Amnesty International призывает немедленно и без каких-либо дополнительных условий освободить всех узников совести, за которых она борется по всему миру и которые сейчас подвергаются особенно высокому риску в связи с пандемией COVID-19.
«По мере распространения этого опаснейшего вируса по всей планете, растёт угроза того, что тюрьмы могут стать настоящими очагами COVID-19. Как никогда важно, чтобы государства приняли срочные меры для защиты всех тех, кто находится за решёткой, в том числе путём освобождения всех лиц, которых содержат под стражей исключительно за мирное осуществление ими своих прав», – заявил Сауро Скарпелли, заместитель директора по кампаниям Amnesty International.
Как никогда важно, чтобы государства приняли срочные меры для защиты всех тех, кто находится за решёткой, в том числе путём освобождения всех лиц, которых содержат под стражей исключительно за мирное осуществление ими своих прав
Сауро Скарпелли, заместитель директора по кампаниям Amnesty International
«Узники совести не совершали никаких преступлений, и тем не менее их продолжают произвольно содержать под стражей в условиях, которые в настоящее время становятся всё более опасными. Переполненность и отсутствие надлежащих санитарных условий во многих тюрьмах по всему миру лишают заключённых возможности предпринять профилактические меры против этого заболевания, такие как физическое дистанцирование и регулярное мытьё рук. Их незаконное содержание под стражей подвергает их высокому риску».
Amnesty International борется за освобождение около 150 человек, которых она признала узниками совести – людей, которых в разных частях света удерживают под стражей исключительно за мирное осуществление ими своих прав человека. Amnesty International добивается освобождения 150 человек, однако подобных случаев намного больше, их тысячи.
Среди знаковых дел, по которым Amnesty ведёт борьбу, дело Рубена Гонсалеса, профсоюзного активиста из Венесуэлы, которого произвольно задержали 29 ноября 2018 года за участие в мирных протестах и отстаивание трудовых прав работников государственной горнодобывающей компании. Его обвинили в нападении на офицера вооружённых сил и приговорили к пяти годам и девяти месяцам тюрьмы.
Рубена судили, признали виновным и вынесли ему приговор в военном суде, лишив его тем самым права на справедливое судебное разбирательство. Против него не было никаких убедительных доказательств, его задержание и судебный процесс очевидно носили политический характер. Уже сейчас состояние его здоровья плохое, он страдает от почечной недостаточности и гипертонии, и в его случае риски, связанные с COVID-19, особенно серьёзны.
Адвокат по правам человека из Ирана Насрин Сотуде также является узницей совести. Её задержали 13 июня 2018 года и приговорили к 38 годам и шести месяцам тюрьмы, а также к 148 ударам плетью по результатам двух судебных процессов, проходивших с вопиющими нарушениями. Обвинения против неё связаны с тем, что она выступает против двух законов о ношении хиджабов, обвинения формулируются как «подстрекательство к разврату и проституции» и «открытое совершение греховных действий … путём публичного появления без хиджаба». Кроме того, её преследовали за деятельность против смертной казни.
Среди законных действий, которые власти считают «доказательствами» её виновности, называют то, что она снимала свой головной платок во время посещений тюрем; её интервью средствам массовой информации о насильственных арестах и содержании под стражей женщин, которые протестовали против принудительного ношения хиджабов; а также её участие в правозащитных группах, в частности, в Кампании за поэтапную отмену смертной казни.
Эмир-Усеин Куку – крымскотатарский правозащитник, который расследовал и разоблачал нарушения прав человека, в том числе насильственные исчезновения, имевшие место в результате продолжающейся оккупации Российской Федерацией принадлежащего Украине Крымского полуострова.
Он находится в тюрьме, вдали от своей жены и детей, с февраля 2016 года. Двенадцатого ноября российский военный суд признал его и пятерых его сообвиняемых (Муслима Алиева, Вадима Сирука, Энвера Бекирова, Арсена Джеппарова и Рефата Алимова) виновными по сфабрикованным обвинениям, связанным с терроризмом. После длительного и несправедливого судебного разбирательства их приговорили к различным срокам тюремного заключения от семи до 19 лет. Amnesty International считает всех шестерых узниками совести.
«Неоправданное содержание под стражей любого человека в разгар глобальной пандемии является жестоким и вопиюще безответственным, – подчеркнул Сауро Скарпелли. – Соблюдение прав каждого человека должно быть в фокусе любых мер по реагированию на COVID-19, любых наших усилий по построению будущего, в котором главенствуют справедливость и терпимость, в котором после окончания пандемии COVID-19 все люди смогут свободно и мирно выражать своё мнение».
Соблюдение прав каждого человека должно быть в фокусе любых мер по реагированию на COVID-19, любых наших усилий по построению будущего, в котором главенствуют справедливость и терпимость, в котором после окончания пандемии COVID-19 все люди смогут свободно и мирно выражать своё мнение
Сауро Скарпелли, заместитель директора по кампаниям Amnesty International
Amnesty International борется за освобождение около 150 узников совести. Это неточное число – оно постоянно меняется, потому что узников освобождают или они умирают, или речь идёт не об индивидуальных случаях, а о случаях коллективного преследования как в приведённом выше случае Эмир-Усеина Куку.
Помимо освобождения узников совести, Amnesty International призывает правительства предпринять шаги для сдерживания распространения пандемии, в том числе путём сокращения числа заключённых. Власти также должны пересмотреть дела тех людей, в том числе несовершеннолетних, которые содержатся в предварительном заключении, а также рассмотреть возможности досрочного, временного или условного освобождения заключённых, которым угрожает наиболее серьёзная опасность, в частности, пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями.
Организация также призывает правительства обеспечить всем людям, которые по-прежнему находятся в заключении, те же стандарты по защите здоровья, которые доступны всем остальным членам общества и которые соответствуют их индивидуальным потребностям, чтобы обеспечить им максимально возможную защиту от распространения COVID-19. Более подробную информацию ищите по ссылке.
С момента своего основания в 1961 году Amnesty International провела кампании за освобождение тысяч узников совести – людей, которые были произвольно задержаны за свои сознательные убеждения или личные качества.