Иранские власти начали серию казней, в результате которых в стране за период с 1 января по 30 июня 2022 года казнили по меньшей мере 251 человека, – об этом говорит исследование, проведённое Центром по правам человека Абдуррахмана Боруманда в Иране совместно с Amnesty International. Правозащитные организации предупредили, что если казни и дальше будут продолжаться такими ужасающими темпами, то вскоре их число превысит общее количество казней в 314 человек, зарегистрированное за весь 2021 год.
Большинство (146 человек) из тех, кто был казнён в 2022 году, были осуждены за убийство на фоне подробно задокументированных случаев систематических казней по результатам вопиюще несправедливых судебных процессов. Ещё по меньшей мере 86 человек были казнены за преступления, связанные с наркотиками, которые согласно международному праву вообще не должны предусматривать наказания в виде смертной казни. Двадцать третьего июля власти публично казнили одного человека в провинции Фарс после двухлетней приостановки казней во время пандемии.
По меньшей мере 86 человек были казнены за преступления, связанные с наркотиками, которые согласно международному праву вообще не должны предусматривать наказания в виде смертной казни
«В течение первых шести месяцев 2022 года иранские власти казнили в среднем по меньшей мере одного человека в день. Государственная машина вершит массовые убийства по всей стране, безжалостно попирая право на жизнь. Шокирующее число казнённых в Иране за первое полугодие 2022 года заставляет нас вспомнить 2015 год, тоже отмеченный ужасающим всплеском казней», — заявила Диана Эльтахави, заместитель регионального директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Новый всплеск казней, в том числе публичных казней, ещё раз свидетельствует о том, насколько сильно Иран отстаёт от всего остального мира, где уже 144 страны отказались от смертной казни законодательно или на практике. Иранские власти должны немедленно ввести официальный мораторий на смертные казни с перспективой полной отмены этого вида наказания», — заявила Ройя Боруманд, исполнительный директор иранской правозащитной организации Центр Абдуррахмана Боруманда.
Цифры, представленные Центром Абдуррахмана Боруманда и Amnesty International, получены из разнообразных источников, включая свидетельства заключённых, родственников казнённых, правозащитников, журналистов, сообщения в государственных СМИ, в независимых масс-медиа и данные правозащитных организаций.
Реальное число казнённых, по всей вероятности, ещё больше, учитывая секретность, окружающую данные о числе смертных приговоров, которые выносят и приводят в исполнение власти страны.
Реальное число казнённых, по всей вероятности, ещё больше, учитывая секретность, окружающую данные о числе смертных приговоров
Массовые казни в тюрьмах
Собранная информация свидетельствует о том, что с начала 2022 года власти регулярно проводят массовые казни по всему Ирану.
Пятнадцатого июня 2022 года власти тюрьмы Раджаи Шахр в провинции Альборз казнили не менее 12 человек. Ранее массовая казнь по меньшей мере 12 человек состоялась 6 июня 2022 года в тюрьме Захедан в провинции Систан и в провинции Белуджистан.
Четырнадцатого мая 2022 года власти казнили девятерых человек: троих в тюрьме Захедан, одного в тюрьме Вакилабад в провинци Хорасан-э-Разави, четверых в тюрьме Аделабад в провинции Фарс, и одного в тюрьме Дастгерд в провинции Исфахан.
По данным информированного источника, с которым Amnesty International разговаривала в июне 2022 года, с начала 2022 года власти тюрьмы Раджаи Шахр, одной из самых крупных по числу заключённых в камерах смертников, еженедельно казнили в среднем пятерых человек, а в некоторые недели это число доходило до 10 человек. Эти цифры соответствуют тем, что содержатся в открытых письмах, которые независимо друг от друга написали в последние месяцы правозащитники Саид Эгабли и Фархад Мейсами, которых несправедливо содержат в тюрьме Раджаи Шахр. В первом письме говорилось, что еженедельно в тюрьме Раджаи Шахр казнят до 10 человек, автор второго письма предупреждал, что к концу 2022 года общее число казней, проведённых в этой тюрьме, может достичь 200 человек.
По данным информированного источника Amnesty International, с начала 2022 года власти тюрьмы Раджаи Шахр еженедельно казнили в среднем пятерых человек, а в некоторые недели это число доходило до 10 человек
Информированный источник также сообщил, что заместитель прокурора (дадьяр) недавно сообщил заключённым в тюрьме Раджаи Шахр, что Управление по исполнению наказаний направило родственникам около 530 жертв убийств письма с просьбой решить, помиловать осуждённых за убийство их близких или добиваться их казни до конца марта 2023 года.
Тот же источник сообщил, что неоднократно звучавшие в последние месяцы заявления главы судебной власти Голамхоссейна Мохсени Эджеи и других высокопоставленных судебных чиновников о необходимости решить проблему переполненности тюрем вызвали у заключённых широко распространившиеся опасения по поводу того, что рост числа казней связан с усилиями властей по сокращению общего числа заключённых. Высказанные опасения подтверждаются прошлыми данными, которые собирал Центр Абдуррахмана Боруманда; они свидетельствуют о том, что всплески числа казней совпадают с периодами, когда власти делали неоднократные публичные заявления о своём намерении решить проблему накопившихся судебных дел и уменьшить переполненность тюрем.
Новый всплеск казней за преступления, связанные с наркотиками
Казнь по меньшей мере 86 человек за преступления, связанные с наркотиками, за первые шесть месяцев 2022 года заставляет вспомнить мрачный период с 2010 по 2017 год, когда большинство зарегистрированных в Иране казней было связано именно с практиками властей по борьбе с наркотиками.
В ноябре 2017 года, после интенсивного международного давления, в том числе со стороны ряда европейских стран, которые прекратили финансирование операций по борьбе с наркотиками, проводившихся силами правоохранительных органов Ирана, власти приняли ряд поправок к законодательству, имеющих целью отмену смертной казни за некоторые преступления, связанные с наркотиками.
В период с 2018 по 2020 год власти значительно сократили число смертных казней за преступления, связанные с наркотиками. Однако в 2021 году за связанные с наркотиками преступления были казнены по меньшей мере 132 человека, что составляет 42% от общего числа зарегистрированных казней и представляет собой более чем пятикратный рост с 2020 года (23 казни).
Международное сообщество, в том числе ЕС и Управление ООН по наркотикам и преступности, должны в срочном порядке принять меры на высшем уровне, призвав иранские власти отменить смертную казнь за все преступления, связанные с наркотиками. Они должны обеспечить, чтобы любое сотрудничество в рамках инициатив по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств не способствовало прямо или косвенно произвольному лишению права на жизнь, что является определяющей характеристикой операций Ирана по борьбе с наркотиками.
Несоразмерное применение смертной казни в отношении национального меньшинства белуджей
По меньшей мере 65 человек (26%) из тех, кто был казнён с начала 2022 года, были представителями обездоленного этнического меньшинства белуджей, которые составляют около 5% населения Ирана. Более половины (38 человек) были казнены за преступления, связанные с наркотиками.
«Несоразмерное применение смертной казни в отношении меньшинства белуджей в Иране олицетворяет укоренившуюся дискриминацию и репрессии, с которыми белуджи сталкивались на протяжении десятилетий, и ещё раз подчёркивает присущую смертной казни жестокость, которая направлена против наиболее уязвимых групп населения в Иране и во всём мире», — подчеркнула Ройя Боруманд.
Несоразмерное применение смертной казни в отношении меньшинства белуджей в Иране олицетворяет укоренившуюся дискриминацию и репрессии, с которыми белуджи сталкивались на протяжении десятилетий
Ройя Боруманд, исполнительный директор иранской правозащитной организации Центр Абдуррахмана Боруманда
Центр Абдуррахмана Боруманда и Amnesty International выступают против применения смертной казни без каких-либо исключений, независимо от характера преступления, характеристик преступника или метода, который государство использует для убийства заключённого. Смертная казнь является нарушением права на жизнь и представляет собой в высшей степени жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание.
Справка
Число казней в Иране в 2021 году было самым высоким с 2017 года. Рост начался с сентября 2021 года после того как глава судебной власти Эбрагим Раиси стал президентом, а Высший руководитель Ирана назначил бывшего Министра разведки Голамхоссейна Мохсени Эджеи новым главой судебной системы.
Иранские власти провели одну публичную казнь в 2022 году, в 2021 не было ни одной, одна состоялась в 2020 году, 13 в 2019 и 13 в 2018. Официальные сообщения указывают на то, что в начале 2022 года ещё по меньшей мере два человека в провинции Исфахан и один человек в провинции Лорестан были приговорены к публичной казни.
Смертные приговоры выносятся в Иране по результатам судебных процессов, отличающихся системной несправедливостью, на которых в качестве доказательств регулярно принимаются «признания», выбитые под пытками. Специальный докладчик ООН по Ирану заявил, что «укоренившиеся изъяны законодательства… означают, что большая часть, если не все вообще казни в стране представляют собой произвольное лишение жизни».
Согласно иранскому законодательству смертная казнь применятся в качестве наказания за множество видов преступлений, включая финансовые преступления, изнасилование и вооружённое ограбление. Действия, которые защищает международное право в области прав человека, в частности, однополые сексуальные отношения по обоюдному согласию, внебрачные сексуальные отношения, высказывания, которые, как считается, «оскорбляют пророка Ислама», а также такие расплывчато сформулированные преступления, как «боговраждебность» и «распространение скверны на земле», также караются смертной казнью.