Узники тайных тюрем СБУ Amnesty International.

Узники тайных тюрем СБУ за четыре года так и не добились справедливости — Amnesty International

За четыре года, прошедших после того, как Amnesty International и Human Rights Watch разоблачили практику тайного задержания гражданских лиц обеими сторонами конфликта на востоке Украины, ни одна из жертв таких насильственных исчезновений не добилась справедливости или возмещения ущерба.

В опубликованном сегодня совместном заявлении две организации указали, что ни одно лицо, подозреваемое в причастности к этой практике, не было привлечено к ответственности.


«В то время как бывшие заключенные тайных тюрем Службы безопасности Украины (СБУ) всё ещё ждут установления истины, восстановления справедливости и возмещения ущерба, спецслужба продолжает отрицать достоверно установленные факты и называть «российской пропагандой» обвинения в свой адрес, которые она предпочитает не признавать», — заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

СБУ продолжает отрицать достоверно установленные факты и называть «российской пропагандой» обвинения в свой адрес, которые она предпочитает не признавать

Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии


«У СБУ новый директор, но, к сожалению, он продолжает политику публичного отрицания. Пока все подозреваемые в совершении уголовных преступлений не будут выявлены и преданы правосудию в ходе справедливого судебного разбирательства, сохраняющаяся безнаказанность означает, что гражданские лица по обе стороны линии конфликта будут по-прежнему подвергаться вопиющим нарушениям прав человека», — добавила она.

В апреле 2018 года Amnesty International получила письмо от СБУ, в котором утверждалось, что спецслужба не имеет секретных тюрем, но внутри того же конверта была вырезка из каталога мебели с изображением роскошной спальни.

«Эта страница не имела никакого отношения к письму. Было ли это задумано как шутка или намёк на какие-то помещения для сна, чьё существование официально отрицалось, но этот ответ олицетворял собой безнаказанность за серьёзные нарушения прав человека», — напомнила Мари Стразерс.

По другую сторону линии конфликта, на территориях, контролируемых вооружёнными формированиями, поддерживаемыми Россией, ситуация за это время только ухудшилась. Нарушения прав человека и преступления в соответствии с международным правом, описанные четыре года назад в докладе «Тебя не существует», продолжают массово совершаться в так называемых Донецкой и Луганской «Народных Республиках». Де-факто власти продолжают незаконно лишать свободы гражданских лиц, скрывая их судьбу и местонахождение в течение недель, а иногда и месяцев, и подвергают их физическому насилию и психологическому давлению.

Нарушения прав человека и преступления в соответствии с международным правом, описанные четыре года назад в докладе «Тебя не существует», продолжают массово совершаться в так называемых Донецкой и Луганской «Народных Республиках»


«Обе стороны вооружённого конфликта на востоке Украины должны предпринять шаги для устранения серьёзных нарушений прав человека, совершаемых на территориях, находящихся под их контролем. Украинцы заслуживают не меньшего, чем всеобъемлющего правосудия в связи с этими злоупотреблениями, что означает установление истины и возмещение ущерба потерпевшим и судебное преследование в рамках справедливого судебного разбирательства для подозреваемых в уголовной ответственности», — заявила Мари Стразерс.

Четыре года назад Amnesty International и Human Rights Watch опубликовали совместный доклад «Тебя не существует», в котором разоблачались преступления по международному праву и нарушения прав человека, включая произвольные длительные задержания гражданских лиц, а также пытки и другое жестокое обращение как со стороны украинских властей, так и со стороны вооружённых групп, поддерживаемых Россией. К 12 декабря 2016 года украинские власти освободили всех известных заключённых, которые подвергались насильственному исчезновению в секретных учреждениях СБУ, но не признали ни факт их задержания, ни факт их освобождения.

Де-факто власти на территориях, находящихся под контролем вооруженных групп, продолжают совершать «аресты» гражданских лиц и удерживать их в течение нескольких недель, не раскрывая их судьбу или местонахождение, что равносильно насильственному исчезновению, а также подвергают их пыткам и другим видам жестокого обращения без предоставления им возможности прибегнуть к правосудию или средствам правовой защиты.