КАЗАХСТАН
Права на свободу выражения мнений, объединений и собраний необоснованно ограничивались, в том числе в контексте массовых протестов в январе. Силовики применяли к мирным демонстрантам чрезмерную силу, в результате чего множество людей пострадали и были убиты. Участников протестов произвольно задерживали и пытали под стражей. Правоохранители, как правило, не несли никакого наказания за нападения на протестующих и жестокое обращение с ними. Преследования коснулись журналистов, освещавших акции протеста, и некоторые из них были арестованы. Казахстан полностью отменил смертную казнь.
Свобода собраний
Массовые протесты начались 2 января после резкого скачка цен на топливо. Вскоре протестующие перешли от экономических требований к политическим и антикоррупционным. В частности, многие демонстранты требовали отстранения от власти бывшего президента Нурсултана Назарбаева, который сохранил значительное политическое и экономическое влияние после своей формальной отставки в 2019 году.
Большинство протестующих вели себя мирно, однако в ряде городов, включая Алматы, многие совершали насильственные действия. Власти отреагировали массовыми произвольными задержаниями и применением чрезмерной силы, включая стрельбу резиновыми пулями и боевыми патронами. 5 января президент Токаев ввёл чрезвычайное положение и комендантский час по всей стране, назвал протестующих «террористами» и направил армию для их разгона. Были задержаны более 10 тысяч демонстрантов. Многие из них были избиты, подверглись другим видам жестокого обращения, содержались в бесчеловечных условиях. Более 3000 человек были приговорены к административному аресту на срок до 15 суток. Против примерно 1600 человек были возбуждены уголовные дела, преимущественно за «участие в массовых беспорядках» и за другие насильственные преступления.
27 октября парламент принял закон об амнистии для тех, кто подвергся уголовному преследованию в связи с январскими выступлениями. По словам официальных лиц, под действие закона подпадают 1071 человек, однако он не будет распространяться на обвиняемых в терроризме, экстремизме, организации массовых беспорядков, коррупции и пытках. В законе о мирных собраниях сохранялись неправомерно ограничительные нормы. Он позволял властям произвольно запрещать нежелательные протесты под расплывчатыми, техническими предлогами, чем они постоянно и пользовались. По данным казахстанских правозащитных организаций, в 2022 году власти отказались согласовать как минимум 154 мирных акции протеста. Правоохранительные органы часто проводили так называемые «превентивные задержания» потенциальных участников протестов, что нередко носило произвольный характер.
Применение чрезмерной силы
В январе представители силовых ведомств неизбирательно и незаконно использовали резиновые пули и огнестрельное оружие против мирных протестующих и погромщиков, мародёров и случайных прохожих. 7 января президент Токаев фактически одобрил такую практику, публично заявив, что отдал приказ правоохранительным органам и армии стрелять без предупреждения[1]. По официальным данным, в ходе январских событий были убиты как минимум 219 гражданских лиц и 19 сотрудников правоохранительных органов. Военные, которые были направлены на охрану правопорядка во время протестов, не имели ни надлежащей подготовки, ни соответствующего снаряжения. Поступало множество сообщений о том, что во время комендантского часа вооружённые люди стреляли по пешеходам и машинам. Как минимум некоторые из таких нападений, по всей видимости, были совершены представителями государственных силовых структур. По состоянию на конец года большинство этих инцидентов так и не были расследованы. Объявленная 27 октября амнистия, возможно, позволит совершившим эти убийства силовикам избежать уголовной ответственности.
[1] Казахстан: Приказ силовикам «стрелять без предупреждения» – прямой путь к катастрофе, 7 января
Пытки и другие виды жестокого обращения
Многие из задержанных за участие в январских протестах подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов. Права задержанных нарушались — среди прочего, их нередко размещали вне официальных мест содержания под стражей, например в спортзалах, или в переполненных камерах, вынуждали стоять в неудобных позах, спать на полу, почти не кормили и не поили, отказывали им в медицинской помощи. Силовики, часто одетые в чёрную форменную одежду без знаков различия, нередко избивали задержанных по прибытии в места содержания под стражей и на протяжении всего их нахождения в заключении.
Местные правозащитные организации сообщали, что сотни задержанных подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения, чтобы выбить из них признания или наказать их. Людей избивали, пытали электрическим током, прижигали утюгами, душили полиэтиленовыми пакетами, загоняли им иглы под ногти. Официальные лица признали, что из-за «недозволенных методов дознания» в январе под стражей погибли шесть человек.
Власти не провели эффективного, беспристрастного и тщательного расследования в связи сообщениями о пытках и других видах жестокого обращения, причём даже в смертельных случаях. Если же следствие формально и начиналось, то оно редко заканчивалось судебным преследованием. По словам официальных должностных лиц, было расследовано более 300 случаев пыток, но по состоянию на октябрь в связи с январскими событиями к ответственности по различным обвинениям были привлечены лишь 49 сотрудников правоохранительных органов. В одном из таких исключительных случаев в городе Талдыкорган перед судом предстали пять сотрудников полиции, обвиняемых в пытках 24 задержанных, включая двоих детей.
Двенадцатого января была задержана Райгуль Садырбаева — правозащитница, которая вела мониторинг протестов в городе Семей. Её ложно обвинили в участии в массовых беспорядках. На протяжении двух недель её держали без связи с внешним миром, подвергали жестокому обращению, инсценировали её казнь, угрожали ей изнасилованием и отказывали в медицинской помощи, чтобы заставить оговорить себя. В предварительном заключении она пробыла до 14 марта, когда её перевели под домашний арест. В сентябре ей изменили меру пресечения на подписку о невыезде, но по состоянию на конец года возбуждённое против неё дело не было закрыто. В октябре власти, насколько известно, отказались начинать расследование её заявлений о пытках, сославшись на отсутствие состава преступления.
Свобода выражения мнений
Правоохранители произвольно задерживали журналистов, освещавших январские протесты. Некоторые из репортёров были приговорены к административному аресту за «участие в незаконном публичном мероприятии».
В течение года СМИ продолжали работать в обстановке ограничений. Сотрудники правоохранительных органов 3 июля задержали независимого журналиста Махамбета Абжана по обвинениям в вымогательстве денег у местного предпринимателя. Его преследование могло быть связано с критикой властей. По состоянию на конец года он оставался под стражей.
Свобода объединений
Участие в организациях, произвольно признанных «экстремистскими», оставалось уголовным преступлением по статье 405 Уголовного кодекса и каралось лишением свободы на срок до шести лет. С января по октябрь уголовному преследованию по этой статье подверглись 16 человек, тогда как за аналогичный период 2021 года — 66 человек.
Полиция 25 февраля задержала лидера оппозиционной Демократической партии Жанболата Мамая. Сначала его отправили под административный арест за организацию мирного пикета в память об убитых во время январских событий. Однако 14 марта он был взят под стражу уже в рамках уголовного дела, а 2 ноября его перевели под домашний арест, где он и оставался по состоянию на конец года. Жанболату Мамаю инкриминируется «распространение заведомо ложной информации», «оскорбление представителя власти», «нарушение порядка организации и проведения мирных собраний». Все обвинения связаны с реализацией им прав человека.
Права беженцев и мигрантов
С началом 24 февраля полномасштабного вторжения России в Украину тысячи россиян устремились в Казахстан, где граждане России могли находиться до 90 дней, въехав в страну по внутреннему российскому паспорту. Около 20 тысяч граждан РФ прибыли в Казахстан до 21 сентября, когда в России началась мобилизация, и ещё до 200 тысяч человек въехали после этой даты, хотя многие впоследствии вернулись обратно или отправились в другие страны.
Власти Казахстана пообещали прибывшим из России помощь и в целом прилагали к этому усилия, в том числе открыв дополнительные центры для регистрации иностранных граждан и для временного их размещения. В октябре власти предложили обязать российских граждан использовать для оформления вида на жительство загранпаспорт (который есть далеко не у каждого российского гражданина). Если такие изменения будут приняты, это вынудит многих возвращаться в Россию или обращаться за убежищем, процедура получения которого остается долгой и неэффективной.
Смертная казнь
Восьмого января вступили в силу принятые за месяц до этого поправки к Уголовному кодексу, убравшие из него все упоминания смертной казни.
Восьмого июня вступили в силу конституционные поправки, которые закрепили отмену смертной казни в Конституции.
А 24 июня вступила в силу ратификация Казахстаном второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.
Несостоятельность в вопросах изменения климата
Энергетический сектор Казахстана почти полностью зависел от ископаемого топлива. Правительство не пересматривало свои определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ) с целью сократить выбросы парниковых газов после 2016 года.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
Краткая справка
В январе после отмены топливных субсидий по всему Казахстану вспыхнули протесты. В результате столкновений и применения властями смертоносной силы были убиты более 200 гражданских лиц.
5 января президент Токаев отправил правительство в отставку и уволил несколько высокопоставленных должностных лиц, которые считались близкими к бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву. Последний, в свою очередь, покинул пост председателя Совета безопасности и правящей партии «Нур Отан».
8 июня и 17 сентября в Конституцию страны были внесены два пакета поправок. Они урезали президентские полномочия, ограничили пребывание на посту президента одним семилетним сроком, ввели должность Уполномоченного по правам человека, изменили структуру органов власти и вернули столице страны Нур-Султан прежнее название — Астана.
20 ноября президент Токаев победил на досрочных президентских выборах, набрав 81% голосов избирателей. Наблюдатели из ОБСЕ критиковали выборы как «лишённые конкуренции» и отмечали, что ограничения прав на свободу выражения мнений и на доступ к информации «ограничили возможности избирателей сделать осознанный выбор».