Участницы оппозиционного марша в Минске Amnesty International.

Заявление. Беларусь: «Похищают лучших из нас». Произвольные аресты и принудительные высылки из страны ведущих оппозиционеров

Власти Беларуси усилили своё наступление на лидеров мирных протестов, не прекращающихся с августа, когда в стране прошли президентские выборы, результаты которых многие отказываются признавать. Власти немедленно отреагировали на народное недовольство массовыми задержаниями участников мирных уличных акций и последующими пытками и другими видами жестокого обращения под стражей. В августе было возбуждено уголовное дело по статье о причинении вреда национальной безопасности, из-за которого над лидерами протеста нависла угроза уголовного преследования. А сейчас эта угроза воплощается в жизнь. Действующий президент Александр Лукашенко заявил о своей победе на выборах, несмотря на обвинения в фальсификациях, и назвал создание Координационного совета «попыткой захвата власти». После этого все семь членов президиума совета столкнулись с преследованиями, угрозами, задержаниями или принудительной высылкой из страны. Лишь один из членов президиума остаётся в Беларуси и на свободе на момент публикации заявления.

Координационный совет был основан политической эмигранткой Светланой Тихановской. Будучи кандидатом в президенты на выборах в августе 2020 года, она консолидировала вокруг себя протестные голоса и, возможно, на самом деле набрала уверенное большинство голосов. Она выдвинулась против Лукашенко после того, как в мае был арестован её муж — популярный блогер и критик властей Сергей Тихановский. Тихановская 10 августа пришла в Центральную избирательную комиссию (ЦИК), чтобы подать жалобу на фальсификации. После этого никто не видел, чтобы она сама выходила из здания ЦИКа. Как выяснилось позже, в здании её встретили неустановленные сотрудники правоохранительных органов, которые начали угрожать ей и её семье и потребовали, чтобы она немедленно уехала из страны, что она и сделала. Подробности разговора гласности не предавались, однако Тихановская сообщила, что ей пришлось принять «очень тяжёлое для себя решение» ради детей. Её вывели из здания ЦИКа через чёрный ход, посадили в машину и сразу отвезли на границу с Литвой. Она стала первым лидером протестов, принудительно высланным из страны властями.

Тихановская сообщила, что ей пришлось принять «очень тяжёлое для себя решение» ради детей. Её вывели из здания ЦИКа через чёрный ход, посадили в машину и сразу отвезли на границу с Литвой. Она стала первым лидером протестов, принудительно высланным из страны властями.

В Литве она создала Координационный совет. По данным самого совета, в нём состоят 4300 членов, однако личность большинства из них не раскрывается из-за угрозы репрессий. Руководящим органом совета является президиум, шесть из семи членов которого уже были либо выдавлены из Беларуси, либо арестованы.

Так, 20 августа генеральный прокурор Беларуси объявил о возбуждении уголовного дела по статье 361 Уголовного кодекса страны («Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь»). Было очевидно, что этот шаг направлен против членов Координационного совета. Преступление, предусмотренное этой расплывчато сформулированной статьёй, может повлечь за собой наказание вплоть до пяти лет лишения свободы. В течение нескольких последующих дней следователи вызвали на допрос ряд членов президиума Координационного совета: Максима Знака, Сергея Дылевского, Павла Латушко, Марию Колесникову и Светлану Алексиевич.

Двадцать четвёртого августа милиция задержала члена президиума и лидера стачечного комитета Минского тракторного завода Сергея Дылевского. По обвинениям в участии в незаконном собрании и неповиновении законным распоряжениям сотрудников милиции его приговорили к 25 суткам административного ареста, который он продолжает отбывать на момент подготовки этого материала.

Двадцать четвёртого августа милиция задержала члена президиума и лидера стачечного комитета Минского тракторного завода Сергея Дылевского

Также 24 августа задержали и другого члена президиума, Ольгу Ковалькову, и тоже приговорили её к 25 суткам административного ареста за те же самые «правонарушения». Однако 5 сентября, как она потом рассказала в своём интервью журналистам, представители властей забрали её из изолятора, насильно посадили в автомобиль, привезли в пограничный пункт «Брузги» на границе с Польшей и там велели покинуть страну. В противном случае ей угрожали, что она будет «находиться в заключении достаточно длительное время». По словам Ковальковой, она не собиралась уезжать из Беларуси и намерена вернуться обратно, как только сможет.

Тридцать первого августа другой член президиума, известный белорусский юрист Лилия Власова была задержана сотрудниками Комитета госконтроля (государственное ведомство, которое занимается экономическим аудитом и борьбой с коррупцией) после того, как отказалась отвечать на вопросы о своём участии в мирных протестах. В тот же день у неё дома прошёл обыск. Позднее представители властей заявили, что Власова и её сын, Борис Власов, проходят в качестве подозреваемых по делу о предполагаемом уклонении от уплаты налогов фирмами, совладельцем которых является Борис Власов. Момент задержания и участие в нём центрального государственного ведомства, которое обычно занимается крупными делами о коррупции, не оставляют сомнений в том, что Лилию Власову преследуют за её работу в Координационном совете.

На фоне всего происходящего ещё один член президиума, Павел Латушко, которого незадолго до этого уволили с должности директора Национального академического театра им. Янки Купалы за публичную поддержку протестов, сам уехал в Польшу 2 сентября.

Павел Латушко, которого незадолго до этого уволили с должности директора Национального академического театра им. Янки Купалы за публичную поддержку протестов, сам уехал в Польшу 2 сентября

Мария Колесникова — в прошлом профессиональный музыкант и арт-директор культурного центра — в мае включилась в предвыборную кампанию Виктора Бабарико, попытавшегося выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Однако после арестов Бабарико и Сергея Тихановского, против которых были возбуждены уголовные дела во время предвыборной кампании, она сама стала одним из лидеров оппозиции. Вместе с Вероникой Цепкало они присоединились к Светлане Тихановской, образовав то женское трио, которое составило на выборах жёсткую конкуренцию действующему президенту Александру Лукашенко и смогло консолидировать массовое протестное голосование против него. Опасаясь преследований, Вероника Цепкало покинула Беларусь 9 августа по совету своего уже эмигрировавшего мужа Валерия Цепкало — он тоже пытался выдвинуться как кандидат в президенты, но ЦИК своим произвольным решением снял его с выборов. Таким образом, после принудительного отъезда из страны Светланы Тихановской 10 августа Мария Колесникова стала самой яркой представительницей оппозиции в Беларуси. Она появлялась в первых рядах на многих мирных уличных акциях протеста, неоднократно пыталась противостоять произволу милиции, давала множество интервью и постоянно поддерживала тех, кто был произвольно задержан и подвергся пыткам и другим видам жестокого обращения под стражей.

Мария Колесникова пропала утром 7 сентября одновременно с двумя другими видными членами Координационного совета: Иваном Кравцовым и Антоном Родненковым. По свидетельствам очевидцев, мужчины в штатском с закрытыми масками лицами затолкали её в фургон с надписью «Связь». На протяжении всего этого дня власти отрицали, что им что-либо известно о судьбе и местонахождении всех троих. Следующим утром украинские власти официально подтвердили, что Кравцов и Родненков въехали на территорию Украины. Как позже выяснили СМИ, в том числе из комментариев украинских должностных лиц, обоих вынудили покинуть Беларусь против их воли. Кроме того, стало известно, что Мария Колесникова была с ними, но ей удалось избежать высылки в Украину благодаря тому, что она порвала свой паспорт. Несмотря на официальные опровержения властей Беларуси, все были уверены в том, что Колесникова находится под стражей. Но лишь 9 сентября — спустя более чем 48 часов после исчезновения — её местонахождение было раскрыто. Сначала её удерживали в Мозырском погранотряде, а потом перевезли в столичный СИЗО № 1 города Минска, где на момент написания этого материала она остаётся в качестве подозреваемой по уголовному делу, возбуждённому по статье 361.

Несмотря на официальные опровержения властей Беларуси, все были уверены в том, что Колесникова находится под стражей. Но лишь 9 сентября — спустя более чем 48 часов после исчезновения — её местонахождение было раскрыто.

Утром 9 сентября правоохранительные органы Беларуси арестовали двух юристов: Максима Знака, члена президиума Координационного совета, и Илью Салея, который был адвокатом Марии Колесниковой и её сподвижников. Насколько известно, против обоих выдвинуты всё те же обвинения по статье 361.

На момент подготовки материала шесть из семи членов президиума Координационного совета были либо арестованы, либо выдавлены из страны. Единственным исключением стала Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год, — она одна остаётся в Беларуси и на свободе. Тем не менее и она сообщила, что 9 сентября к ней в дом пытались проникнуть неизвестные люди. «Уже не осталось никого из моих друзей-единомышленников в президиуме Координационного Совета. Все или в тюрьме, или выброшены за границу. Сегодня взяли последним Максима Знака», — говорится в её обращении. «Похищают лучших из нас», — добавила Светлана Алексиевич.

«Уже не осталось никого из моих друзей-единомышленников в президиуме Координационного Совета. Все или в тюрьме, или выброшены за границу. Сегодня взяли последним Максима Знака», — говорится в её обращении. «Похищают лучших из нас», — добавила Светлана Алексиевич.

Организованная властями и набирающая обороты кампания гонений, притеснений, принудительных высылок из страны и судебного преследования членов Координационного совета и их сторонников и соратников вызывает глубокую обеспокоенность и должна быть немедленно прекращена. Происходящее представляет собой грубейшее и широкомасштабное нарушение прав на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний, на личную свободу, на справедливое судебное разбирательство, на свободу передвижения, а также прочих фундаментальных прав человека.

Все задержанные члены Координационного совета и их соратники являются узниками совести, и власти Беларуси должны немедленно и безоговорочно отпустить их на свободу. Они обязаны гарантировать возможность безопасного возвращения всем гражданам Беларуси, которые были вынуждены покинуть страну. Должно быть проведено тщательное и прозрачное расследование по всем сообщениям о нарушениях прав человека, совершённых сотрудниками правоохранительных органов и других органов власти Беларуси; все виновные должны быть привлечены к ответственности в рамках процедур, отвечающих стандартам справедливого судебного разбирательства.

Amnesty International также повторяет свой призыв к международному сообществу и межправительственным организациям и просит их оказывать давление на власти Беларуси, чтобы те соблюдали права всех жителей своей страны; активно заниматься мониторингом, документированием, освещением и порицанием нарушений прав человека, совершаемых в Беларуси; а также предпринимать шаги к тому, чтобы обеспечить привлечение к ответственности всех виновных и защиту всем пострадавшим.