Почему Япония должна реформировать свою систему предоставления убежища и иммиграции. Рассказывает исследователь Amnesty International по Восточной Азии Борам Джанг

Когда Вишма Сандамали незадолго до своего 30-летия отправлялась из своей родной Шри-Ланки в Японию преподавать английский язык, она ехала с мечтой о новой жизни. Менее чем через четыре года, 6 марта 2021 года, Вишма умерла в иммиграционном центре содержания под стражей в городе Нагоя, где она мучалась несколько месяцев из-за плохого самочувствия.

По оценкам, она стала 18-м человеком, умершим в таком учреждении с 2007 года, став жертвой сверхжёстких иммиграционных законов в стране, которая, возможно, является наименее гостеприимным государством развитого мира для беженцев и мигрантов.

Судьба Вишмы служит горьким напоминанием о человеческих жертвах карательной политики Японии по отношению к мигрантам, которая допускает бессрочное и произвольное содержание под стражей отдельных лиц в нарушение международных стандартов в области прав человека. Прошло уже три года со дня смерти Вишмы, но никто так и не был привлечён к ответственности, и её семья винит в этом японские власти.

Этот случай показательный. Вишма приехала по 15-месячной студенческой визе в июне 2017 года и начала изучать японский язык. В августе 2020 года её арестовали из-за просроченной визы. Шесть с половиной месяцев спустя Вишма скончалась по невыясненным причинам. Но признаки грядущей трагедии были явными. Сообщается, что в заключении за несколько недель до смерти Вишма похудела на 20 кг из-за вызванного стрессом заболевания желудка. Ей неоднократно отказывали в медицинской помощи, несмотря на её жалобы на боль.

Она писала многочисленные заявления на приём к врачу и просила «временно освободить» её из-под стражи. Её почерк в самом последнем заявлении был едва разборчив. Внутренний отчёт, составленный после её смерти, показал, что сотрудники иммиграционной службы ошибочно полагали, что Вишма симулировала свою болезнь.

Внутренний отчёт, составленный после её смерти, показал, что сотрудники иммиграционной службы ошибочно полагали, что Вишма симулировала свою болезнь

Несмотря на обстоятельства гибели Вишмы производство по иску её семьи к японским властям дважды прекращалось прокуратурой. Теперь родственники погибшей предъявляют иск правительству о возмещении ущерба в размере 156 миллионов йен (1,35 миллиона долларов США), утверждая, что Вишма была задержана незаконно и умерла вследствие непредоставления необходимой медицинской помощи.

Они борются за получение полной видеозаписи последних часов пребывания Вишмы под стражей в качестве доказательства в дополнение к пяти часам изобличающего видео, которые уже были опубликованы. В одном из видеороликов видно, как Вишму рвёт кровью в ведро и она неоднократно повторяет, что умрёт, на что охранник отвечает: «Не волнуйтесь, вы не умрете. Если вы умрёте, это будет хлопотно».

Семья Вишмы утверждает, что она стала жертвой грубой халатности, но нельзя отрицать и то, что Вишма умерла, прямо или косвенно, в результате жестокой политики Японии, нацеленной на отправку мигрантов под арест.

В прошлом году в рамках исследовательского проекта Amnesty International я разговаривал с несколькими людьми, оказавшимися в таких же центрах содержания под стражей, что и Вишма. Некоторые бежали от конфликта в своих родных странах, других дома преследовали, что могло означать, что они были беженцами. Как и Вишма, многие когда-то мечтали начать новую жизнь в Японии, но картина жизни в заключении, которую они рисовали, была ужасающей.

Некоторые задержанные, с которыми я разговаривал, сказали, что они были свидетелями попыток самоубийства других задержанных, а один сам пытался покончить жизнь самоубийством

Некоторые задержанные, с которыми я разговаривал, сказали, что они были свидетелями попыток самоубийства других задержанных, а один сам пытался покончить жизнь самоубийством. Некоторые сообщали, что были свидетелями того, как люди старались уйти из жизни, пытаясь повеситься, удушить себя, сознательно превышали дозировку лекарств, употребляли внутрь моющие средства, в одном случае мужчина перерезал себе горло.

Какое-то время казалось, что смерть Вишмы – и возмущение, которое она вызвала, – может стать поворотным моментом в обращении Японии с беженцами и просителями убежища. Вскоре после её смерти правительство отозвало законопроект о поправках, который позволял властям продолжать задерживать нелегальных мигрантов на неопределённый срок.

Однако оптимизм в отношении реформ длился недолго. В июне 2023 года правительство повторно внесло на рассмотрение законопроект, практически идентичный ранее отклонённому, показав, что смерть Вишмы ничему не научила.

Одним из самых серьёзных недостатков этого законопроекта является сохранение системы, которая автоматически позволяет отправлять мигрантов в центры содержания под стражей, несмотря на международные стандарты, подчёркивающие, что задержание допустимо только в ограниченном числе случаев и в качестве крайней меры. Законопроект увеличивает и нормализует риск бессрочного задержания, которому подвергаются многие задержанные, с которыми я встречался по всей Японии. Вызывает тревогу то, что законопроект не гарантирует мигрантам право на надлежащую правовую процедуру, что не позволяет задержанным людям оспаривать постановления о своём задержании в суде. Это даёт административным властям неограниченную власть.

Изменение любого из этих положений могло бы спасти Вишме жизнь.

В настоящее время фокус должен быть срочно переключён на продвижение реформ, которые предотвратят повторение этой трагедии.

Борьба семьи Вишмы заключается не только в поиске ответственных за её смерть, речь также идёт о разоблачении сломанной японской иммиграционной системы, которая регулярно нарушает права людей и срочно требует исправления.

Борьба семьи Вишмы заключается не только в поиске ответственных за её смерть, речь также идёт о разоблачении сломанной японской иммиграционной системы, которая регулярно нарушает права людей и срочно требует исправления

Японские власти должны провести тщательное независимое расследование, чтобы установить ответственных за смерть Вишмы, а также предоставить её семье доступ к полной видеозаписи того, как прошли часы, предшествовавшие её смерти, иначе их всегда будут обвинять в том, что им есть что скрывать.

И что особенно важно, власти должны вернуть обсуждение иммиграционной реформы в повестку дня, поскольку иммиграционные законы в их нынешнем виде не соответствуют международным обязательствам Японии в области прав человека.

Показатели предоставления статуса беженца в Японии на сегодняшний день являются самыми низкими среди всех стран «Большой двадцатки»: в 2022 году было принято к рассмотрению всего 202 заявления, а ещё 10143 предположительно были отклонены – то есть решения о начале процедуры принимались в менее 2% случаев.

Японии давно пора переосмыслить свой подход к иммиграции: стать местом, где беженцы, мигранты и такие люди, как Вишма, смогут осуществить свою мечту о лучшей жизни.