Угрозы насилия со стороны талибов Amnesty International.

Amnesty International получила новые свидетельства угроз и насилия в отношении учениц и учителей со стороны талибов в Афганистане

Девочки в Афганистане должны получить возможность вернуться в среднюю школу и продолжить обучение, заявляет Amnesty International и публикует новые свидетельства учениц и учителей, подтверждающие угрозы и насилие со стороны талибов.

Школьникам мужского пола разрешили вернуться в средние школы 17 сентября, при этом талибы настаивают на том, что девочки смогут вернуться в школы только после того, как будут обеспечены «безопасные условия обучения».

Впрочем, более чем в 20 новых интервью школьницы, учителя и сотрудники школьных администраций рассказали Amnesty International, что запугивания и преследования со стороны талибов привели к тому, что посещаемость школ упала в целом, особенно среди девочек.

«В настоящий момент в Афганистане девочки фактически лишены возможности вернуться в средние школы. По всей стране нарушаются и попираются права и стремления целого поколения девочек», – подчеркнула Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.

В настоящий момент в Афганистане девочки фактически лишены возможности вернуться в средние школы. По всей стране нарушаются и попираются права и стремления целого поколения девочек

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Право на обучение – это фундаментальное право человека, которое движение «Талибан», как фактическая власть в стране, обязано соблюдать. Политика, проводимая в настоящее время движением «Талибан», является дискриминационной, несправедливой и нарушает международное законодательство».

«Талибан» должен немедленно снова открыть в Афганистане все средние школы для девочек, положить конец любым преследованиям, угрозам и нападениям на учителей и учениц и прекратить любое использование школ в военных целях».

Amnesty International также призывает международное сообщество обеспечить надлежащее финансирование афганского образовательного сектора по линии ООН или через разные НКО, чтобы школы могли продолжать работать. Если этого не сделать, то миллионы афганских школьников могут быть лишены права на образование.

«Образование – это не преступление»

Сейчас несмотря на то, что некоторые средние школы в Кабуле и провинциях Кундуз, Балх и Сари-Пуль позволили девочкам вернуться к учёбе, подавляющее большинство средних школ в Афганистане по-прежнему для девочек закрыты.

Асма*, 14-летняя школьница из Кабула, рассказала Amnesty International: «Смогу я ходить в школу или нет? Я сейчас думаю только об этом. Я хочу научиться всему, от самого простого до самого сложного. Я хочу стать космонавтом или инженером, или архитектором… Это моя мечта… Образование – это не преступление. Если «Талибан» объявляет, что учиться – это преступление, значит мы совершим это преступление. Мы не сдадимся».

Мариам*, 17-летняя школьница из провинции Бадахшан, сказала: «Когда я в первый раз услышала, что они закроют старшие классы, я поняла, что мы движемся не вперёд, а назад. У нас было столько разных надежд и теперь они все разрушены. Я хочу изучать медицину и стать врачом. Я готовилась сдавать экзамены в университет. А сейчас я чувствую себя как будто меня парализовало. Я не могу думать о будущем».

Некоторые школьницы средних школ сказали, что у них пропала мотивация учиться, потому что кажется, что «Талибан» разрешит им работать только в немногих, очень ограниченных областях, например в образовании или здравоохранении.

Халида*, 16-летняя школьница из Кабула, сказала: «Что мы будем делать с этим образованием, если мы не можем реализовать свои мечты? Я хочу стать политиком… Я не хочу получить диплом и потом сидеть дома… Такие девочки, как я, мы хотим быть лидерами… Мы можем быть кем угодно, а они нам не дают».

Падение посещаемости школ

Учителя, школьники и активисты из разных частей Афганистана рассказали Amnesty International, что во многих районах страны значительно упала посещаемость начальных школ, особенно среди девочек. Многие семьи боятся талибов и слишком беспокоятся за своих детей, чтобы отправлять их в школы, опять-таки особенно девочек.

Учителя, школьники и активисты из разных частей Афганистана рассказали Amnesty Internationa, что во многих районах страны значительно упала посещаемость начальных школ, особенно среди девочек

Зинат*, учительница из провинции Саманган, сказала: «В обществе нет доверия… Родители думают, что если они отправят дочерей в школу, то их там могут избить талибы».

Тяжёлое финансовое положение вынуждает многие семьи забирать детей из школ и отправлять их работать. Миллионы афганцев стали внутренне перемещёнными лицами во время и после захвата талибами страны, и многие дети из таких семей не ходят в школы.

Интервьюируемые также говорили, что многие учителя перестали ходить на работу, в основном из-за того, что «Талибан» не платит им зарплату. Это привело к тому, что многие начальные школы сократили количество классов или вообще закрылись.

Студенты высших учебных заведений сообщали, что несмотря на возобновление работы некоторых университетов, посещаемость занятий снизилась, особенно среди молодых женщин.

Вадан*, 21-летний студент медик из Кабула, сказал: «В моей группе было 20 девушек [до захвата Кабула «Талибаном»]. Сейчас только шесть… Талибы вводят новые правила… Никто не знает, что произойдёт через несколько часов, не говоря уж о днях. В этой ситуации родители не разрешают дочерям ходить в университет».

Преследование «Талибаном» учителей и использование школ военными

Паштана*, учительница старших классов, рассказала Amnesty International, что талибы угрожали её убить, и её вызывали в местный суд, чтобы судить её за то, что ранее она вела занятия спортом для смешанных групп, в которых были мальчики и девочки.

Учительница старших классов рассказала, что талибы угрожали её убить и вызывали в местный суд, чтобы судить её за то, что ранее она вела занятия спортом для смешанных групп, в которых были мальчики и девочки

В начале этого года она получила письмо от талибов: «в нём говорилось, «если «Талибан» вас поймает, они отрубят вам уши и это станет уроком для всех в [вашей] провинции». Теперь я прячусь. Даже мои родные думают, что я уехала из страны».

Ифат*, 22-летняя женщина, и Навид*, её 16-летний брат, сказали, что 18 августа их избили до потери сознания два талиба. Они сказали, что на них напали, когда они шли на занятия английским языком, которые талибы называют «языком неверных».

Другая учительница средней школы рассказала, что «Талибан» преследовал её и запугивал из-за интервью в СМИ, в котором она пожаловалась на отсутствие зарплат у учителей и доступа в средние школы для девочек. Она добавила, что ей и ещё нескольким учителям угрожали выселением из домов, которые им предоставило предыдущее правительство.

Из соображений безопасности и опасаясь актов возмездия мы не называем точные места, где произошли эти нападения. Amnesty International пока не установила, отражают ли эти инциденты общую тенденцию преследования талибами учеников и учителей, но мы продолжим следить за подобными сообщениями.

Очевидцы также рассказали Amnesty International, что «Талибан» использовал четыре школы в военных целях в ходе боев перед тем, как они захватили всю страну: средние школы «Тугхани» и «Кетиб Зада» в городе Сари-Пуль, среднюю школу «Закаил э Кондон» в городе Кундуз и среднюю школу «Алишинг» в районе Алишинг в провинции Лагман. Такое использование школ может привести к нападению на них и, скорее всего, крайне затрудняет процесс обучения. Подобные действия также нарушают всемирную Декларацию о безопасности школ, которую правительство Афганистана подписало в 2015 году.

Методология

С 16 сентября по 8 октября 2021 года Amnesty International провела телефонные интервью с 11 учителями и сотрудниками школьных администраций и 10 учениками в возрасте от 14 до 22 лет из разных афганских провинций (Бадакшан, Фарах, Хемланд, Кабула, Кандагар, Лагман, Нангахар, Саманган и Сари-Пуль).

Amnesty International также взяла интервью у 12 местных активистов, представителей НКО, сотрудников ООН и других экспертов по образованию в Афганистане.

Amnesty International 6 и 12 октября пыталась связаться с официальными представителями движения «Талибан», но не получила от них ответа до публикации материла.