Новые российские законы и законопроекты, прямо или косвенно ограничивающие свободу ассоциаций. Разбираем их по отдельности

Накануне нового года российский президент Владимир Путин подписал два закона, вводящих жёсткие ограничения на деятельность организаций гражданского общества и активистов и направленных на их дальнейшую стигматизацию, а также установление практически полного контроля над гражданским обществом со стороны государства. Ещё один ограничительный законопроект, предложенный правительством, ждёт второго чтения в Государственной думе. Amnesty International разбирает их по отдельности.

О физических лицах-«иностранных агентах» и о незарегистрированных общественных объединениях-«иностранных агентах»

Федеральный закон N 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Соответствующий законопроект (№1057914-7) был внесён 17 ноября 2020, принят Государственной думой во втором и третьем чтении одновременно 23 декабря 2020, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020, подписан президентом 30 декабря 2020.

Закон расширяет круг лиц и организаций, которые могут быть включены в реестр «иностранных агентов». Кроме того, расширяется перечень оснований, по которым денежные средства или иная помощь, полученная организацией или физическим лицом, может быть признана «иностранной», и вводится ряд дискриминационных по своей сути ограничений для тех, кто попал в реестр «иноагентов».

В частности, предусматривается включение в категорию «иностранных агентов» общественных объединений, действующих без образования юридического лица, то есть любых неформальных групп и движений. Это может произойти в том случае, если общественное объединение не только уже получает денежные средства или иное имущество из-за рубежа и участвует в «политической деятельности», но и тогда, когда оно только намеревается это сделать.

Общественное объединение, признанное «иноагентом» будет обязано ежеквартально отчитываться о  полученных денежных средствах и ином имуществе, целях и объемах его расходования. Более того, любая информация о деятельности такого общественного объединения и любые материалы, изданные, распространяемые или направленные не только от лица объединения, но также и физическими лицами, имеющими к нему отношение (учредителями, участниками, руководителями) в контексте их «политической деятельности», будут в обязательном порядке маркироваться ярлыком «иностранного агента». 

Закон содержит аналогичное требование о маркировке и в отношении материалов сотрудников, руководителей и участников зарегистрированных некоммерческих организаций, признанных «иноагентами» . Одновременно вводится прямой запрет для СМИ на публикацию информации об «иностраных агентах» или изданных ими материалов без указания ярлыка «иноагента».

Законодатель расширил и понятие физического лица-«иностранного агента», впервые упомянутого в декабре 2019 года в изменениях к закону «О средствах массовой информации». Отныне любой человек, который занимается политической деятельностью или интересующийся военной и военно-технической деятельностью России и который при этом находится под «воздействием» иностранных источников финансирования либо «действующих в их интересах российских граждан или организаций» может быть признан «иностранным агентом». Под таким «воздействием» понимается любая поддержка деятельности из-за рубежа, от передачи денежных средств до «организационно-методической» помощи.

Гражданам-«иноагентам» запрещается занимать государственные и муниципальные должности и иметь доступ к гостайне. Кроме того, они должны раз в полгода информировать органы власти о своей деятельности, объемах иностранного финансирования и его использовании и соответствующим образом маркировать все свои публикации, официальные обращения и информацию о своей деятельности. Последнее предписывается в отношении них делать и СМИ.

Об уголовной ответственности за нарушение закона об «иностранных агентах»

Федеральный закон N 525-ФЗ «О внесении изменения в статью 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Соответствующий законопроект (№ 1073604-7) внесён 17 ноября 2020, принят Государственной думой во втором и третьем чтении одновременно 23 декабря 2020, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020, подписан президентом 30 декабря 2020.

Законодательная инициатива депутата Василия Пискарёва и его коллег, рассмотренная в парламенте и подписанная президентом менее чем за три недели, вносит изменения в статью 330.1 Уголовного кодекса, введённую законом об «иностранных агентах» почти девять лет назад. По аналогии с НКО-«иноагентами», незарегистрированные общественные объединения и их руководство, которые будут «злостно уклоняться» от предоставления документов, необходимых для включения в реестр «иноагентов», будут штрафовать на сумму до 300 тысяч рублей или лишать свободы на срок до двух лет.

Такая же санкция грозит и СМИ-«иностранным агентам» и созданным ими российским юрлицам. Физическим лицам, внесенным в реестр «СМИ-иноагентов», грозит аналогичная уголовная ответственность в случае, если они уже были подвергнуты наказанию по части 2 статьи 19.34.1 Кодекса об административных правонарушениях за повторное нарушение норм законодательства об «иноагентах».

Однако самая суровая санкция – до пяти лет лишения свободы – предусмотрена для физических лиц-«иноагентов» за неподачу добровольного заявления о включении в реестр. Для тех, кто предположительно занимается сбором информации о военной деятельности, такая ответственность наступает незамедлительно, в то время как для остальных – в том случае, если они уже понесли наказание по части 1 статьи 19.7.5-4 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность наступает и за непредоставление отчета о деятельности.  

Об уточнении статуса некоммерческих организаций-«иностранных агентов»

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (№1052523-7). Внесён Правительством РФ 10 ноября 2020, рассмотрен Государственной думой в первом чтении 15 декабря 2020.

Ещё одна инициатива по «усовершенствованию» регулирования деятельности НКО-«иноагентов» пока находится на рассмотрении Госдумы. До 13 января в этот законопроект собирались поправки ко второму чтению.

Внесённый российским правительством законопроект предлагает дополнительно регулирование как деятельности НКО-«иностранных агентов», так и филиалов и представительств иностранных НКО.

Он предусматривает дальнейшее расширение оснований для признания финансирования НКО иностранным, предлагая, что к ним могут относиться средства, полученные от российских юридических лиц, «бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства». Также он расширяет основания для проведения внеплановых проверок НКО-«иноагентов», а также устанавливает обязанность как таких НКО, так и структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций подавать в Минюст сведения о своих программах и мероприятиях, а также отчёты об их исполнении. Минюст при этом предлагается наделить правом запрещать те или иные мероприятия. Невыполнение предписания Минюста влечет ликвидацию НКО-«иноагента» или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.