением климата, отметив, что её результатом является увеличение, а не снижение выбросов диоксида углерода; в связи с этим действия Казахстана не отвечают стратегии удержания повышения глобальной температуры не более чем на 1,5°C относительно доиндустриальных показателей. Казахстан оставался в числе 30 наиболее крупных эмитентов парниковых газов в мире.
В стране происходили экологические катастрофы, усугублённые последствиями изменения климата, в том числе лесные пожары в Абайском районе на востоке Казахстана, в результате которых погибли 14 пожарных. По оценкам, загрязнение воздуха, в основном в результате сжигания ископаемого топлива, особенно угля, является причиной более 10 тысяч преждевременных смертей ежегодно.
Узнайте больше о состоянии прав человека в мире
[1] «Казахстан: Необходимо освободить участников мирных протестов», 31 июля