Мрачная тень нависла над Красной площадью, когда Россия отмечала День Победы военным парадом с демонстрацией военной техники. Эта тень российского вторжения в Украину простирается далеко за пределы российской и украинской границ. Причина её возникновения — не только военные преступления и разрушенные жизни множества мирных жителей, но вызов, который Россия своими постоянными посягательствами на права человека бросает всей системе защиты прав человека в Европе. Вместе с тем из сложившейся ситуации можно извлечь ряд важных уроков.
После российского вторжения в Украину 16 марта Совет Европы исключил из своих членов Россию, а с 16 сентября Россия перестанет быть участницей Европейской конвенции по правам человека. Поэтому Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) прекратит рассмотрение жалоб из России на события, которые произойдут после этой даты. Это имеет огромное значение не только для будущего России, но и для перспектив сотрудничества с её соседями. Безусловно, постановления ЕСПЧ могут стать теми направляющими, по которым пойдёт восстановление правопорядка в России и отношений с её соседями.
Отношения с Россией были непростыми
Сложности во взаимоотношениях России с ЕСПЧ присутствовали всегда. Вскоре после своего вступления в Совет Европы Россия начала кровопролитную вторую войну в Чечне. ЕСПЧ вынес сотни постановлений против России за нарушения, допущенные в ходе той войны, но лишь некоторые из них были исполнены, поскольку многие из них касались силовых структур, превратившихся в столпы нынешнего режима.
На протяжении последних 10 лет российские власти всё сильнее педалировали темы сексизма и гомофобии под предлогом защиты «традиционных ценностей». В связи с этим они протестовали против постановления ЕСПЧ, в котором говорилось, что гендерные стереотипы не могут служить оправданием для разного порядка предоставления декретного отпуска мужчинам и женщинам в вооружённых силах. Ещё более сильное их раздражение вызвало постановление ЕСПЧ о том, что гей-марши достоинства нельзя запрещать и что законы о запрете «пропаганды гомосексуализма» нарушают Европейскую конвенцию. Они активно сопротивлялись реализации этих постановлений и, возможно, тем самым подали пример дискриминации ЛГБТИ другим странам (например, Азербайджану, Венгрии, Турции).
Политические преследования критиков — ещё одна «красная черта», которую давно переступила Россия. В наиболее вопиющих случаях методы, применявшиеся Кремлём для борьбы с политической оппозицией, сильно ограничивали деятельность её членов, а иной раз и ставили под угрозу их жизнь. Если посмотреть на судебную практику ЕСПЧ, там можно увидеть имена всех главных оппозиционных деятелей.
Упорство, с которым Россия отказывалась выполнять эти постановления, могли вдохновить и другие страны, такие как Турция, где тоже отправляют критиков за решётку, чтобы заставить их молчать. Совсем недавно Турция, вопреки мнению Совета Европы и ЕСПЧ, приговорила лидера гражданского общества Осману Кавалу к пожизненному заключению.
Важную группу дел, которые уже на протяжении нескольких лет ожидают рассмотрения, составляют жалобы НКО на так называемый закон 2012 года «об иностранных агентах». С этого закона, который накладывает произвольные ограничения и подразумевает, что такие НКО — шпионы и предатели, начались очень тяжёлые времена для всего российского гражданского общества. ЕСПЧ должен, наконец, вынести постановление по этим делам, а Совету Европы следует перестать безучастно взирать на то, как аналогичные законы принимаются в других государствах для затыкания рта неправительственным организациям.
В 2015 году Конституционный Суд РФ принял решение, что постановления ЕСПЧ могут исполняться лишь в том случае, если они не противоречат российской Конституции, и таким образом позволил России объявлять некоторые из них «неисполнимыми». Брошенный таким образом вызов системе был встречен не более чем мягкой критикой, что, несомненно, стимулировало другие страны аналогичным образом разрушать европейскую нормативно-правовую базу в области прав человека.
Несмотря на мрачный фон, на котором разворачиваются текущие события, нам всё равно необходимо думать о том, как постпутинское поколение будет стараться перестроить Россию таким образом, чтобы в ней соблюдались права человека и чтобы она снова могла стать членом Совет Европы. Этой России придётся разбираться с прошлыми и текущими нарушениями внутри страны, а также налаживать новые отношения со своими соседями.
ЕСПЧ должен как можно скорее рассмотреть дела, связанные как со вторжением в Украину, так и с отношениями с другими соседними странами. Последние, как правило, имеют отношение к попыткам России взять под своё управление так называемые «неподконтрольные территории»: Приднестровье (Молдавия), Абхазию и Южную Осетию (Грузия), Крым, Донбасс и другие части Украины.
Россия вносила большой вклад в общий бюджет Совета Европы. Необходимо, чтобы остальные государства-члены восполнили образовавшуюся брешь. Совет Европы также должен искать пути, чтобы различными способами поддерживать дальнейшую деятельность российского гражданского общества: например, нужно обеспечить возможность получать защиту в государствах-членах людям, которым грозит тюрьма за их правозащитную работу.
Важнейший урок на будущее, который должен вынести для себя Совет Европы, заключается в том, что нельзя мириться со сжиманием пространства для гражданского общества. За исключением России должны последовать решительнейшие шаги, направленные на борьбу с политическими репрессиями и другими формами подавления инакомыслия в государствах-членах. Например, на протяжении многих лет Турция и Азербайджан, а также Венгрия и Польша возмутительно подавляют критические высказывания. Необходимо, чтобы в приоритетном порядке были исполнены постановления, касающиеся основополагающих свобод для гражданского общества и журналистов.
И наконец, сейчас делаются определённые шаги к созыву большого саммита, чтобы выработать план дальнейших действий после исключения России. Прежде чем такой саммит состоится, необходимо задним числом изучить, какие именно «красные черты» Россия пересекла за все эти годы до начала своей недавней агрессивной войны. Подобное исследование позволит вывить, какие «красные черты» пересекли и другие государства-члены, и коллективно договориться о более эффективном соблюдении прав человека в дальнейшем. Когда Россия завершит эту тёмную главу в своей истории, Совет Европы должен быть готов приветствовать её на пути к справедливости и правам человека.
«Российская агрессия — это вызов нам всем. В каком мире мы хотим жить? В мире, построенном на запугивании, авторитаризме, жестокости оружия, которое применяется совершенно беззаконно?»
Генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар