Новый закон безопасности во Франции Amnesty International.

Франция рискует стать государством всеобщей слежки. Сенат страны обсуждает новый закон о безопасности

В среду, 3 марта, французский Сенат начинает важнейшие дебаты – о новой редакции закона о безопасности, которая предполагает создание полномасштабной системы слежения, к которой будут подключены даже дроны. В случае принятия закона в нынешнем виде, опасается Amnesty International, права жителей Франции на неприкосновенность частной жизни, свободу выражения мнений и мирных собраний могут оказаться под серьёзной угрозой.

«Драконовский новый закон готовит нам мрачное будущее, наступления которого мы никогда не хотели бы видеть. Он позволит полиции шпионить за кем угодно и почти повсюду с помощью дронов. Такой вид слежки — это масштабное и неприемлемое вторжение в жизнь людей», — заявил Марко Перолини, исследователь Amnesty International по Западной Европе.

Драконовский новый закон готовит нам мрачное будущее, наступления которого мы никогда не хотели бы видеть. Он позволит полиции шпионить за кем угодно и почти повсюду с помощью дронов. Такой вид слежки — это масштабное и неприемлемое вторжение в жизнь людей

Марко Перолини, исследователь Amnesty International по Западной Европе

Так, ст. 21 нового закона расширяет возможности полиции по отслеживанию людей с помощью системы уличных камер наружного наблюдения, а следующая ст. 22 разрешает правоохранительным органам задействовать для слежки дроны. В обоих случаях полиция получает право многовенного доступа к камерам слежения.

Amnesty International обеспокоена тем, что этот закон также угрожает праву на свободу выражения мнений, включая право получать и распространять информацию.

«В случае принятия этот закон также сделает незаконным распространение изображений сотрудников правоохранительных органов по неочевидным причинам, например, когда будет сочтено, что такие публикации угрожают «психологической неприкосновенности» сотрудников полиции. Жизненно важно, чтобы журналисты и другие лица имели возможность снимать полицию на видео, чтобы гарантировать, что правоохранители несут ответственность за свои действия», — добавил Перолини.

Ст. 24 закона предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до одного года и штрафа в размере 45 тысяч евро за изготовление и распространение видеозаписей, на которых можно опознать сотрудников полиции или жандармов, — с условием, что такие действия должны иметь целью «угрозу физической или психологической неприкосновенности» сотрудников силовых ведомств. А 1 марта докладчики сената, отвечающие за внесение поправок в текст закона, предложили ещё более ужесточить эту статью, введя уголовную ответственность за подстрекательство к установлению личности сотрудников правоохранительных органов.

В прошлом видеодоказательства чрезмерного применения силы полицией имели решающее значение для возбуждения дел в отношении сотрудников полиции

В прошлом видеодоказательства чрезмерного применения силы полицией имели решающее значение для возбуждения дел в отношении сотрудников полиции. Например, известный иницидент с избиением полицейскими темнокожего музыкального продюсера Мишеля Зеклера в ноябре 2020 года был снят на камеру – только это позволило возбудить дело в отношении полицейских.

Также крайнее беспокойство вызывает то, что французские парламентарии отказываются прямым образом прописывать в законе запрет на использование программ распознавания лиц. Массовое использование камер наблюдения в сочетании с распознаванием лиц ввергнет Францию ​​в систему массового наблюдения.

Amnesty International в глобальном масштабе призывает запретить использование систем распознавания лиц – форму массового наблюдения, которая способствует укоренению расистских практик в полиции, а также создаёт угрозы праву на мирный протест. Как уже показывала Amnesty International, этнические меньшинства в странах с преимущественно белым населением подвергаются более высокому риску ошибочной идентификации при использовании системы распознавания лиц.

Закон о «глобальной безопасности» был принят Национальным собранием, нижней палатой французского парламента, 24 ноября.