Amnesty International запускает глобальную кампанию по противодействию беспрецедентной угрозе праву на протест по всему миру

Право на протест находится в беспрецедентной опасности, и эта угроза постоянно возрастает во всех регионах мира, заявила сегодня Amnesty International, начиная новую глобальную кампанию, направленную против растущего числа попыток государств подорвать это фундаментальное право. 

От России до Шри-Ланки, от Франции до Сенегала, от Ирана до Никарагуа власти подавляют организованное инакомыслие с помощью всё более широкого спектра мер. Протестующие по всему миру сталкиваются с волной самых разнообразных притеснений: постоянно растёт число принятых законов и других мер, ограничивающих право на протест, происходит злоупотребление силой, расширяется массовая незаконная и целенаправленная слежка, отключается интернет и вводится онлайн-цензура, ширятся различные злоупотребления и стигматизация. В то же время маргинализированные и подвергающиеся дискриминации группы сталкиваются с ещё более жестокими притеснениями. 

Кампания Amnesty International «Защитим протест!» призвана противодействовать наступлению на мирные протесты, поддерживать тех, кто подвергается гонениям, а также поддерживать общественные движения, отстаивающие необходимость соблюдения прав человека. 

Кампания Amnesty International «Защитим протест!» призвана противодействовать наступлению на мирные протесты, поддерживать тех, кто подвергается гонениям, а также поддерживать общественные движения, отстаивающие необходимость соблюдения прав человека

«В последние несколько лет мы стали свидетелями крупнейших протестных мобилизаций за последние десятилетия. Движения «Black Lives Matter», «MeToo», движения за противодействие изменениям климата вдохновили миллионы людей по всему миру выйти на улицы и открыто выступать в интернете, требуя расового равенства, справедливости в вопросах климатических изменений, равенства в доступе к средствам к существованию. Протестующие также требовали положить конец гендерному насилию и дискриминации. Кроме того, тысячи людей выступили против полицейского насилия и незаконных убийств, репрессий и угнетения со стороны государств», — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.  

«Практически повсеместно массовые выступления людей наталкивались на всяческие препятствия, репрессии и насилие со стороны государственных органов. Вместо того, чтобы содействовать осуществлению права людей на протест, власти предпринимают всё возрастающие усилия для его подавления. Именно поэтому Amnesty International, крупнейшая правозащитная организация в мире, решила начать свою новую кампанию прямо сейчас. Пришло время возвысить свой голос и громко напомнить власть имущим о нашем неотъемлемом праве протестовать, открыто выражать своё недовольство и требовать перемен – свободно, совместно и совершенно открыто», — добавила она. 

Пришло время возвысить свой голос и громко напомнить власть имущим о нашем неотъемлемом праве протестовать, открыто выражать своё недовольство и требовать перемен – свободно, совместно и совершенно открыто

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

Ограничительное законодательство, повальные запреты и чрезвычайные полномочия 

Целый ряд насущных проблем, включая экологический кризис, растущее неравенство и угрозы доступу к средствам к существованию, системный расизм и гендерное насилие сделали коллективные действия как никогда необходимыми. В ответ власти принимали всё новые постановления, вводящие незаконные ограничения прав на протест. В частности, в Греции и на Кипре мы увидели тотальный запрет на любые протесты в ходе пандемии коронавируса. В Великобритании появился новый закон, который содержит положения, наделяющие полицейских широкими полномочиями, в том числе правом пресекать «шумные протесты». А в Сенегале политические демонстрации в центре Дакара запрещены с 2011 года, что исключает проведение акций протеста возле правительственных зданий. 

Всевозможные власти также всё чаще используют чрезвычайные полномочия в качестве предлога для подавления инакомыслия. Это происходило в разгар пандемии коронавируса в различных странах, в частности, в Таиланде. А в Демократической Республике Конго введённое правительством «осадное положение» предоставило военным и полицейским широкие полномочия по ограничению протестов в провинциях Итури и Северное Киву с мая 2021 года. 

Демонизация участников протестов 

Власти по всему миру стремятся оправдать вводимые ограничения, утверждая, что протесты представляют собой угрозу общественному порядку — они стремятся очернить протестующих, навесить на них ярлык «смутьянов», «бунтовщиков» и даже объявляя их «террористами». Выставляя протестующих смутьянами, нарушителями порядка, власти стремятся тем самым оправдать свою репрессивную политику, в том числе введение расплывчато сформулированных драконовских законов об обеспечении безопасности и их неправомерное применение, жёсткие меры полицейского характера и принятие превентивных сдерживающих мер.  

Подобный подход имел место в Гонконге, где Закон о национальной безопасности и расширительное определение «национальной безопасности» использовались произвольно, в частности, для ограничения протестов. 

В Индии Закон о предотвращении незаконных действий (деятельности), а также положение о преступном «подстрекательстве к мятежу» неоднократно применялись против мирных демонстрантов, журналистов и правозащитников. 

Милитаризация полицейских операций 

По мере того, как власти всё больше полагаются на использование агрессивных полицейских операций при подавлении протестов, силовые структуры в последние годы всё чаще и масштабнее применяют силу.  

По мере того, как власти всё больше полагаются на использование агрессивных полицейских операций при подавлении протестов, силовые структуры в последние годы всё чаще и масштабнее применяют силу

Силовые структуры постоянно и несоразмерно применяют так называемое менее смертоносное оружие, в частности, дубинки, перцовый аэрозоль, слезоточивый газ, светошумовые гранаты, водомёты и резиновые пули. Более того, с начала 2000-х годов Amnesty International зафиксировала тенденцию к милитаризации ответной реакции властей на протесты; всё чаще для их подавления привлекаются вооружённые силы и военная техника. В частности, в Чили и во Франции силовики в полном снаряжении часто поддерживаются бронетехникой, военными самолётами, разведывательными беспилотниками, в ход идут огнестрельное оружие и штурмовые винтовки, светошумовые гранаты и звуковые пушки.  

В ходе массового восстания, последовавшего за переворотом 2021 года в Mьянме, военные применяли незаконную смертоносную силу против мирных демонстрантов. По данным наблюдателей, с момента захвата власти военными, более 2 000 человек были убиты, а более 13 000 задержаны и отправлены под стражу.

Неравенство и дискриминация 

Люди, которые сталкиваются с неравенством и дискриминацией по признаку расы, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, вероисповедания, возраста, рода занятий, социального, экономического или миграционного статуса, также в большей степени страдают от ограничения их права на протест и сталкиваются с более жестокими репрессиями.   

В частности, женщины, ЛГБТИ и гендерно-неконформные люди сталкиваются с различными видами гендерного насилия, маргинализацией, закоснелыми социальными нормами и законодательством. В таких странах, как Судан, Колумбия и Беларусь, женщины подвергаются сексуальному насилию за участие в акциях протеста, а в Турции вот уже много лет запрещается проведение прайдов.  

«Наша кампания разворачивается в критический момент. Драгоценное право на протест разрушается с ужасающей скоростью, и мы должны сделать всё возможное, чтобы противостоять этому», — подчеркнула Аньес Калламар.  

«За последние годы бесчисленное множество протестующих были убиты, и отчасти их гибель обязывает нас сегодня возвысить свой голос и отстоять наше право говорить власти правду – и в ходе уличных протестов, и в интернете», — отметила она.