Преследование журналистов и других людей за критику мер по сдерживанию COVID-19, принимаемых их правительствами, подрывает усилия по борьбе с пандемией, предупреждает Amnesty International. И при этом цензура критически важной информации, связанной с пандемией, стала общемировой тенденцией, что заставляет Amnesty International призывать правительства в первую очередь заботиться о здоровье населения, а не о своём самолюбии.
Amnesty International приводит только несколько случаев, когда власти, подавляя свободу выражения мнений и доступа к информации, возможно, поставили под угрозу право людей на здоровье.
«Нельзя даже надеяться на то, что удастся сдержать распространение этого вируса, если у людей не будет доступа к достоверной информации. Глубокую тревогу вызывает то, что столько правительств больше заинтересованы в защите собственной репутации, чем в спасении жизней людей», – заявил Ашфак Халфан, директор Amnesty International по вопросам права и политики.
Нельзя даже надеяться на то, что удастся сдержать распространение этого вируса, если у людей не будет доступа к достоверной информации
Ашфак Халфан, директор Amnesty International по вопросам права и политики
«С первых же дней пандемии, когда власти Китая занялись цензурой в СМИ и начали наказывать тех, кто пытался рассказать правду о ситуации, журналисты во всём мире рискуют жизнями, свободой и работой, донося до общественности вполне вероятно жизненно важную информацию», – напоминает он.
Опасная цензура
Основным элементом права на здоровье является право людей на доступ к своевременной и точной информации. В случае с COVID-19 это означает, что у всех есть право на доступ ко всей имеющейся информации о характере и распространении вируса, а также о мерах, которые они могут принять для своей защиты. Но правительства по всему миру арестовывают и задерживают журналистов и других сотрудников СМИ за распространение именно этой необходимой информации.
Двенадцатого апреля российская «Новая газета» опубликовала статью журналистки Елены Милашиной, в которой она критиковала меры властей Чечни по борьбе с пандемией. Лидер Чечни Рамзан Кадыров заявил, что люди, распространяющие болезнь, «хуже террористов», а террористов «можно найти», и эти высказывания, отметила Елена Милашина, привели к тому, что люди из страха стараются скрыть свои симптомы. В ответ Кадыров опубликовал в Instagram видео с угрозами Елене Милашиной и призвал правительство России и Федеральную Службу Безопасности (ФСБ) «остановить этих нелюдей, которые пишут, провоцируют мой народ».
В Нигере 5 марта был арестован журналист Мамане Кака Туда, опубликовавший в социальной сети пост о предполагаемом случае заражения вирусом COVID-19 в главной больнице города Ниамея. Его обвинили в «распространении данных, которые могут привести к нарушению общественного порядка».
В Египте 18 марта силовики арестовали Атефа Хасбалла, главного редактора газеты AlkararPress, и держали его в неизвестном месте почти на месяц после того, как на своей странице в Facebook он поставил под сомнение официальную статистику случаев заражения COVID-19.
В Венесуэле журналист Дарвинсон Рохас после публикации о распространении вируса в стране провёл 12 дней под стражей, его тюремщики требовали от него раскрыть свои источники. Его обвинили в «пропаганде ненависти» и «подстрекательстве к совершению преступлений», и отпустили под залог до окончания уголовного расследования. В последние годы в Венесуэле, ещё до пандемии COVID-19, наблюдались серьёзные проблемы с базовым медицинским обслуживанием и нехватка медикаментов, что отрицательно сказывалось на возможности людей получать доступ к надлежащей медицинской помощи. Власти страны не обнародуют эпидемиологических данных с 2017 года.
В Турции 18 марта были задержаны Исмет Чиит и Гюнгёр Аслан, старшие сотрудники местного новостного сайта SES Kocaeli, после публикации статьи о двух связанных с COVID случаях гибели людей в местной больнице. Обоих отпустили после допроса, на котором пытались выяснить их источники информации среди персонала больницы. Журналисты посчитали, что на них оказывается давление для того, чтобы они прекратили освещать эту проблему.
В Индии журналистов, освещающих ситуацию с COVID-19, вызывали в полицейские участки и заставляли давать объяснения, в том числе Пирзада Ашика, старшего журналиста The Hindu в Кашмире, и Сиддхарта Варадараджана, редактора The Wire в штате Уттар-Прадеш. Многих других арестовали, например, Зубаира Ахмеда, внештатного журналиста с Андаманских и Никобарских островов, Эндрю Сэма Раджа Пандиана, создателя веб-портала SimpliCity в Тамилнаду, а также Рахула Кукларни, репортёра «BP Majha в штате Махараштра, которого позднее отпустили под залог. При этом, несмотря на рост случаев заражения COVID-19, в регионе Джамму и Кашмир продолжают действовать ограничения на доступ в интернет.
Во многих странах журналистов привлекают к уголовной ответственности за репортажи о COVID-19, в том числе в Азербайджане, Казахстане, Сербии, Бангладеш, Камбодже, Уганде, Руанде, Сомали, Тунисе и Палестине.
Во многих странах журналистов привлекают к уголовной ответственности за репортажи о COVID-19, в том числе в Азербайджане, Казахстане, Сербии, Бангладеш, Камбодже, Уганде, Руанде, Сомали, Тунисе и Палестине.
При этом журналистов, освещающих нарушения прав человека, связанные с пандемией, например, произвол полиции или плохие условия содержания в тюрьмах, преследуют и запугивают, они подвергаются нападениям, и их привлекают к уголовной ответственности.
Например, появилось видео из Кении с полицейскими, нападающими на журналиста, который пытается снять, как полиция избивает толпу людей, стоящих в очереди на паром, на который им надо попасть до наступления комендантского часа. В Бангладеш с 31 марта по 1 апреля четыре разных журналиста подверглись нападениям со стороны местных политиков, связанных с правящей партией, за разоблачение на Facebook Live случаев хищения чрезвычайной помощи.
Fake news
Помимо преследования журналистов и других работников СМИ, многие страны, в том числе Азербайджан, Венгрия, Россия, Узбекистан, Камбоджа, Шри-Ланка, Таиланд, Танзания и некоторые страны Персидского залива, воспользовались пандемией COVID-19 как предлогом для введения новых законов против распространения «фейковых новостей». В большинстве случаев право решать, что же является ложными новостями или недостоверной информацией, остаётся за властями. И эти законы служат серьёзным предостережением для людей не участвовать в свободном обсуждении сложившейся ситуации.
В Венгрии, например, правительство Виктора Орбана внесло поправки в уголовный кодекс, включив в него новые положения, угрожающие журналистам лишением свободы до пяти лет за «распространение недостоверной информации» или обнародовании фактов таким образом, что они мешают «эффективной защите» от вируса. Как сообщается, журналисты в стране подвергаются преследованиям, угрозам и дискредитации за критическое освещение государственных мер по борьбе с пандемией.
В Боснии доктору было предъявлено уголовное обвинение в «дезинформации» и распространении «страха и паники». Её также могут оштрафовать на 1500 евро за то, что она опубликовала в социальной сети пост о нехватке ИВЛ и другой аппаратуры в местной больнице.
«В разгар глобальной пандемии у властей определённо есть более важные задачи, чем прочёсывать Facebook в поисках постов, которые им не нравятся. Они должны обеспечить, чтобы информация о COVID-19 и мерах, принимаемых для борьбы с распространением вируса, могла распространяться свободно. Люди имеют право комментировать, анализировать и критиковать эти меры, не опасаясь репрессий», – подчеркнул Ашфак Калфан.
В разгар глобальной пандемии у властей определённо есть более важные задачи, чем прочёсывать Facebook в поисках постов, которые им не нравятся. Они должны обеспечить, чтобы информация о COVID-19 и мерах, принимаемых для борьбы с распространением вируса, могла распространяться свободно
Ашфак Халфан, директор Amnesty International по вопросам права и политики
В Мьянме власти предупредили, что любой, кто распространяет «фейковые новости» о COVID-19, может подвергнуться уголовному преследованию, а представитель Министерства здравоохранения заявил, что они будут возбуждать уголовные дела в отношении всех, кто заявляет о нехватке средств индивидуальной защиты в больницах.
Общественная дискуссия может принести только пользу
Двадцатого апреля власти Танзании приостановили действие лицензии интернет-газеты Mwananchi после публикации в ней фотографии президента Джона Помбе Магуфули в магазине, окружённого толпой людей, что стало поводом для обсуждения необходимости введения социального дистанцирования.
«Приостановка действия лицензии Mwananchi – это наглядный пример опасности, которую цензура может представлять для общественного здоровья. Обсуждение мер по сдерживанию распространения вируса следует поощрять, а не подавлять», – отметил Ашфак Калфан.
«У нас у всех есть право знать о важнейших проблемах, которые могут повлиять на наше здоровье, например, о нехватке оборудования, а также иметь доступ к достоверной статистике, которая может противоречить официальной позиции правительства», – убеждён он.
Международное законодательство в области прав человека запрещает привлекать к уголовной ответственности за недостоверные высказывания, а также это совершенно неэффективный способ защищать здоровье людей. Вместо этого государства должны активизировать свои усилия по распространению надёжной, доступной, основанной на фактах и заслуживающей доверие информации.