Саудовская Аравия: проект репрессивного уголовного кодекса разбивает иллюзии о прогрессе и реформах

Первый письменный проект уголовного кодекса Саудовской Аравии, появившийся в открытом доступе из-за утечки, явно не согласуется с универсальными стандартами в области прав человека и разоблачает лицемерие наследного принца Мухаммеда ибн Салмана, обещавшего, что его правительство будет прогрессивным и инклюзивным, говорится в опубликованном сегодня новом докладе Amnesty International. Власти Саудовской Аравии не предлагали проект уголовного кодекса для обсуждения независимому гражданскому обществу, однако ряд саудовских экспертов в области права подтвердили подлинность слитого в сеть проекта.

В докладе «Манифест репрессий» проводится анализ слитого в сеть проекта уголовного кодекса, который говорит нам, что вместо того, чтобы улучшать чудовищную ситуацию с правами человека в стране в рамках реформаторской программы наследного принца, этот кодекс нарушает международное право и закрепляет существующие репрессивные практики в виде законодательных норм.

Проект кодекса предусматривает уголовную ответственность за реализацию прав на свободу мысли, выражения мнений и религии и не защищает право на свободу мирных собраний.

Он устанавливает уголовное наказание за «незаконные» сексуальные отношения по обоюдному согласию, гомосексуальность и аборты и не защищает женщин и девочек от гендерного насилия. Проект также закрепляет применение смертной казни в качестве одного из основных видов наказания и по-прежнему разрешает телесные наказания, например, порку. В докладе рассказывается о недавних репрессиях в отношении диссидентов, демонстрируя опасность принятия проекта в его нынешнем виде.

«Отсутствие письменно оформленного уголовного кодекса долгое время порождало систематические нарушения и несправедливость в Саудовской Аравии. Первый письменный уголовный кодекс мог бы стать исключительной возможностью для властей Саудовской Аравии трансформировать свою жестокую систему уголовного правосудия в систему, соблюдающую права человека», – заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.

Однако наш анализ проекта кодекса показывает, что это, по сути, декларация о репрессиях, которая приведёт только к дальнейшему укоренению существующих нарушений прав человека и подавлению свобод

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«В нынешнем виде проект кодекса разбивает иллюзию о том, что наследный принц проводит по-настоящему реформистскую политику. Для Саудовской Аравии настал критический момент – поскольку проект уголовного кодекса находится на стадии законодательного рассмотрения, у властей еще есть шанс продемонстрировать всему миру, что их обещания провести реформы – это не пустые слова. Они должны в срочном порядке провести консультации с независимыми экспертами гражданского общества и внести поправки в проект кодекса, чтобы обеспечить его соответствие международным стандартам, а также пересмотреть существующие законы в целях соблюдения прав человека».

Одновременно с публикацией доклада Amnesty International запускает сегодня всемирную кампанию с требованием освободить людей, попавших в жернова репрессий и заключённых в тюрьмы или приговорённых к смерти за реализацию своих прав на свободу выражения мнений.

Петиция

Освободите голоса перемен в Саудовской Аравии

подписать петицию

«Цель кампании Amnesty International – усилить международное давление и добиться реформ в области прав человека, обнародовав мрачную правду, стоящую за попытками Саудовской Аравии улучшить свой международный имидж. В рамках кампании будут представлены шокирующие истории о несправедливых заключениях или смертных приговорах просто за мирное выражение своих взглядов. Мы расскажем о тяжелых последствиях репрессий для всей страны и усилим давление на ключевых союзников Саудовской Аравии, чтобы они добились проведения в этой стране настоящих реформ», – подчеркнула Аньес Калламар.

Проект уголовного кодекса, впервые попавший в интернет в июле 2022 года, был разработан тайно и его принятие обсуждается без консультаций с независимым гражданским обществом и экспертами. Власти Саудовской Аравии не предоставили проект уголовного кодекса независимым экспертам гражданского общества и не опубликовали его. Однако ряд саудовских экспертов в области права, в том числе один член коллегии адвокатов и две саудовские юридические фирмы, опубликовали и прокомментировали проект 2022 года, подтвердив его подлинность.

Наша организация обратилась к Совету министров Саудовской Аравии и Комиссии по правам человека Саудовской Аравии с письмом, в котором изложила результаты проведенного Amnesty International исследования, а также вопросы о проекте уголовного кодекса. Четвертого февраля Комиссия по правам человека Саудовской Аравии ответила и опровергла подлинность документа, заявив, что проект кодекса в настоящее время находится на стадии законодательного рассмотрения. Amnesty International предлагает властям Саудовской Аравии опубликовать последнюю версию законопроекта с тем, чтобы независимое гражданское общество могло высказать свое мнение.

Мухаммед ибн Салман, премьер-министр и наследный принц Саудовской Аравии, принимает участие в Конференции ООН по изменению климата 2022, более известной как COP27, в Международном конференц-центре Шарм-эль-Шейха. (Фото: Королевский двор Саудовской Аравии/Anadolu Agency via Getty Images)

В нашем докладе Amnesty International исследуется 116-страничный проект уголовного кодекса на предмет соответствия международному праву в области прав человека и потенциальной угрозе закрепления существующих нарушений прав человека. Доклад опирается на собранную за десятилетие документальную базу о нарушениях прав человека властями Саудовской Аравии прав на свободу выражения мнений, объединений и мирных собраний, применении пыток и других видов жестокого обращения, а также смертной казни, а также включает в себя интервью с экспертами, знакомыми с законодательными особенностями страны.

Amnesty International обращает внимание на то, что проект уголовного кодекса охватывает только дискреционные преступления («тазир»), наказание за которые не определено в нормах шариата, и не устанавливает наказания за преступления, наказание за которые определено шариатом («хадд» или «кисас»), по-прежнему предоставляя судьям широкую свободу действий при определении того, насколько доказана вина обвиняемого.

Уголовная ответственность за реализацию прав

За последнее десятилетие власти Саудовской Аравии серьезно ограничили свободу слова, преследуя множество инакомыслящих – от правозащитников до журналистов, в том числе священнослужителей и защитниц прав женщин – отправляя их в тюрьмы, высылая из страны или условно освобождая их от наказания, что предполагает запрет выезд за границу. Власти используют законы о борьбе с терроризмом и киберпреступностью, чтобы бороться с критическими высказываниями и свободным мышлением. Один из самых страшных примеров – это история Сальмы эш-Шехаб, докторантки и матери двоих детей, которая сейчас отбывает 27-летний тюремный срок за поддержку прав женщин в своих постах в соцсети X (бывший Twitter).

А Манахель аль-Отайби, фитнес-инструктор, блогер и правозащитница, подвергнувшаяся насильственному исчезновению в ноябре 2023 года, сейчас ожидает суда в Специальном уголовном суде, печально известном контртеррористическом саудитском суде, за размещение фотографий без абайи (традиционного арабского платья) и за материалы с протестом против репрессивных законов Саудовской Аравии о мужской опеке.  

Проект Уголовного кодекса закрепит эти репрессивные меры, поскольку предусматривает уголовную ответственность за крайне расплывчато определённые в законе диффамацию, оскорбления и критику судебной власти, что чревато дальнейшим ущемлением личных свобод и подавлением инакомыслия.

Проект уголовного кодекса также предусматривает уголовную ответственность за «незаконные» сексуальные отношения по обоюдному согласию, сексуальные отношения по обоюдному согласию между двумя мужчинами, «непристойное поведение» и «имитацию другого пола с помощью одежды и внешнего вида». Такие нормы позволят преследовать и притеснять представителей ЛГБТИ-сообщества. Хотя Amnesty International фиксировала случаи осуждения людей за эти деяния, эти уголовные дела и приговоры оставались на усмотрение судьи и не были закреплены в качестве уголовных преступлений в действующем законодательстве Саудовской Аравии. Приговоры в проекте уголовного кодекса, связанные с подобными «правонарушениями», суровее тех, что выносят судьи сейчас. В отсутствие уголовного кодекса в Саудовской Аравии судьи в настоящее время используют собственное толкование исламского права (шариата) и судебной практики для определения состава преступления и назначения наказания. Такая практика дает судьям широкую свободу действий при вынесении решений и оставляет преступления и наказания нечетко определенными, что является нарушением международного права в области прав человека.

Проект кодекса закрепляет гендерное насилие

Многие годы женщины и девочки в Саудовской Аравии сталкиваются с жестокой дискриминацией как в законодательстве, так и на практике, а не соответствующее международным стандартам национальное законодательство не в состоянии защитить их от гендерного насилия. Вызывает тревогу тот факт, что проект кодекса не предусматривает уголовного преследования лиц, совершающих преступления «чести», которые могут включать в себя нападение или убийство. Новый закон фактически предоставит злоумышленникам иммунитет, что является вопиющим нарушением международного права.

Законопроект также содержит слишком широкое и расплывчатое определение домогательства и не признает изнасилование в браке преступлением.

Законодательное закрепление смертной казни

Несмотря на обещания наследного принца Мухаммеда ибн Салмана ограничить сферу применения смертной казни только самыми тяжкими преступлениями, предусмотренными шариатом, именно в период его правления произошел чудовищный рост числа казней, в том числе была проведена одна из крупнейших массовых казней за последние десятилетия – в марте 2022 года казнили 81 человека.

Проект Уголовного кодекса Саудовской Аравии закрепляет смертную казнь в качестве основного наказания за целый ряд преступлений – от убийства до изнасилования и ненасильственных правонарушений, таких как вероотступничество и богохульство, что противоречит нормам международного права. Проект кодекса позволяет за некоторые преступления казнить детей и устанавливает крайне низкий возраст наступления уголовной ответственности – семь лет. Комитет по правам ребёнка, участником которого является Саудовская Аравия, рекомендует, чтобы минимальный возраст наступления уголовной ответственности был не меньше 12 лет.

Проект кодекса также по-прежнему разрешает телесные наказания, которые могут включать порку и отсечение рук, за такие преступления, как прелюбодеяние и воровство. Телесные наказания являются одной из форм пыток и других видов жестокого обращения и запрещены международным правом.

Очень важно, чтобы Совет по правам человека ООН создал механизм мониторинга ситуации с соблюдением прав человека в Саудовской Аравии, чтобы саудовские власти не могли и дальше скрывать страшную реальность проводимых ими репрессий, покупая молчание мира и создавая образ прогрессивной и привлекательной страны с помощью своей дорогостоящей пропагандистской машины

Аньес Калламар

Чтобы получить дополнительную информацию или договориться об интервью, пожалуйста, свяжитесь с нами:

Гина Боу Шакра, медиа-сотрудник отдела Ближнего Востока и Северной Африки [email protected] или [email protected]