Российские власти должны принять срочные меры для устранения потенциально разрушительных последствий распространения вируса COVID-19 среди заключённых и содержащихся под стражей, говорится в письме Amnesty International, адресованном российским правительственным органам. По меньшей мере 9 тыс. из 519,6 тыс. содержащихся под стражей в России — старше 60 лет, ещё у большего числа серьёзно подорвано здоровье, напоминает Amnesty International.
«Современное состояние пенитенциарной системы России — с учётом переполненности мест заключения, плохой их вентиляцией, неадекватными уровнем медицинской помощи и санитарными условиями — подвергает заключённых более высокому риску инфекционных заболеваний. Если власти не предпримут срочных защитных мер, пандемия COVID-19 может поразить российские тюрьмы, что приведёт к разрушительным последствиям», — заявила Наталья Прилуцкая, исследователь Amnesty International по России.
Если власти не предпримут срочных защитных мер, пандемия COVID-19 может поразить российские тюрьмы, что приведёт к разрушительным последствиям
Наталья Прилуцкая, исследователь Amnesty International по России
«Многие заключённые уже имеют подорванное здоровье, они находятся в исправительных колониях за сотни километров от дома и вдали от гражданских больниц. Необходимо принять срочные меры для предотвращения потенциальной катастрофы, поэтому мы призываем российские власти рассмотреть возможности сокращения численности заключённых в стране», — добавила она.
«Российские власти должны в срочном порядке рассмотреть вопрос об освобождении — особенно лиц, содержащихся в ожидании суда в СИЗО, и тех заключённых, которые могут быть более уязвимы к вирусу, таких как пожилые люди или люди с плохим здоровьем, — и принять необходимые меры для защиты здоровья всех заключённых», — заявила Прилуцкая.
Российские власти должны в срочном порядке рассмотреть вопрос об освобождении — особенно лиц, содержащихся в ожидании суда в СИЗО
u003cstrongu003e Наталья Прилуцкая, исследователь Amnesty International по России u003c/strongu003e
Некоторые особенности российской пенитенциарной системы чреваты возникновением особенных рисков в ходе пандемии COVID-19. Среди них — практика этапирования заключённых, в ходе которой осуждённые помещаются в закрытые и плохо проветриваемые купе поездов без достаточного освещения, доступа к проточной воде или санитарно-гигиеническим процедурам. Из-за расстояний до отдалённых исправительных колоний некоторые осуждённые могут проводить недели в таких ужасных условиях.
Согласно последним имеющимся данным, почти 97 тысяч содержащихся под стражей лиц (или 18,7% от их общего числа) содержатся в предварительном заключении, где условия содержания, в том числе частая переполненность, представляют большую опасность в связи с развитием пандемии COVID-19.
Задержанным до суда в настоящее время грозит более длительный срок содержания под стражей, поскольку судебные процессы были приостановлены. Хотя должна существовать презумпция альтернативы досудебного содержания под стражей, а само такое содержание должно использоваться исключительно в качестве крайней меры, в России десятки подозреваемых в уголовных преступлениях содержатся в ожидании суда без надлежащего рассмотрения необходимости и соразмерности такой меры пресечения.
«Должен быть проведён срочный и эффективный пересмотр всех решений о заключении подозреваемых в совершении преступления под стражу», — утверждает Наталья Прилуцкая.
«Мы также повторяем наш призыв к российским властям освободить всех узников совести — тех, кто заключён в тюрьму исключительно за мирное осуществление своих прав человека. Они не должны были быть лишены свободы в первую очередь», — добавила она.
Мы также повторяем наш призыв к российским властям освободить всех узников совести — тех, кто заключён в тюрьму исключительно за мирное осуществление своих прав человека. Они не должны были быть лишены свободы в первую очередь
u003cstrongu003e Наталья Прилуцкая, исследователь Amnesty International по России u003c/strongu003e
Оказание медицинской помощи заключённым является обязанностью государства. Заключённые должны пользоваться теми же стандартами медицинской помощи, которые доступны в обществе, в том числе в том, что касается тестирования, профилактики и лечения COVID-19. Все места содержания под стражей должны быть оснащены эффективными дезинфицирующими средствами или другими средствами, которые могут использовать заключённые и персонал для профилактики заболевания. Постоянный доступ к проточной воде должен быть обеспечен.
Кроме того, органы власти должны учитывать потенциально вредные последствия для психического здоровья уже введённых ограничений на посещение мест содержания под стражей членами семьи и адвокатами. Для заключённых должны быть обеспечены альтернативные средства связи с внешним миром.