«Приехали люди в погонах — МВД, КГБ – и объяснили, как надо себя вести». Amnesty International рассказывает, как власти Беларуси подавляют независимое профсоюзное движение

Белорусские власти преследуют независимые профсоюзы и попирают права трудящихся — всё это делается в контексте подавления протестного движения как такового. В новом брифинге Amnesty International рассказывает, каким репрессиям подвергаются независимые профсоюзы и их члены. Последних незаконно увольняют, арестовывают, подвергают уголовному преследованию, всё это нарушает обязательства Минска согласно международным договорам уважать свободу ассоциаций и право трудящихся свободно создавать профсоюзы и вступать в них.

«Беларусь со времени распада СССР отчётливо сохранила многие советские черты. Это включает в себя тотальное господство государства в экономике, оно остаётся крупнейшим работодателем в стране и стремится осуществлять полный контроль над всеми профсоюзами. Прогосударственные профсоюзы, которые фактически лишены какой-либо независимости, действуют, скорее, как часть власти, а не как защитники прав трудящихся», — заявила Хеза Макгилл, исследователь Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.


Прогосударственные профсоюзы, которые фактически лишены какой-либо независимости, действуют, скорее, как часть власти, а не как защитники прав трудящихся

Хеза Макгилл, исследователь Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

«Когда в августе 2020 года начались массовые протесты, многие рабочие в ответ организовали стачки и забастовки на государственных предприятиях. Во многих случаях, когда проправительственные профсоюзы не могли или не захотели поддерживать рабочих, стали создаваться независимые профсоюзы, которые быстро стали мишенью государственных репрессий», — напоминает она.

Власти использовали все доступные средства, чтобы помешать рабочим присоединиться к протестному движению и создать независимые профсоюзы. Это включало угрозы, штрафы, увольнения и, наконец, уголовное преследование членов профсоюзов.

Amnesty International рассказывает истории нескольких профсоюзных активистов, которых власти подвергли преследованиям за активную политическую позицию. Вадим Лаптик — один из них. Он стал одним из учредителей первички Белорусского независимого профсоюза на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине после того, как проправительственный профсоюз предприятия отказался от первоначальной поддержки назначенной на 17 августа забастовки с требованием отставки президента Александра Лукашенко.

В беседе с Amnesty International Вадим перечисляет причины, по которым проправительственный профсоюз «предал» забастовщиков: «Они тоже надеялись, что всё изменится, но потом, когда приехали люди в погонах — МВД, КГБ, – им (официальным профсоюзным деятелям) объяснили, как надо себя вести. Как спасти свою шкуру».

Независимый профсоюз, который возглавлял Вадим Лаптик, фактически прекратил свою деятельность 2 ноября 2020, когда власти арестовали и предъявили уголовные обвинения четырём из одиннадцати его членов-основателей. А 21 января Вадим Лаптик был уволен с должности старшего специалиста завода. Ему также пригрозили уголовным преследованием, что вынудило его покинуть Беларусь.

«Мы призываем к международной солидарности с профсоюзными активистами Беларуси, которые платят высокую цену за защиту прав трудящихся в своей стране», — сказала Хеза Макгилл.


Мы призываем к международной солидарности с профсоюзными активистами Беларуси, которые платят высокую цену за защиту прав трудящихся в своей стране

Хеза Макгилл, исследователь Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

В рамках глобальной кампании солидарности #StandWithBelarus, стартовавшей 27 января 2021 года, Amnesty International регулярно освещает, как различные слои белорусского общества становятся мишенью репрессивного правительства Александра Лукашенко. Amnesty International уже рассказывала, как репрессии отражаются на правах несовершеннолетних, как власти преследуют женщин-участниц протестного движения, как была разгромлена в стране независимая культурная жизнь.