Изоляция и заброшенность. Как живут пожилые люди и люди с инвалидностью в Украине в условиях войны — доклад Amnesty International

  • Многие из центров временного размещения физически недоступны людям с инвалидностью
  • Из-за перегрузки система социального обслуживания мало что может предложить пожилым людям, кроме помещения их в специализированные учреждения
  • Власти, гуманитарные работники и гуманитарные организации должны обеспечить инклюзивность принимаемых мер

Перемещённые пожилые люди с инвалидностью в Украине не имеют ни физической, ни финансовой возможности, чтобы получить надлежащее жильё и уход в ситуации российского вторжения, и порой у них не остаётся иных вариантов, кроме помещения в интернат. Об этом говорится в новом докладе Amnesty International, опубликованном сегодня, накануне Международного дня инвалидов.

Доклад «„Они живут во мраке“. Изоляция пожилых людей и недостаточный доступ к жилью во время российского вторжения в Украину» демонстрирует, как начавшееся в феврале 2022 года полномасштабное российское вторжение надорвало и без того сильно перегруженную систему социального обслуживания в Украине. В результате многие пожилые люди, в том числе пожилые люди с инвалидностью, оказались разлучены со своими родными, что привело к их сегрегации и изоляции.

Непрекращающиеся российские удары неизбирательного характера, многие из которых представляют собой военные преступления, вынудили миллионы украинских мирных жителей покинуть свои дома. Доля пожилого населения в Украине — одна из самых высоких в мире: к февралю 2022 года почти четверть населения страны (10 из 41 миллионов) составляли люди в возрасте от 60 лет.

«Даже после перемещения в более безопасные регионы Украины пожилые люди, особенно пожилые люди с инвалидностью, по-прежнему сталкиваются с огромными трудностями в попытке заново выстроить достойную жизнь: найти надлежащее жильё, получить услуги соцподдержки и медицинскую помощь», — заявила Лора Миллз, исследовательница Amnesty International по вопросам пожилых людей и людей с инвалидностью.

«Российское вторжение исключительно перегрузило украинскую систему социального обслуживания, которая и до этого находилась не в лучшем состоянии. Гуманитарные меры реагирования не отвечают насущным потребностям в физически доступном жилье и услугах поддержки. В итоге тысячи пожилых людей с инвалидностью оказываются сегрегированы в интернатах, вдали от близких, в изоляции от общества, — указала также она. — Нельзя рассматривать интернат как вариант по умолчанию для размещения перемещённых пожилых людей, в том числе пожилых людей с инвалидностью. Порой достаточно простых изменений (например, строительства пандусов в центрах временного размещения), чтобы не разлучать семьи, а это, в свою очередь, существенно повышает качество жизни людей, нуждающихся в помощи для обеспечения мобильности».

Тысячи пожилых людей с инвалидностью оказываются сегрегированы в интернатах, вдали от близких, в изоляции от общества

Лора Миллз, исследовательница Amnesty International по вопросам пожилых людей и людей с инвалидностью

С мая по сентябрь 2023 года при подготовке этого доклада представители Amnesty International опросили 159 человек, включая 89 пожилых людей, многие из которых имеют инвалидность, и 22 социальных и медицинских работника. Исследователи посетили 24 центра временного размещения.

Amnesty International признаёт, что быстрейший способ защитить права всех мирных жителей Украины, включая пожилых людей, заключается в том, чтобы Россия прекратила свою агрессивную войну.

Физически недоступное жильё

Большинство перемещённых людей в Украине живут в съёмном жилье, однако из-за крайне низких пенсий и высокой арендной платы многие пожилые люди не могут себе позволить такой вид размещения.

В результате пожилые люди часто живут большими группами в центрах временного размещения перемещённых лиц, расположенных в школах, общежитиях и прочих общественных зданиях.

При этом почти все центры временного размещения, которые посетили представители Amnesty International, полностью или частично физически недоступны для людей с инвалидностью, связанной с нарушениями мобильности. Во многих из них отсутствуют пандусы на входах в здания, лифты, поручни в туалетах, там не хватает места, чтобы могла развернуться инвалидная коляска.

Директор детского лагеря в посёлке Ковяги Харьковской области, который был перепрофилирован в центр временного размещения, рассказал Amnesty International: «К нам приезжали люди в инвалидных колясках. Но мы не могли взять их даже на одну ночь — приходилось отказывать им. У нас нет пандуса перед зданием».

К нам приезжали люди в инвалидных колясках. Но мы не могли взять их даже на одну ночь — приходилось отказывать им. У нас нет пандуса перед зданием

Директор детского лагеря в посёлке Ковяги Харьковской области

Украина является государством — участником Конвенции о правах инвалидов (КПИ), а значит обязана обеспечивать лицам с инвалидностью равную доступность физической среды — даже во время вооружённого конфликта. Международные партнёры должны помочь Украине, в том числе финансированием и материалами, чтобы сделать центры размещения физически доступными.

Исследователям Amnesty International не раз говорили, что из-за отсутствия физически доступной среды в центрах размещения их сотрудники считают, что единственный выход — это отправлять пожилых людей с инвалидностью в интернаты.

Отсутствие надлежащей медицинской помощи и социального обслуживания

Нина Мельниченко (85 лет) так рассказывала о том, как получила ранения при взрыве рядом с её домом в Николаевской области: «Осколки полетели во двор. Я потеряла сознание… Левым глазом больше не вижу… Раньше ходила с одной палкой, а теперь нужно две». Полученные ей ранения привели к долгосрочным негативным последствиям для её здоровья.

Пожилые люди с инвалидностью, в том числе те, кто получил инвалидность из-за конфликта, часто не имеют возможности обратиться к соцслужбам  или в медицинские учреждения. Отсутствие ухода и поддержки осложняется тем, что более молодые родственники, которые раньше помогали пожилым с уходом, либо уехали за границу или в другие части Украины, либо ушли на фронт.

Поэтому социальные работники, которые обеспечивают обслуживание на дому, не справляются с нагрузкой.

Нехватка социальных работников тоже способствует помещению пожилых людей с инвалидностью в интернаты, потому что они не могут оставаться дома без специальной поддержки.

«Тяжелее всего то, что нет никаких социальных контактов»

Пожилые люди с инвалидностью, которых поселили в интернатах, часто оказываются разлучены с родными, которые живут в обычных центрах размещения. Как писал Комитет по правам инвалидов, отделение людей с инвалидностью и помещение их в учреждения, включая долгосрочное нахождение в больницах, где многие перемещённые пожилые люди тоже живут, — это форма сегрегации.

Помещение в учреждения может приводить к многочисленным нарушениям прав человека, таким как физическое насилие, запущенность и несоблюдение права на здоровье. По словам одного социального работника, многие пожилые люди в Украине теперь «живут во мраке».

У Галины Дмитриевой (52 года) церебральный паралич, и в интернате, где она оказалась, её не усаживали в инвалидную коляску на протяжении нескольких месяцев. Она сказала: «Жить лёжа невыносимо. Тяжелее всего то, что нет никаких социальных контактов. Я никогда не была прикована к постели, я всегда могла пользоваться инвалидной коляской».

Жить лёжа невыносимо. Тяжелее всего то, что нет никаких социальных контактов. Я никогда не была прикована к постели, я всегда могла пользоваться инвалидной коляской

Галина Дмитриева, живущая с церебральным параличом

Для пожилых людей с деменцией и прочими когнитивными инвалидностями особенно высок риск затеряться в системе специализированных учреждений после потери связи с родственниками во время конфликта.

Перемещённую 83-летнюю женщину с деменцией поместили в интернат в Одессе, и она утратила связь с сыном. Она сказала: «Я не знаю, как мне искать его. Я не могу ему позвонить… Мне больше некуда податься».

Многие пожилые люди говорили о чувстве изоляции, когда они оказались отрезаны от своих более молодых родственников, бежавших за границу или переехавших в другие части страны.

«Иностранные доноры и гуманитарные организации должны предоставить финансовую и техническую помощь, чтобы облегчить работу рискующих жизнью социальных работников и посодействовать им в расширении их возможностей», — заявила Лора Миллз.

«Расходы и логистика, связанные с принятием инклюзивных мер, которые позволили бы всем пожилым людям жить независимо и достойно в своём сообществе, не должны ложиться целиком и полностью на одну Украину», — заключила она.

Расходы и логистика, связанные с принятием инклюзивных мер, которые позволили бы всем пожилым людям жить независимо и достойно в своём сообществе, не должны ложиться целиком и полностью на одну Украину

Лора Миллз, исследовательница Amnesty International по вопросам пожилых людей и людей с инвалидностью

Краткая справка

Amnesty International заказала 15-минутный документальный фильм независимому украинскому режиссёру Марине Чанковой. Фильм Dreaming in the Shadows («Мечты в сумраке»), в котором рассказывается о судьбе трёх пожилых людей в Украине, перемещённых или оставшихся жить в пострадавших от войны регионах, можно посмотреть здесь.

Amnesty International с самого начала полномасштабного вторжения России в Украину документирует военные преступления и прочие серьёзные нарушения норм международного гуманитарного права. Среди прочего, организация выпустила в декабре 2022 года доклад «„У меня был свой дом“: как пожилые люди в Украине переживают войну, перемещение и трудности в доступе к жилью».

Подробнее о работе Amnesty International по вопросу о правах пожилых людей см. по ссылке: https://www.amnesty.org/en/what-we-do/older-people/.