Права на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний по-прежнему сурово ограничивались. Религиозные меньшинства сталкивались с дискриминацией. Система правосудия использовалась для подавления инакомыслия. Пытки и другие виды жестокого обращения носили повсеместный характер на фоне царящей в стране безнаказанности. Беженцы и мигранты сталкивались со злоупотреблениями со стороны властей. В стране продолжали выноситься смертные приговоры.
Краткая справка
Международная изоляция Беларуси усилилась, соседние страны, входящие в ЕС, ужесточили пограничный контроль после того, как Беларусь согласилась принять у себя российскую частную военную компанию «Вагнер» и разместить на своей территории российское тактическое ядерное оружие.
По оценкам, около 350 тысяч человек покинули Беларусь после подавления протестных выступлений в 2020 году, что привело к нехватке рабочей силы. Власти пытались заставить многих уехавших вернуться, в том числе путём прекращения продления сроков действия паспортов в консульствах Беларуси за рубежом.
Свобода выражения мнений
Свобода выражения мнений по-прежнему жёстко ограничивалась. Внесённые в мае поправки в Уголовный кодекс ещё больше упростили властям возбуждение уголовного преследования за «преступления антигосударственной направленности»; была установлена уголовная ответственность за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности государственных органов, Вооружённых Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, военизированных организаций».
Распространение книг и других печатных материалов, которые власти сочли «экстремистскими», по-прежнему считалось противозаконным; ежедневно десятки людей задерживали за подписку на «экстремистские» каналы в Telegram.
В январе Дарью Лосик приговорили к двум годам лишения свободы за «содействие экстремистской деятельности» из-за интервью телеканалу «Белсат» в 2022 году, в котором она рассказывала о своём муже, узнике совести Игоре Лосике. Её обвинили в том, что она назвала мужа «политзаключённым» и заявила, что он невиновен.
Суды в Беларуси продолжали выносить приговоры обвиняемым в «оскорблении представителя власти», «дискредитации» государственных учреждений и символов или «разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».
В мае известный арт-менеджер Павел Белоус был приговорён к 13 годам лишения свободы и штрафу в размере 18 500 белорусских рублей (5 500 долларов США) по четырём уголовным обвинениям, включая государственную измену и «руководство экстремистским формированием». Среди прочего его обвинили в том, что «под видом культурно-исторического развития в разных общедоступных социальных сетях и на сайтах он распространял идеи белорусского национализма, целью которых являлось изменение государственной власти в Беларуси».
Свобода собраний
В стране усилились репрессии против независимых организаций гражданского общества, НКО, профессиональных организаций, а также этнических и религиозных сообществ. Всем 12 оппозиционным правительству партиям было отказано в перерегистрации, все они были распущены в попытке зачистить политическое пространство перед выборами 2024 года.
Произвольные обвинения в «экстремизме» были использованы для закрытия организаций гражданского общества, таких как правозащитный центр «Весна», который в августе был признан «экстремистским формированием».
Людей отправляли за решётку за «финансирование экстремистской деятельности или организаций». Kирилла Климова приговорили к четырём годам лишения свободы за отправку шести пожертвований по 10 долларов США благотворительным организациям, поддерживающим жертв политических репрессий.
Свобода вероисповедания и убеждений
С октября в рамках широкомасштабного подавления инакомыслия все религиозные организации были обязаны пройти перерегистрацию, в противном случае им грозило закрытие.
Продолжались репрессии против католических священников. За период с 31 мая Владислава Белодеда трижды задерживали, каждый раз на 15 суток, за «распространение экстремистских материалов». Сообщается, что во время обыска в католическом соборе в Минске, где он служил, сотрудники силовых структур избили нескольких священников.
Власти продолжали преследовать протестантскую церковь «Новая жизнь». В июне здание их церкви было снесено. В августе две онлайн-публикации 2020 года, в которых осуждалось применение насилия в отношении мирных протестующих, были названы «экстремистскими», два пастора были задержаны. В октябре церковь была «ликвидирована» по решению суда за ведение «экстремистской деятельности».
Свобода мирных собраний
Право на свободу мирных собраний по-прежнему жёстко ограничивалось. Спустя три года после протестов 2020 года власти продолжали отслеживать и подвергать необоснованному преследованию и лишению свободы как мирных участников протестов, так и тех, кто их поддерживал, в том числе переводя пожертвования.
Несправедливые судебные разбирательства
Власти продолжали злоупотреблять системой правосудия, подавляя любое инакомыслие и преследуя своих политических оппонентов, правозащитников и адвокатов. В марте Светлану Тихановскую, Павла Латушко, Марию Мороз, Ольгу Ковалькову и Сергея Дылевского заочно приговорили по сфабрикованным обвинениям к лишению свободы на срок от 12 до 18 лет. Практика проведения судебных слушаний в закрытом режиме по-прежнему была широко распространена.
Продолжалось преследование адвокатов, отстаивавших интересы жертв политически мотивированного преследования: одна из правозащитных групп сообщила, что по меньшей мере 10 адвокатов были заключены в тюрьму, а более 100 лишены лицензии, или им было отказано в продлении лицензии в отместку за выполнение ими своих профессиональных обязанностей.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Пытки и другие виды жестокого обращения оставались широко распространёнными и носили повседневный характер, а ответственные за их применение пользовались безнаказанностью. Лица, осуждённые по политически мотивированным обвинениям, сталкивались с жестоким обращением и бесчеловечными условиями содержания, включая лишение доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, контактов с членами семьи и прогулок на открытом воздухе. Месяцами не было никакой информации о местонахождении и состоянии Сергея Тихановского, Марии Колесниковой, Игоря Лосика, Максима Знака, Николая Статкевича, Виктора Бабарико и других находящихся в заключении известных активистов, журналистов и политиков.
В июле в Гродно умер под стражей художник Алесь Пушкин, как сообщается, причиной смерти стала прободная язва. Он отбывал пятилетний срок заключения, назначенный по необоснованным обвинениям.
Правозащитники
Власти продолжали препятствовать правозащитникам в их деятельности, в том числе посредством произвольных задержаний.
В марте члены известной правозащитной организации «Весна» Алесь Беляцкий, Валентин Стефанович и Владимир Лабкович были приговорены к десяти, девяти и семи годам лишения свободы соответственно по ложным обвинениям.[1]
В июне Насту Лойко по сфабрикованному обвинению приговорили к семи годам лишения свободы на закрытом судебном заседании. Её имя внесено в список лиц, причастных к «террористической деятельности».
Права беженцев и мигрантов
Белорусские власти продолжали заманивать беженцев и мигрантов в Беларусь ложными обещаниями беспрепятственного перехода на территорию стран ЕС, а затем принудительно вынуждали их пересекать границы ЕС, где они сталкивались с сопротивлением со стороны Польши, Литвы и Латвии. На границе белорусские власти применяли по отношению к беженцам и мигрантам пытки и другие виды жестокого обращения.
Смертная казнь
В стране по-прежнему выносились смертные приговоры, о проведении казней не сообщалось.
В соответствии с новыми положениями Уголовного кодекса, принятыми в мае, применение смертной казни теперь предусматривается также за «измену государству, совершённую должностным лицом, занимающим ответственное положение, должностным лицом, занимающим государственную должность, или лицом, на которое распространяется статус военнослужащего».
Право на здоровую окружающую среду
По данным ВОЗ, в Беларуси уровень загрязнения воздуха мелкими твёрдыми частицами, в основном за счёт выбросов транспортных средств, в три раза превышает рекомендованный организацией безопасный предел, и является причиной 18% смертей от инсульта и ишемической болезни сердца. Политика страны в области борьбы с изменением климата была несовместима с её обязательствами в рамках Парижского соглашения.
Узнайте больше о состоянии прав человека в мире
[1] «Беларусь: Приговор в отношении правозащитников – жестокая месть за их работу», 3 марта