Свобода мирных собраний находится под серьёзной угрозой по всей Европе: европейские государства всё больше стигматизируют и преследуют, в том числе в уголовном порядке, мирных протестующих, вводя неоправданные и применяемые в качестве наказаний ограничения и прибегая ко всё более репрессивным мерам для подавления инакомыслия. К такому выводу пришла в своём новом докладе Amnesty International.
Доклад, озаглавленный «Недостаточно защищены и слишком ограничены: положение дел с правом на протест в 21 стране Европы», раскрывает общеевропейский тренд, включающий в себя репрессивное законодательство, использование чрезмерной силы без необходимости, произвольные задержания и уголовные преследования, неоправданные или дискриминационные ограничения, а также всё более интенсивное использование вторгающихся в частную жизнь технологий слежки. Всё это приводит к систематическому откату в реализации права на протест.
«Исследование Amnesty International рисует весьма тревожную картину общеевропейской атаки на право на протест. Власти по всему континенту очерняют, чинят препятствия, запугивают и подвергают незаконным наказаниям людей, выходящих на мирные протесты», — заявила генеральный секретарь организации Аньес Калламар.
Исследование Amnesty International рисует весьма тревожную картину общеевропейской атаки на право на протест. Власти по всему континенту очерняют, чинят препятствия, запугивают и подвергают незаконным наказаниям людей, выходящих на мирные протесты
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
«На протяжении всей нашей истории мирные протесты играли важнейшую роль в обретении многих из прав и свобод, которые кажутся нам сегодня чем-то самим собой разумеющимся. Но сегодня по всей Европе репрессивные законы и политические решения в сочетании с неоправданными практиками и сомнительными технологиями слежки создают токсичную среду, представляющую собой серьёзную угрозу для мирных протестующих и их протестов. Такая тенденция вызывала бы беспокойство даже в одной отдельно взятой стране. Но десятки подобных репрессивных тактик, распространившиеся по всему континенту, попросту ужасают», — добавила она.
Полицейские практики, безнаказанность и слежка
Доклад документирует широко распространённое использование полицией чрезмерной и/или не являющейся необходимой силы в отношении мирных протестующих, в том числе посредством применения нелетального оружия. Сообщается об инцидентах, повлёкших серьёзный и иногда непоправимый вред здоровью, в том числе перелом костей и травматическую потерю зубов (Германия, Греция, Италия, Франция), ампутацию руки (Франция), ампутацию яичка (Испания), вывихи, повреждения глаз и тяжкую травму головы (Испания). В некоторых странах использование силы представляло собой пытки или иное жестокое обращение, а в Бельгии, Германии, Италии, Польше, Сербии, Словении, Финляндии, Франции и Швейцарии полицейские применяли чрезмерную силу по отношению к несовершеннолетним.
В докладе отмечаются случаи безнаказанности или неподотчётности полиции в целом ряде стран, включая Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Испанию, Италию, Португалию, Сербию, Словению, Турцию, Францию и Швейцарию.
Государства Европы всё активнее используют новые технологии и различные инструменты как для избирательной, так и для массовой слежки за протестующими
Государства Европы всё активнее используют новые технологии и различные инструменты как для избирательной, так и для массовой слежки за протестующими. Сюда относится как отслеживание и мониторинг деятельности, так и сбор, анализ и хранение данных. Несколько государств расширили возможности для слежки, приняв соответствующее законодательство без адекватных гарантий и защитных механизмов, что делает эти практики уязвимыми для широкомасштабных злоупотреблений.
В Европе наблюдается заметный рост в использовании технологий распознавания лиц. В настоящее время их используют правоохранительные органы в 11 из изученных стран, а ещё шесть планируют начать их применение. Использование технологий распознавания лиц для идентификации протестующих представляет собой неизбирательную массовую слежку, и никакие гарантии не могут предотвратить причиняемый ею ущерб. Amnesty International призывает к полному запрету этих технологий.
Демонизация протеста
В докладе отмечается тревожный тренд стигматизации протестующих властями с целью делегитимировать их самих и протесты, в которых они участвуют. Подобная уничижительная риторика, допускаемая со стороны официальных лиц, является общим местом во всех изученных странах: протестующих называют «террористами», «преступниками», «иностранными агентами», «анархистами» и «экстремистами». Такая негативная риторика часто используется для оправдания применения всё более ограничительного законодательства.
Мирные акты гражданского неповиновения всё чаще преподносятся как угроза общественному порядку и/или национальной безопасности, что даёт властям фиктивный предлог для ввода различных ограничений и обхода собственных международных обязательств по защите прав человека.
Мирные акты гражданского неповиновения всё чаще преподносятся как угроза общественному порядку и/или национальной безопасности, что даёт властям фиктивный предлог для ввода различных ограничений и обхода собственных международных обязательств по защите прав человека
Демонизирующая риторика со стороны высокопоставленных политиков особенно заметна по отношению к протестам солидарности с Палестиной. В Великобритании министр внутренних дел называл эти демонстрации «маршами ненависти», а премьер-министр — «уличными бандами». В Словении чиновник, занимавший на тот момент пост премьер-министра, потребовал от протестующих «убираться туда, откуда они пришли», а в 2023 году власти призвали своих фолловеров в твиттере (Х) фотографировать протестующих, поскольку они могут быть «террористами».
Власти Германии, Испании, Италии, и Турции не только представляли активистов движения против изменения климата как «эко-террористов» или «преступников», но и преследовали их с помощью законодательных положений о борьбе с терроризмом и законов о борьбе с организованной преступностью и национальной безопасности.
Антипротестное законодательство и криминализация протестов
Государства по всей Европе пренебрегают своими международно-правовыми обязательствами уважать и защищать мирные собрания, способствовать их проведению и устранять препятствия для их проведения, а также избегать необоснованного вмешательства в реализацию права на мирные собрания.
Хотя все изученные в докладе страны ратифицировали ключевые международные документы, защищающие право на мирные собрания, многие из них не имплементировали такие международные и региональные нормы в национальном законодательстве. Это — наряду с принятием новых репрессивных законов, тотальными ограничениями и обременительными требованиями — создаёт всё более враждебную для протестов среду.
За последние годы европейские правительства ввели тотальные ограничения на проведение протестов. Исследование Amnesty International показало, что основания, приводимые властями в оправдание таких ограничений, часто оказываются фиктивными и что они часто используют соображения «национальной безопасности» и «общественного порядка» в качестве предлогов для преследования мирного инакомыслия.
Ложные соображения «общественного порядка» или «общественной безопасности», используемые для запрета или жёсткого ограничения демонстраций солидарности с Палестиной по всему региону в последние месяцы, не соответствуют принципам законности, необходимости и пропорциональности, а также являются выражением расовых предрассудков и стереотипов. В нескольких из изученных стран протесты солидарности с Палестиной стали мишенью для запретов определённых лозунгов и символов. Полиция часто добивалась соблюдения этих запретов насильственными методами.
Во многих из изученных стран организаторы протестов обязаны уведомлять власти о планируемых протестах; несоблюдение этих требований влечёт за собой административное и/или уголовное наказание. Процедуры уведомления являются вмешательством в реализацию прав и часто используются государствами неоправданным и неприемлемым с точки зрения международного права образом. В четырёх странах — Бельгии, Люксембурге, Швейцарии и Швеции — организаторы протеста обязаны обратиться за разрешением на проведение демонстрации.
Неуведомление о протесте заранее (или, где это применимо, необращение за разрешением) используется как основание для признания мероприятия «незаконным» и, следовательно, для разгона демонстрантов
Неуведомление о протесте заранее (или, где это применимо, необращение за разрешением) используется как основание для признания мероприятия «незаконным» и, следовательно, для разгона демонстрантов, их задержания и применения уголовных санкций в отношении организаторов и участников.
В некоторых странах закон обязывает организаторов обеспечивать безопасность и порядок в ходе собраний, частично или полностью оплачивать расходы — например, на уборку улиц, охрану и службы экстренной помощи — и даже нести юридическую и имущественную ответственность за действия участников.
В восьми странах протесты не могут проводиться в определённых местах — например, вблизи правительственных, парламентских и других общественных зданий. В четырёх странах используются полные запреты протестов на определённый срок, а в нескольких странах — ограничения на так называемое «содержание» протестов, причём для нарушителей этих правил предусмотрены административные и уголовные санкции.
Преследование за акции гражданского неповиновения
Несмотря на то, что мирное гражданское неповиновение — намеренное нарушение закона по соображениям совести — защищено правом на мирные собрания, государства всё чаще изображают его как «угрозу» общественному порядку и/или национальной безопасности и реагируют на подобные акции с использованием всё более жёстких методов. К ним относятся не вызванные необходимостью разгоны силами полиции, использование чрезмерной силы, задержания на основе положений закона, не соответствующих принципу правовой определённости, серьёзные уголовные обвинения и наказания, включая лишение свободы.
В Великобритании, Германии и Италии используются нормы, позволяющие в профилактических целях выносить в отношении конкретных лиц запреты на появление в определённых местах или на участие в определённой деятельности — а в некоторых случаях и задерживать таких лиц, — чтобы не допустить их участия в акциях гражданского неповиновения.
Охлаждающий эффект и дискриминация
Неизбирательная массовая слежка, жёсткие полицейские практики, обременительные требования к порядку уведомления и риск уголовного преследования порождают страх и нежелание участвовать в собраниях.
Этот «охлаждающий эффект» непропорционально чаще возникает в отношении представителей расовых меньшинств и маргинализированных групп населения, и так подверженных более высокому риску насилия, неравенства, расовой и другим формам дискриминации со стороны представителей государства. Такие люди сталкиваются с особенно трудно преодолимыми барьерами для участия в общественной жизни и, соответственно, с большей вероятностью подвергаются ограничениям и репрессиям.
В нескольких странах (предполагаемая) идентичность организаторов и участников протестов, а также темы и идеи, которым эти протесты посвящаются, оказывают влияние на характер налагаемых властями ограничений. Судя по всему, дискриминационные различия между отдельными протестными движениями, группами и темами проводятся во многих странах. Так, ограничения, применяемые в отношении протестов, которые организуются или проводятся в знак солидарности с расовыми меньшинствами, ЛГБТИ людьми, а также мигрантами, просителями политического убежища и беженцами, обосновываются соображениями, основанными на расовых и гендерных стереотипах — проявлениях институционального расизма, гомофобии, трансфобии и других форм дискриминации.
В Германии было превентивно запрещено проведение демонстраций, которые планировалось провести в Берлине в честь годовщины палестинской Накбы в 2022 и 2023 годах. Основанием для запрета послужили опасные дискриминационные стереотипы в представлениях об ожидаемых участниках, которых полиция охарактеризовала как «склонных к применению насилия». В Польше и Турции ЛГБТИ люди сталкиваются с дискриминационными ограничениями, а также с различными другими препятствиями со стороны властей на протяжении многих лет.
«Право на протест в Европе рискует умереть медленной смертью: люди, выходящие на улицы, сталкиваются с лавиной всё более репрессивных ограничений, уголовных санкций, государственного насилия, дискриминации и повсеместной слежки. Но, несмотря на эти препятствия, люди продолжают протестовать, чтобы сохранить доставшиеся нам большой ценой права и добиться новых прав», — говорит Катринель Моток, старшая руководительница кампаний Amnesty International в Европе.
Право на протест в Европе рискует умереть медленной смертью: люди, выходящие на улицы, сталкиваются с лавиной всё более репрессивных ограничений, уголовных санкций, государственного насилия, дискриминации и повсеместной слежки
Катринель Моток, старшая руководительница кампаний Amnesty International в Европе
«Вместо того, чтобы ограничивать мирные протесты и наказывать людей, выходящих на улицы, государства по всей Европе должны полностью пересмотреть свои подходы. Проведению протестов нужно способствовать, а не мешать, а махина репрессивного законодательства должна быть реформирована, чтобы законы государств соответствовали их международным обязательствам в сфере прав человека».
Справочная информация
В рамках доклада было изучено положение дел в следующих странах: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Сербия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария и Швеция.
Настоящий проект является частью глобальной кампании Amnesty International «Защити право на протест», цель которого состоит в защите права на протест по всему миру.