Совет по правам человека ООН должен добиться привлечения к ответственности виновных в продолжающихся репрессиях в китайском Синьцзяне — Amnesty International

  • Совет должен санкционировать создание независимого международного механизма по расследованию преступлений в Синьцзяне
  • Люди, недавно выехавшие из Синьцзяна, рассказывают Amnesty International о злоупотреблениях, с которыми они столкнулись
  • Кампания «Освободите заключённых в Синьцзяне!» на сегодняшний день включает дела 126 мужчин и женщин, которые, как сообщается, были произвольно взяты под стражу в Синьцзяне 

Совет по правам человека ООН должен наконец прервать своё многолетнее бездействие и создать независимый международный механизм для расследования преступлений по международному праву в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, — заявила сегодня Amnesty International.

Сессия Совета, начавшаяся 12 сентября, является первой после недавнего доклада Верховного комиссара ООН, посвящённого жестоким репрессиям в Синьцзяне. Прозвучавшая в докладе оценка ситуации в Синьцзяне назревала уже очень давно; она подтверждается обширным массивом документально зафиксированных свидетельств серьёзных нарушений прав человека в отношении уйгуров и других преимущественно мусульманских этнических меньшинств, собранных Amnesty International и другими заслуживающими доверия организациями.

Люди, недавно вырвавшиеся из Синьцзяна, а также их родственники по-прежнему сообщают Amnesty International, что живущие в этом регионе люди продолжают подвергаться преследованиям и произвольным задержаниям исключительно на основании своей религиозной и этнической принадлежности.    

«Совет по правам человека снова и снова оказывается не в силах защитить права человека миллионов мусульман в Синьцзяне, которые за последние пять лет столкнулись с бесчисленными зверствами. Многие государства-члены Совета прикрывались затянувшимся молчанием бывшего Верховного комиссара, чтобы оправдать свою собственную пассивность», — заявила генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар.  

«Однако время полумер прошло: Управление Верховного комиссара подтвердило, что документально зафиксированные злодеяния могут представлять собой преступления против человечности, и требуют незамедлительной реакции. Совет должен дать ответ, соразмерный масштабу и серьёзности нарушений», — заявила она.

Управление Верховного комиссара подтвердило, что документально зафиксированные злодеяния могут представлять собой преступления против человечности, и требуют незамедлительной реакции. Совет должен дать ответ, соразмерный масштабу и серьёзности нарушений

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

Amnesty International призывает членов Совета предпринять конкретные шаги для того, чтобы остановить злоупотребления со стороны китайских властей, и обеспечить привлечение виновных к ответственности. Совет должен в ходе открывшейся сессии представить свою резолюцию, а также санкционировать создание независимого международного механизма по расследованию преступлений по международному праву и других серьёзных нарушений прав человека в Синьцзяне с целью привлечения виновных к ответственности, в том числе путём выявления подозреваемых преступников.

Государства-члены Совета должны немедленно и недвусмысленно потребовать, чтобы власти Китая освободили всех тех, кто произвольно удерживался под стражей в лагерях для интернированных, тюрьмах и других учреждениях, а также взять на себя обязательство не возвращать в Китай никого, кому могут угрожать преследования или другие серьёзные нарушения прав человека.

Китай пытается скрыть происходящее в Синьцзяне

Китайские власти пытались заблокировать расследования, проводимые Верховным комиссаром ООН и другими структурами, оказывали давление на государства, входящие в ООН, с тем чтобы они в минимальной степени реагировали на открывающиеся злоупотребления или вовсе игнорировали их. В результате следователям ООН не разрешили въезд в Синьцзян, а масштабы расследования Верховного комиссара были ограничены.

За контакты с ООН и расследователями из других структур люди, живущие в Синьцзяне или имеющие там родственников, рисковали подвергнуться произвольному задержанию, заключению под стражу, тюремному заключению, пыткам и насильственному исчезновению; их близкие и родственники также оказывались под угрозой.

«На своей территории Китай продолжает применять жестокое насилие, незаконные ограничения и запугивание, в то время как на мировой арене он использует дипломатические средства для того, чтобы скрыть свои злодеяния в Синьцзяне. Члены Совета по правам человека должны видеть в попытках Китая дискредитировать выводы, содержащиеся в докладе, в истинном свете: это не что иное, как намерение скрыть преступления против человечности и подавить критику», — подчеркнула Аньес Калламар. 

«Если государства-члены Совета откажутся от открытых действий сейчас, они станут соучастниками попыток китайских властей скрыть происходящее в Синьцзяне. Тем самым они дали бы понять китайским властям, что членов Совета можно запугать настолько, что они будут игнорировать имеющиеся достоверные доказательства серьёзных нарушений прав человека, и что могущественные мировые державы могут действовать вне эффективного контроля с чьей-либо стороны», — отметила Аньес Калламар.

Если государства-члены Совета откажутся от открытых действий сейчас, они станут соучастниками попыток китайских властей скрыть происходящее в Синьцзяне

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Это стало бы непростительным предательством по отношению к миллионам пострадавших от репрессий, а также по отношению к их родным. Прямо сейчас сотни тысяч людей по-прежнему произвольно содержатся под стражей», — добавила она.

Люди бегут из Синьцзяна

В период с января по июль 2022 сотрудники Amnesty International побывали в странах  Центральной Азии и в Турции, чтобы взять интервью у людей, недавно покинувших Синьцзян, а также у родственников произвольно задержанных.

В подавляющем большинстве случаев те, кому недавно удалось бежать из Синьцзяна, были слишком напуганы, чтобы открыто говорить о пережитом, опасаясь мести китайских властей по отношению к своим родственникам, всё ещё остающимся в Синьцзяне.

Тем не менее шесть человек, покинувших Синьцзян в период с конца 2020 по конец 2021 года, согласились поговорить с Amnesty International на условиях анонимности. Они рассказали о своей жизни в Синьцзяне в условиях безжалостного угнетения, связанного с проводимой Китаем политикой по жесточайшему ограничению свобод преимущественно мусульманских этнических групп. К ним относятся серьёзные нарушения прав на свободу и личную неприкосновенность; права на неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения; нарушается право на свободу выражения мнений; свободу мысли, совести, вероисповедания и убеждений; право на участие в культурной жизни; на равенство и недискриминацию; а также право на свободу от принудительного труда.

Этнический казах, покинувший Синьцзян в начале 2021 года, рассказал Amnesty International, что люди в его городе до сих пор не имеют возможности исповедовать свою религию. «Ограничения в отношении религии в 2021 году по-прежнему сохранялись… В моём городе четыре из пяти мечетей были разрушены… Оставшаяся охраняется, и её посещение строго контролируется… Туда никто не ходит!… Наверное, люди молятся глубокой ночью, закрыв окна, в тишине», — добавил он.

В моём городе четыре из пяти мечетей были разрушены… Оставшаяся охраняется, и её посещение строго контролируется… Туда никто не ходит!

этнический казах из Синьцзяна

Amnesty International взяла интервью у матери Ерболата Мукаметкали, этнического казаха. Ерболат был арестован в марте 2017 года, провёл год в лагере для интернированных, а затем был приговорён к 17 годам лишения свободы. Мать Ерболата уверена, что его лишили свободы исключительно за его религиозную деятельность. «Я тоскую по своему сыну… Я уже старая, и моя мечта – умереть, когда мой сын был бы рядом со мной», — сказала она.

Amnesty International также взяла интервью у родственника Берзата Болатханма, этнического казаха, арестованного в апреле 2017 года по обвинению в «государственной измене». Родственник считает, что Берзата арестовали из-за его национальности и из-за того, что он собирался переехать в Казахстан. После года в  лагере для интернированных Берзата приговорили к 17 годам тюремного заключения. «Он просто делал свою работу, был фермером. Внезапно его арестовала полиция из-за того, что он хотел переехать в Казахстан… Он не экстремист, не террорист», — сказал Amnesty International родственник Берзата.

Среди тех, с кем недавно удалось побеседовать Amnesty International, была женщина, которая сейчас живёт в Турции. Её сестра Мухеррем Мухаммед Турсун, учительница начальных классов, исчезла в августе 2021 года после того, как разместила в своём профиле WeChat информацию о том, как её семья празднует Уруза-байрам. Её семья считает, что её задержали из-за того, что она уйгурка, а также из-за того, что её сын уехал в Турцию, чтобы изучать религию (позже он планировал вернуться в Урумчи и учиться на стоматолога). Его забрали в начале 2017 года, а мать Мухеррем,  Таджинису Эмин, увезли в лагерь для интернированных в 2020 году. Когда их родные в Турции попытались узнать какие-нибудь подробности об их судьбе, родственник, всё ещё остающийся в Синьцзяне, просто ответил: «Не задавайте, никаких вопросов. Они исчезли».

Эти случаи – лишь малая часть историй сотен тысяч людей, произвольно задержанных в Синьцзяне; истории 126 из них Amnesty International включила в свою кампанию «Освободите заключённых в Синьцзяне!». Бездействие Совета по правам человека в этой ситуации стало бы проявлением безразличия по отношению к пострадавшим от репрессий и к родственникам жертв гонений, рискнувшим своей безопасностью, чтобы рассказать миру правду.

«В 2022 году мусульманские этнические группы по-прежнему сталкиваются в Синьцзяне с массовыми и систематическими репрессиями. Преступления против человечности, а также другие тяжёлые злоупотребления, которые допускают китайские власти, нарушают основные права этих групп и угрожают стереть их религиозную и культурную самобытность», — отметила Аньес Калламар.

Преступления против человечности, а также другие тяжёлые злоупотребления, которые допускают китайские власти, нарушают основные права этих групп и угрожают стереть их религиозную и культурную самобытность

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Неспособность международного сообщества предпринять значимые и решительные шаги позволила Китаю совершать всё новые и новые нарушения, по-прежнему скрывая их. Совет должен немедленно санкционировать создание международного следственного механизма, призванного положить конец затянувшейся безнаказанности китайских властей», — добавила она.