22 мая Верховный Суд Беларуси оставил в силе смертный приговор, вынесенный двум братьям Станиславу и Илье Костевым, 19 лет и 21 года, соответственно. Братья обратились с ходатайством о помиловании к президенту Александру Лукашенко. С момента прихода к власти в 1994 году президент помиловал осуждённого лишь один раз. Если братьям откажут в помиловании, Станислава и Илью казнят в ближайшее время.
Учитывая юный возраст Станислава и Ильи Костевых, а также неблагоприятные условия воспитания, дело братьев потрясло многих людей в Беларуси и за её пределами. Их отец умер, когда Станиславу Костеву было всего лишь несколько месяцев. Матери было тяжело воспитывать детей. Старшая сестра Анна фактически стала братьям нянькой. Впервые больше чем за 10 лет в Беларуси вынесли смертный приговор столь молодым людям и впервые за всю историю страны смертная казнь грозит сразу двум представителям одной семьи.
В то время как власти Беларуси продолжают заявлять о намерении в будущем отказаться от применения смертной казни, дело двух братьев – шокирующее напоминание о том, что в действительности система практически не меняется. Перед судом президент Лукашенко во всеуслышание заявил: «Два подонка, иначе их не назовешь… уже и разбои были, и наказывали их». Личное вмешательство президента на раннем этапе разбирательства по делу могло повлиять на вынесение приговора в стране, где сохраняется серьёзная обеспокоенность по поводу независимости судебной системы.
Выборы президента Беларуси запланированы на 9 августа. Уже сейчас в стране наблюдается масштабное наступление на свободу выражения мнений и свободу собраний. Гонениям подвергаются кандидаты оппозиции, представители их избирательных штабов и сторонники, протестующие, журналисты и активисты, пытающиеся привлечь внимание местной и международной общественности, а также вызвать критику.
Если братьям откажут в помиловании, Станислава и Илью Костевых вскоре казнят. Ни осуждённых, ни их родных заблаговременно не предупреждают о дате и времени приведения приговора в исполнение, прощаться друг с другом тоже не разрешают. В Беларуси смертный приговор приводят в исполнение выстрелом в затылок, осуждённый узнаёт о казни за несколько минут до неё. Иногда требуется больше одного выстрела. Родственники узнают о приведении приговора в исполнение спустя несколько недель, причём останки казнённых для погребения не передают, о месте захоронения не сообщают.
Amnesty International и другие организации неоднократно требовали покончить с обстановкой полной секретности, окружающей смертную казнь в Беларуси, а также были свидетелями мук родных и близких казнённых. Для семьи Костевых травма тем более невыносима, поскольку смертная казнь грозит сразу двум юным братьям.