Amnesty International требует прекратить незаконное давление на адвокатов обвиняемого в госизмене россиянина Ивана Сафронова и на него самого

Amnesty International требует от российских властей перестать оказывать незаконное давление на адвокатов Ивана Павлова и Евгения Смирнова, представляющих интересы обвиненяемого в госизмене бывшего журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Кроме того, организация обеспокоена продолжающимся давлением на самого Сафронова и нарушением Россией при его содержании под стражей международных стандартов в области обращения с заключёнными.

«Условия содержания Ивана Сафронова под стражей и открытое давление и преследование, с которым столкнулись его адвокаты, свидетельствуют о том, что российские власти нарушают в этом деле право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу слова и свободу ассоциаций, а также международные стандарты в области обращения с заключёнными», — заявила исследовательница Amnesty International по России Наталья Прилуцкая.

Условия содержания Ивана Сафронова под стражей и открытое давление и преследование, с которым столкнулись его адвокаты, свидетельствуют о том, что российские власти нарушают в этом деле право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу слова и свободу ассоциаций, а также международные стандарты в области обращения с заключёнными

Наталья Прилуцкая, исследовательница Amnesty International по России

«С первого дня ареста Сафронову создаются намеренно тяжёлые условия в заключении. Ему не разрешены свидания и телефонные звонки, а более двух месяцев назад он был лишён возможности отправлять и получать корреспонденцию. Стремясь полностью изолировать Сафронова от внешнего мира, следствие даже запретило ему по телефону поздравить с днём рождения мать», — указала она.

Запрет на коммуникацию с внешним миром нарушает, в том числе, Правило 58 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными.

Давление на Сафронова оказывается и через преследование его защитников. В апреле 2021 года Иван Павлов стал обвиняемым по уголовному делу о «разглашении тайны следствия», произвольно возбуждённому в отношении него ФСБ в связи с работой по делу Сафронова. Следствие наложило на адвоката ограничения по использованию средств связи,  что фактически лишило Павлова возможности осуществлять свою профессиональную деятельность. В сентябре стало известно, что адвокат был вынужден покинуть Россию, а в начале ноября Министерство юстиции внесло Павлова и четырёх его коллег по правозащитной группе «Команда 29» в список «физических лиц, выполняющих функцию СМИ-иностранных агентов».

Двадцать пятого ноября Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Санкт-Петербурга должна была рассмотреть представления Министерства юстиции о привлечении Павлова к дисциплинарной ответственности и лишении его адвокатского статуса. Это была третья попытка Министерства юстиции лишить Павлова возможности заниматься профессиональной деятельностью. Рассмотрение было перенесено по инициативе Министерства юстиции на более поздний срок.

Всего за несколько дней до этого, 22 ноября, стало известно о возбуждении дисциплинарного производства в отношении ещё одного адвоката Сафронова – Евгения Смирнова. Представление по делу Смирнова, поступившее в Адвокатскую палату Ленинградской области, было инициировано Следственным управлением ФСБ. Как и в случае Павлова, ФСБ утверждает, что Смирнов шесть раз без уважительных причин пропускал следственные действия по делу Сафронова, а также по делу другого своего подзащитного. Очевидно стремление следствия вывести адвокатов, известных своей принципиальностью, из дела по надуманным обстоятельствам. И Павлов, и Смирнов отвергли претензии в свой адрес как необоснованные.

«Незаконное преследование адвокатов Сафронова лишает того возможности права на защиту и справедливое судебное разбирательство, закреплённое, в частности в ст. 6 Европейской конвенции по правам  человека и ст. 14  Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 6 российской Конституции. Преследование Павлова и Смирнова должно быть немедленно прекращено, и им должна быть обеспечена возможность беспрепятственно заниматься их профессиональной деятельностью», — заявила Наталья Прилуцкая.