Amnesty International докладывает о массовых военных преступлениях в Судане. Мирные жители гибнут в результате как целенаправленных, так и неизбирательных нападений

Тысячи человек были убиты и ранены после того, как начались столкновения между Силами быстрого реагирования и Вооружёнными Силами Судана

Женщины и девочки в возрасте от 12 лет подверглись сексуальному насилию

«Мирные жители в Судане переживают невообразимый кошмар», — генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар

В Судане, раздираемом конфликтом между Силами быстрого реагирования (СБР) и Вооружёнными Силами (ВСС), происходят масштабные военные преступления, заявила в своём новом докладе Amnesty International.

В докладе под названием «„Смерть пришла к нам в дом“. Военные преступления и страдания мирного населения в Судане» рассказывается о массовых жертвах среди мирного населения в результате как целенаправленных, так и неизбирательных нападений воюющих сторон. В документе также говорится о сексуальном насилии над женщинами и девочками, об умышленных ударах по гражданским объектам, таким как больницы и церкви, и о массовом мародёрстве.

Часть из задокументированных в докладе нарушений (в частности, прямые нападения на гражданских лиц, удары по гуманитарной инфраструктуре, изнасилования и другие виды сексуального насилия, грабежи) представляют собой военные преступления. Описанные в докладе события в основном происходили в Хартуме и Западном Дарфуре.

«Мирные жители в Судане ежедневно переживают невообразимый кошмар, пока Силы быстрого реагирования и Вооружённые Силы Судана бьются за контроль над территорией, не задумываясь о последствиях, — заявила генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар. — Людей убивают прямо в их домах или когда они в отчаянии отправляются на поиски продовольствия, воды и лекарств. Они случайно попадают под перекрёстный огонь, пытаясь убежать; по ним намеренно стреляют в ходе целенаправленных нападений. Множество женщин и девочек (некоторым из которых только исполнилось 12 лет) были изнасилованы или подверглись иным формам сексуального насилия со стороны представителей воюющих сторон. Укрыться от опасности негде».

Людей убивают прямо в их домах или когда они в отчаянии отправляются на поиски продовольствия, воды и лекарств. Они случайно попадают под перекрёстный огонь, пытаясь убежать; по ним намеренно стреляют в ходе целенаправленных нападений

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Раскручивающаяся спираль насилия в регионе Дарфур, где СБР и союзные им ополченцы причиняют невыразимые смерти и разрушения, рискует вылиться в кампанию «выжженной земли», как это уже происходило в предыдущие десятилетия, причём порой с теми же самыми действующими лицами», — продолжила Аньес Калламар.

«СБР и ВСС и аффилированные с ними вооружённые группировки должны прекратить нападения на мирное население и гарантировать безопасный проход тем, кто хочет выбраться в безопасное место. Необходимо срочно предпринять шаги к восстановлению справедливости и возмещению вреда жертвам и пострадавшим», — призвала она.

Начиная с 15 апреля 2023 года за контроль над Суданом сражаются ВСС (под руководством председателя Суверенного совета Судана генерала Абдель-Фаттаха аль-Бурхана) и военизированные СБР (во главе с генералом Мохаммедом Хамадом Дагало, известного под именем «Хемети»).

Учитывая масштабы боевых столкновений и организацию обеих сторон, согласно Женевским конвенциям эта ситуация квалифицируется как вооружённый конфликт, не носящий международного характера. Таким образом, на неё распространяются нормы международного гуманитарного права, призванные защитить мирное население и лиц, не являющихся комбатантами в вооружённом конфликте, а также международного права в области прав человека, которое не перестаёт действовать. Определённые серьёзные нарушения таких правил представляют собой военные преступления, за которые могут быть привлечены к ответственности рядовые бойцы и командиры.

Гибель мирных жителей под перекрёстным огнём

Мужчины, женщины и дети оказываются под перекрёстным огнём, в то время как обе стороны часто наносят удары по густонаселённым жилым районам, причём нередко с применением оружия взрывного действия с широким радиусом поражения.

В районе Калакла на юге Хартума столкновения начались 20 апреля. Как рассказал Amnesty International 55-летний учитель Коди Аббас, при попытке убежать от перестрелки погибли два его сына: шестилетний Хасан и восьмилетний Ибрагим) — и его семилетний племянник Коко.

Он вспоминал: «Моя жена и дети выбежали из дома, когда в нашем районе начались столкновения… но мои младшие мальчики… они маленькие, они не могли быстро бегать… Я не знаю, кто их застрелил. Их убила война».

Моя жена и дети выбежали из дома, когда в нашем районе начались столкновения… но мои младшие мальчики… они маленькие, они не могли быстро бегать… Я не знаю, кто их застрелил. Их убила война

Коди Аббас, житель района Калакла на юге столицы Судана Хартума

Amnesty International не удалось установить, которая из сторон произвела выстрелы, от которых погибли эти три мальчика.

Двадцатишестилетняя врач Ала Фавзи аль-Марди была убита в собственном доме в районе Хай аль-Манара города Омдурман 15 апреля, когда начались первые столкновения.

Её отец Фавзи аль-Марди сообщил Amnesty International, что его жена получила серьёзное ранение. Он сказал: «Тем утром мы проснулись в аду. Звуки стрельбы и взрывов раздавались повсюду, постоянно… Я волновался за свою дочь Алу, которая ушла на работу в больницу».

«Несколько минут спустя после того, как она вернулась домой, в окно гостиной влетела пуля и попала жене в лицо. Она прошла сквозь правую часть её лица и шею, а потом попала Але в грудь, мгновенно убив её. Эта единственная пуля в одночасье уничтожила нашу семью… Стоило [Але] вернуться домой, где она должна была бы быть в безопасности, как смерть пришла к нам в дом», — заключил он.

Многие мирные жители рассказывали Amnesty International о том, как они получали ранения, а их родственники гибли там, где пытались укрыться. Так, 6 июня в результате многократных ударов, наносившихся с земли, десятки мирных жителей были убиты и ранены в районе университетского женского общежития в городе Эль-Генейна в Западном Дарфуре, куда многие перебрались, спасаясь от столкновений в своих районах.

Целенаправленные нападения на гражданских лиц

Мирные жители гибнут и получают ранения в результате целенаправленных нападений на гражданское население. По словам пострадавших и очевидцев, обычно их осуществляют СБР.

Так, 13 мая представители СБР ворвались на территорию коптской церкви Мар-Гиргис (Св. Георгия) в районе Бахри Хартума. По словам очевидцев, они застрелили пять священнослужителей, украли деньги и золотой крест.

А 14 мая был убит 38-летний врач, правозащитник Адам Закария Исхак вместе с 13 пациентами Центра медицинской помощи в районе Джамарик города Эль-Генейна. Два коллеги врача сообщили Amnesty International, что все 14 человек были застрелены участниками вооружённого арабского ополчения.

Один из них сказал: «Доктор Адам… лечил больных в маленькой клинике, где его убили, потому что главную больницу Эль-Генейны уничтожили те же самые вооружённые ополченцы и СБР в конце апреля. Он был убит выстрелом в грудь. У него осталась жена и два маленьких сына четырёх и шести лет».

Доктор Адам… лечил больных в маленькой клинике, где его убили, потому что главную больницу Эль-Генейны уничтожили те же самые вооружённые ополченцы и СБР в конце апреля

коллега доктора Адама Закарии Исхака, погибшего 14 мая в Эль-Генейне

Нападения по этническому признаку в Западном Дарфуре

По мере нарастания напряжённости в Западном Дарфуре многие представители народности масалит бежали в восточный Чад. Люди, бежавшие из Эль-Генейны, рассказали Amnesty International, что на город при поддержке бойцов СБР напали хорошо вооружённые члены арабского ополчения.

Двадцать восьмого мая десятки мирных жителей были убиты в Мистерее — населённом пункте к юго-западу от Эль-Генейны, где вспыхнули столкновения между СБР и союзными им ополченцами с одной стороны и вооружёнными формированиями масалитов с другой. По словам жителей, в тот день они похоронили 58 гражданских лиц.

В одной семье в собственном доме были застрелены пятеро братьев, включая Аль-Хаджа Мохаммеда Абу Бакра, мужа Зейнаб Ибрагим Абделькарим. Двадцатисемилетняя мать двоих детей рассказала: «Шесть членов СБР ворвались к нам в дом в 8 утра, зашли в комнату, где был мой муж с четырьмя братьями, и всех их застрелили… Потом СБР зашли в комнату, где находилась я с детьми и ещё 12 женщин и детей… Нас избивали палками, кнутами и спрашивали: „Где оружие?“ — а потом украли у нас телефоны».

Международное гуманитарное право запрещает умышленные нападения на мирных жителей, а также нападения, при которых не делается попытки разграничить мирное население и вооружённого противника, гражданские объекты и военные цели.

Сексуальное насилие

Множество женщин и девочек (некоторым из которых только исполнилось 12 лет) подверглись сексуальному насилию, включая изнасилования, со стороны представителей воюющих сторон. Некоторых на протяжении многих дней удерживали в условиях сексуального рабства.

В большинстве случаев, задокументированных Amnesty International, по словам пострадавших, насильниками были представители СБР и союзного им арабского ополчения. Изнасилования, сексуальное рабство и иные формы сексуального насилия, совершающиеся во время вооружённого конфликта, представляют собой военные преступления.

Двадцатипятилетняя женщина из Эль-Генейны рассказала Amnesty International, что 22 июня трое вооружённых арабов в штатском затащили её в здание службы регистрации актов гражданского состояния в районе аль-Джамарик и там изнасиловали её.

Она вспоминала: «В Эль-Генейне нигде не безопасно. Я покинула дом, потому что кругом стреляли… а эти уголовники изнасиловали меня. Теперь я боюсь, что беременна… Не знаю, как мне быть со всем этим».

В Эль-Генейне нигде не безопасно. Я покинула дом, потому что кругом стреляли… а эти уголовники изнасиловали меня. Теперь я боюсь, что беременна… Не знаю, как мне быть со всем этим

25-летняя жительница Эль-Генейны

В другом случае представители СБР похитили группу из 24 женщин и девочек и поселили их в гостинице, где продержали несколько дней в условиях, которые можно расценивать, как сексуальное рабство. У многих из пострадавших сейчас нет доступа ни к медицинской, ни к психологической помощи.

Многие медицинские и гуманитарные учреждения в стране уничтожены или повреждены, в результате чего мирные жители лишены продовольствия и медицинской помощи, что усугубляет их и без того отчаянное положение. В большинстве задокументированных случаев мародёрства к нему были причастны представители СБР. Целенаправленные нападения на гуманитарных работников и объекты, а также на медицинские учреждения и бригады представляют собой военные преступления.

Рекомендации

Amnesty International призывает Совет Безопасности ООН срочно распространить оружейное эмбарго, которое сейчас затрагивает только Дарфур, на всю территорию Судана, и обеспечить его исполнение.

«Международное сообщество должно значительно увеличить гуманитарную помощь Судану, а соседние страны должны держать открытыми свои границы для мирных жителей, стремящихся к безопасности, — отметила Аньес Калламар. — Международное сообщество также должно немедленно распространить существующее оружейное эмбарго на всю территорию Судана и обеспечить его исполнение. Страны, обладающие существенным влиянием на воюющие стороны, должны использовать его, чтобы положить конец нарушениям».

Международное сообщество также должно немедленно распространить существующее оружейное эмбарго на всю территорию Судана и обеспечить его исполнение

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

«Совет по правам человека должен прислушаться к призывам Межправительственной организации по развитию и учредить независимый механизм по расследованию и привлечению к ответственности для мониторинга нарушений прав человека в Судане и сбора и сохранения доказательств», — заключила она.

Методика

При подготовке доклада организация Amnesty International проинтервьюировала 181 человека, в основном на востоке Чада в июне 2023 года, а также удалённо путём безопасных звонков. Организация также изучила большой объём аудиовизуальных материалов, касающихся возможных нарушений, и спутниковые снимки, необходимые для подтверждения других инцидентов.

Amnesty International 21 июня 2023 года написала ВСС и СБР о своих выводах и запросила информацию по конкретным утверждениям, изложенным в докладе.

ВСС и СБР ответили 12 и 14 июля соответственно. И те, и другие заявили о соблюдении норм международного права и обвинили в нарушениях противоположную сторону. ВСС сообщили, что создали группу, призванную минимизировать ущерб гражданским лицам и инфраструктуре при ударах, а СБР отрицали все обвинения в сексуальном насилии и сказали, что создали комитеты по расследованию всех случаев неправомерного поведения. СБР также отрицали причастность к «случившемуся» в Западном Дарфуре, включая Мистерей, и заявили, что «большинство» арабских ополченцев связаны с ВСС. Между тем непротиворечивые свидетельства очевидцев и прочие доказательства говорят об участии членов СБР в грубейших нарушениях в Западном Дарфуре, иногда совместном с арабскими ополченцами.