Amnesty International оплакивает гибель отважного правозащитника Азимжана Аскарова

Amnesty International с глубоким прискорбием узнала о смерти Азимжана Аскарова в Кыргызстане в разгар эпидемии COVID-19. Узник совести, стойкий правозащитник и талантливый художник, он умер в тюрьме 25 июля в возрасте 69 лет. Мы выражаем наши глубочайшие соболезнования семье Азимжана и особенно его жене Хадиче Аскаровой.

Последние десять лет Азимжан провёл в тюрьме после того, как в сентябре 2010 года его приговорили к пожизненному заключению за предполагаемое участие в межэтнических столкновениях в южном Кыргызстане в июне 2010 года. Amnesty International уверена, что обвинения против него были сфабрикованы, чтобы помешать ему продолжать заниматься правозащитной деятельностью.

Amnesty International уверена, что обвинения против него были сфабрикованы, чтобы помешать ему продолжать заниматься правозащитной деятельностью

Расследование и суд проходили с нарушениями норм справедливого судебного разбирательства, а заслуживающие доверия утверждения Азимжана о пытках в предварительном заключении так и не были расследованы надлежащим образом.

Amnesty International и другие правозащитные организации продолжали бороться за освобождение Азимжана с момента его ареста по сфабрикованным обвинениям 25 июня 2010 года. Несмотря на неустанные усилия международного сообщества, включавшие в себя как громкие публичные кампании, так и постоянное отстаивание его интересов на дипломатическом уровне, власти Кыргызстана ни разу не использовали многочисленные шансы исправить эту ужасную несправедливость.

В марте 2016 года Комитет ООН по правам человека призвал правительство Кыргызстана немедленно освободить Азимжана и отменить вынесенный ему приговор.

В марте 2016 года Комитет ООН по правам человека призвал правительство Кыргызстана немедленно освободить Азимжана и отменить вынесенный ему приговор

Комитет пришёл к выводу, что Азимжан был произвольно задержан, содержался в бесчеловечных условиях, подвергся пыткам и другим видам жестокого обращения без справедливого судебного разбирательства и возможности воспользоваться механизмами правовой защиты. И хотя это решение привело к судебному пересмотру его дела, в январе 2017 года суд в Бишкеке оставил в силе приговор и назначенное наказание.

В апреле 2016 года Европейская служба внешних связей призвала Кыргызстан «в полной мере выполнить» решение Комитета ООН. Совсем недавно, в январе 2019 года, Европейский парламент принял резолюцию по вопросу о всеобъемлющем соглашении между ЕС и Кыргызстаном с призывом немедленно освободить и полностью реабилитировать Азимжана, а также призвал Кыргызстан отменить его приговор и возместить ему ущерб. Многие другие международные организации и страны неоднократно призывали к его освобождению. В апреле 2020 года Amnesty International в очередной раз призвала к его немедленному освобождению, специально подчеркнув, что его жизни угрожает серьёзная опасность на фоне эпидемии смертельно опасного COVID-19 в Кыргызстане. Власти Кыргызстана беззастенчиво проигнорировали все эти призывы, и невинный человек умер в тюрьме.

За все эти годы кыргызстанское НКО «Бир Дуйно» и местный адвокат Валерьян Вахитов неустанно подавали ходатайства о пересмотре дела Азимжана. Но всегда безуспешно.

За все эти годы кыргызстанское НКО «Бир Дуйно» и местный адвокат Валерьян Вахитов неустанно подавали ходатайства о пересмотре дела Азимжана. Но всегда безуспешно.

В последний раз адвокат Валерьян Вахитов подал официальное ходатайство после внесения изменений в Уголовный кодекс страны в 2019 году, но 13 мая 2020 года Верховный суд снова оставил в силе пожизненный приговор. Это была последняя надежда добиться пересмотра дела и спасти жизнь несправедливо заключённого правозащитника.

Восемнадцатого марта 2019 года Азимжана перевели из бишкекского изолятора временного содержания СИЗО-1 в колонию №19 в Чуйской области. Согласно полученным сообщениям, после этого перевода Азимжана поместили в одиночную камеру в наказание за протест против ограничений на свидания с родственниками, с которыми он столкнулся в колонии. С тех пор Amnesty International получила множество сообщений о том, что после стольких лет, проведённых в тюрьме, состояние здоровья Азимжана постоянно ухудшается. У него были проблемы с сердцем и респираторные заболевания, и он не получал надлежащей медицинской помощи. На фоне распространения в Кыргызстане смертельно-опасного вируса COVID-19 его жизнь подвергалась повышенной опасности, ему фактически был вынесен смертный приговор.

Несколько дней назад Валерьян Вахитов съездил к Азимжану в колонию №19. Он сообщил, что правозащитник уже не может самостоятельно ходить и на свидание его принесли двое охранников. Он похудел, кашлял и у него была такая сильная одышка, что он с трудом говорил. Он очень мало ел и ему делали инъекции глюкозы. На тот момент он болел уже более недели.

По настоянию адвоката 24 июля, за день до смерти, Азимжана перевели в тюремную больницу колонии №47. Официальной причиной смерти указана «двусторонняя пневмония».

По настоянию адвоката 24 июля, за день до смерти, Азимжана перевели в тюремную больницу колонии №47. Официальной причиной смерти указана «двусторонняя пневмония»

До 16 июля многие смерти от COVID-19 в Кыргызстане регистрировались как смерти от «двусторонней пневмонии» или «внебольничной пневмонии», поскольку COVID-19 часто вызывает пневмонию. Адвокат ждёт официального медицинского заключения.

Трагическая гибель Азимжана Аскарова демонстрирует, как судебная система Кыргызстана обманывает ожидания своих граждан и, в частности, как она не может защитить представителей этнических меньшинств.

Смерть Азимжана Аскарова – это трагическая страница в новейшей истории Кыргызстана. Власти страны по меньшей мере должны провести всестороннее и беспристрастное расследование обстоятельств смерти Азимжана и предоставить эту информацию его семье и адвокату. Те же, кто не предоставил ему надлежащую медицинскую помощь, должны быть привлечены к ответственности.