Беларусь

БЕЛАРУСЬ

В 2021 году сохранялись жёсткие ограничения прав на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний. Пытки и другие виды жестокого обращения носили системный характер и совершались безнаказанно. Судебная система регулярно использовалась для подавления инакомыслия. В системе уголовного правосудия постоянно нарушались права детей. В стране продолжалось вынесение смертных приговоров и приведение их в исполнение. Мигранты становились жертвами произвола со стороны властей. Произвольные увольнения медиков и возбуждение против них дел негативно сказывалось на качестве и доступности медицинской помощи.

Свобода выражения мнений

Свобода выражения мнений по-прежнему сурово ограничивалась. Десятки независимых журналистов и блогеров были приговорены к лишению свободы. Были заблокированы за независимое освещение ситуации более 480 сайтов (в том числе крупнейших национальных и международных СМИ) и свыше 400 Telegram-групп, а некоторые ресурсы были признаны «экстремистскими» и запрещены. Десятки критиков властей были отправлены за решётку за оскорбление представителей властей и президента, что считалось уголовным преступлением.

В марте журналистку TUT.by Катерину Борисевич приговорили к шести месяцам лишения свободы и грабительскому штрафу по надуманному делу из-за того, что она разоблачила фальсификацию следствием доказательств в расследовании гибели художника, участника мирных протестов Романа Бондаренко, который был убит в ноябре 2020 года.

В мае власти заблокировали сайт TUT.by за «многочисленные факты нарушений закона о СМИ», провели массовые обыски офисов издания по всей Беларуси и задержали 14 его сотрудников по необоснованным обвинениям, в том числе в неуплате налогов. А 13 августа сайт TUT.by и его «зеркало» Zerkalo.io были объявлены «экстремистскими», что сделало распространение их материалов уголовным преступлением.

По состоянию на конец года как минимум 32 журналиста оставались за решёткой из-за своей независимой работы.

Двадцать третьего мая были задержаны уехавший из страны журналист и блогер Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега. Чтобы произвести это задержание, власти вынудили самолёт, на котором они летели из Греции в Литву, сесть в столице Беларуси Минске, для чего экипажу передали явно ложное сообщение о бомбе на борту. Обоих несколько дней продержали без связи с внешним миром и произвольно обвинили в организации массовых беспорядков и «групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок», а Роману Протасевичу вменили ещё и «разжигание социальной вражды». Три раза его показывали по телевидению, чтобы продемонстрировать, что он даёт «признательные» показания и показания против других людей и что его не подвергали жестокому обращению, хотя на первом видео, возможно, видны следы травм. Вместе с Софьей Сапегой 25 июня его перевезли в неустановленное место, где поместили под домашний арест. До августа им разрешалось делать записи в сети Twitter. В декабре оба они всё ещё ожидали суда, хотя их судьба и местонахождения оставались неизвестными, а их адвокаты находились под подпиской о неразглашении.

Любые критические свободные высказывания людей самых разных профессий становились объектом несправедливых судебных разбирательств.

Свобода объединений

В стране усилились репрессии в отношении независимых организаций гражданского общества, в том числе неправительственных организаций, адвокатских профессиональных объединений, профсоюзов, политических групп, самоорганизующихся этнических и религиозных сообществ.

Только 22 июля было ликвидировано 53 неправительственные организации. К концу года свыше 270 организаций гражданского общества были произвольно распущены либо находились в процессе принудительного закрытия. Сотни, а может, тысячи гражданских активистов покинули Беларусь, опасаясь преследований. В своём ноябрьском интервью Би-би-си, отвечая на вопрос о массовом закрытии неправительственных организаций, Александр Лукашенко прировнял их к политической оппозиции и пообещал «выре[зать] всех мерзавцев, которых вы [Запад] финансировали».

В феврале прошли обыски в минском офисе известной правозащитной организации «Весна», и в марте против «Весны» было безосновательно возбуждено уголовное дело. В течение года пять её сотрудников, включая основателя организации Алеся Беляцкого, находились под арестом. В ноябре Леонида Судаленко и Татьяну Ласицу суд приговорил к трём и двум с половиной годам лишения свободы соответственно за вклад, который они якобы внесли в «подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок». Другие члены «Весны», включая арестованных ранее Марфу Рабкову и Андрея Чепюка, по состоянию на конец года ожидали суда.

Свобода собраний

В стране фактически сохранялся запрет на мирные протесты, а участникам грозил административный арест на срок до 15 суток или крупный штраф. По данным «Весны», более 900 человек были привлечены к ответственности по политически мотивированным делам; многим из них суды вынесли приговоры к длительным срокам лишения свободы по ложным обвинениям в «массовых беспорядках» и другим обвинениям, связанным с протестами.

В январе в сеть попала аудиозапись, на которой высокопоставленный сотрудник органов внутренних дел инструктирует подчинённых, чтобы те игнорировали нормы международного права в области прав человека, когда имеют дело с протестующими, и советует стрелять резиновыми пулями по жизненно важным органам демонстрантов, подразумевая тем самым, что никто не будет возражать против их гибели.

В июле были утверждены поправки к «законодательству по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя». С учётом уроков, вынесенных из подавления мирных протестов 2020 года, в документе был расширен перечень условий для введения режима чрезвычайного положения и сферы его применения, увеличены полномочия правоохранительных органов, а в задачи вооружённых сил было включено «пресечение массовых беспорядков».

Пытки и другие виды жестокого обращения

Пытки и другие виды жестокого обращения носили системный характер и совершались массово и абсолютно безнаказанно. В своём интервью Би-би-си в ноябре Александр Лукашенко признал насилие над задержанными в минском изоляторе Окрестино в августе 2020 года, хотя ранее он и другие должностные лица отметали все доказательства царившего там произвола как «фейк». За его признанием не последовало никаких попыток привлечь к ответственности виновных.

Правоохранители, которые применяли пытки и другие виды жестокого обращения, в том числе применяли чрезмерную силу к демонстрантам, пользовались полнейшей безнаказанностью. Обращение с теми, кого судили за участие в акциях протеста в 2020 году, было особенно суровым, и им целенаправленно создавались очень жёсткие условия в тюрьме.

В мае в колонии в Шклове внезапно скончался мирный оппозиционный активист Витольд Ашурок, отбывавший там приговор к пяти годам заключения. В своём письме он жаловался на то, что администрация колонии заставляла его и других «политических» заключённых носить на одежде нашивки желтого цвета. Власти отказались расследовать его смерть как подозрительную и опубликовали видеозапись — явно смонтированную, — на которой видно, как Витольд Ашурок идёт и внезапно падает в пустой камере.

Несправедливые судебные разбирательства

Власти систематически пользовались судебной системой, чтобы расправляться со всяческим инакомыслием, сажать в тюрьму политических оппонентов и правозащитников, запугивать их адвокатов и заставлять их молчать. Судьи демонстрировали явную предвзятость в пользу обвинения и правоохранительных органов, которые, в свою очередь, широко применялись как инструмент для возбуждения безосновательных уголовных и административных дел и обеспечения необходимых «доказательств» на судебных процессах. Закрытые слушания стали нормой в политически мотивированных уголовных делах: гриф секретности налагался на материалы дела целиком, а с адвокатов всегда брали подписку о неразглашении, нарушение которой грозило серьёзным наказанием.

По данным проекта «Право на защиту» (Defenders.by), с февраля по август были лишены лицензий либо не прошли аттестацию более 30 адвокатов, которые защищали жертв политически мотивированных преследований либо участвовали в мирных протестах. В ноябре новый закон усилил контроль Министерства юстиции над представителями юридической профессии, что, вкупе с появлением других норм, привело к тому, что за период с января по ноябрь количество лицензированных адвокатов снизилось на 7%.

В июле Верховный суд приговорил бывшего банкира Виктора Бабарико, который собирался баллотироваться на президентских выборах 2020 года, к 14 годам лишения свободы по сфабрикованному делу о получении взяток и отмывании денег. Его также оштрафовали на сумму, эквивалентную 57 тысячам долларов США, а кроме того, он должен был выплатить более 18 миллионов долларов США «в счёт погашения причинённого ущерба».

В сентябре по итогам короткого закрытого судебного разбирательства два видных члена белорусской оппозиции, оставшихся в Беларуси, Мария Колесникова и Максим Знак, были приговорены, соответственно, к 11 и 10 годам лишения свободы по обвинениям в заговоре с целью захвата власти, «экстремизме» и преступлениях, связанных с созданием угрозы национальной безопасности.

Права детей

В системе уголовного правосудия постоянно нарушались права детей.

После акций протеста, прошедших после выборов, было задержано как минимум 10 их несовершеннолетних участников и один блогер. В 2021 году суды на закрытых, политически мотивированных процессах вынесли всем им приговоры к лишению свободы. Троим из них 18 исполнилось только в 2021 году, когда они ждали суда, но судили их как взрослых. Многие жаловались на пытки под стражей.

Задержанному в 2020 году 16-летнему Никите Золотарёву не давали лекарств от эпилепсии, его неоднократно избивали и пытали электрошоком. Его осудили на пять лет лишения свободы, а потом по обвинению в нападении на сотрудника СИЗО срок его тюремного заключения был увеличен.

Детей сажали в тюрьму за мелкие, ненасильственные правонарушения, связанные с распространением наркотиков, и приговаривали к срокам от семи до 12 лет лишения свободы. Точное количество таких приговоров, вынесенных в 2021 году, неизвестно, однако по словам представителя правоохранительных органов, их количество выросло.

Смертная казнь

Суды продолжали выносить смертные приговоры, которые приводились в исполнение в обстановке секретности. Были помилованы братья Станислав и Илья Костевы, которым было чуть больше 20 лет. Суд приговорил их к смертной казни в 2020 году. Это всего второй случай помилования смертников с момента обретения Беларусью независимости.

Права беженцев и мигрантов

Власти Беларуси содействовали въезду в страну людей из государств, которые генерируют беженские и мигрантские потоки, завлекая их ложными обещаниями о лёгкости попадания в ЕС. Вместо этого, таких беженцев и мигрантов выдворяли с территорий Польши, Литвы и Латвии. Мигрантов, которые были возвращены из Польши или не смогли туда попасть, избивали и подвергали другим формам насилия; им не давали еды и воды, у них не было крыши над головой и санитарно-гигиенических условий; у них крали телефоны, а белорусские силовики вымогали у них деньги. Белорусские пограничники не давали людям, оказавшимся на огороженной пограничной полосе, выходить за её пределы. Из-за переохлаждения погибли несколько человек, включая одного ребёнка.

Гражданина Ирака Ребина Сервана выслали из Беларуси после того, как он попытался получить убежище в этой стране.

Право на здоровье

Система здравоохранения не справлялась с нагрузкой, возросшей из-за пандемии. Ситуация усугублялась жёсткими репрессиями: произвольными увольнениями и возбуждением уголовных дел в отношении медиков, которые поддерживали мирные протесты в 2020 году либо рассказывали о жестокости и масштабах насилия над протестующими со стороны правоохранителей[v].

Подобные меры повлияли на качество и доступность медицинской помощи. В Гродно независимый, существовавший на частные пожертвования детский хоспис был ликвидирован из-за того, что его директриса выразила солидарность с послевыборными протестами.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ


Краткая справка

После спорных президентских выборов в августе 2020 года и отказа ЕС, США и ещё ряда стран признавать избранным президентом занимающего этот пост Александра Лукашенко страна оказалась в усиливающейся международной изоляции, а против её руководства были введены дополнительные санкции.

Власти Беларуси содействовали транзиту в страну людей из государств, которые генерируют беженские и мигрантские потоки, а затем выталкивали их на границы ЕС, тем самым воплощая в жизнь угрозу Александра Лукашенко, заявлявшего, что Минск «не будет защищать» ЕС от беженцев.

Постоянно звучали утверждения, что власти Беларуси преследуют диссидентов за рубежом, вплоть до организации убийств.

Около половины населения прошло вакцинацию от коронавируса, в том числе около 40% получили вторую дозу вакцины; количество доступных доз вакцины превысило спрос на вакцинацию. Количество официально зарегистрированных случаев смерти, связанных с коронавирусом, перевалило за 5500, однако реальное число могло быть значительно выше из-за намеренного занижения статистики, отсутствия свободных СМИ и независимого контроля в медицине, а также преследований тех, кто разоблачал нарушения.

ВСЕ СТРАНЫ РЕГИОНА