Все страны постсоветского пространства являются участницами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW — Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women), которая была принята Генеральной Ассамблей ООН в 1979 году и вступила в силу два года спустя.
Конвенция CEDAW – не только декларация, но и конкретные меры
Конвенция – это рамочный международный договор, закрепляющий признанные государствами-членами международные нормы и стандарты. CEDAW – обязательный для исполнения всеми ратифицировавшими его государствами договор. При этом его понимание и применение со временем эволюционируют. Так, в основном тексте Конвенции не упоминается понятие домашнего или семейно-бытового насилия — ведь когда принимался этот документ, оно рассматривалось как внутрисемейное дело. Но последующие исследования, проводившиеся государствами-участниками, показали, что это явление имеет широкий масштаб и серьёзно нарушает права женщин. Многие общественные организации, в том числе и Amnesty International активно выступали за включение борьбы с домашним насилием в глобальную повестку. Со временем Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин – экспертным органом ООН из 23 выбранных от разных стран экспертов, контролирующим соблюдение норм Конвенции, — была принята Общая рекомендация №19 от 1992 года, посвящённая вопросам насилия в отношении женщин, признавшая домашнее насилие одной из форм дискриминации.
CEDAW – обязательный для исполнения всеми ратифицировавшими его государствами договор. При этом его понимание и применение со временем эволюционируют
Основные механизмы CEDAW:
- Регулярные отчёты стран об изменениях, раз в четыре года. Официальный доклад о позитивных изменениях в духе Конвенции в национальном законодательстве и практике готовит государство. А общественные организации имеют возможность предоставить «теневой отчёт» — рассказать как дела видятся неависимым экспертам на земле, насколько принятые меры помогают пострадавшим от дискриминации, и на что государству стоит обратить внимание. Такая вовлечённость специализированных агентств ООН (Международная организация труда, ЮНИСЕФ и др.) и общественных организаций в процесс подготовки альтернативных отчётов повышает эффективность рассмотрения периодических докладов, подталкивая государства действовать в партнерстве с НКО. А сами отчёты рассматривает Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
- Статья 4 Конвенции разрешает государствам-участникам принимать специальные меры, пока существует гендерное неравенство. Эти временные инструменты способствуют ускорению достижения фактического равенства. Яркие примеры таких мер можно наблюдать в соседних странах. Например, в Кыргызстане государство предприняло целый пакет выравнивающих специальных мер. Были выделены квоты для участия женщин в политике. Указ президента «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению КР» №240 от 27 августа 2002 года обязывает муниципалитеты иметь как минимум заместителя руководителя-женщину. Это антидискриминационное требование, однако, могло играть и против заявленных целей: отдельные местные руководители посчитали, что им достаточно назначить женщину замглавой, не давая им дороги выше, таким образом в чём-то даже утсановило новый «стеклянный потолок» для амбициозных женщин. А в 2005 году, когда в парламенте Кыргызстана не оказалось ни одной женщины, была введена должность спецпредставителя президента по гендерным вопросам, уделяющая особое внимание гендерной экспертизе законов. В результате референдума 2007 года в Кодекс о выборах в Кыргызстане было введено правило: каждой четвёртой в партийных списках должна быть женщина. По итогам выборов 2008 года в состав парламента вошли 26 женщин, почти 30% от общего числа депутатов, тогда должность спецпредставителя по гендерным вопросам была ликвидирована.
- Факультативный протокол. В случае нарушения Конвенции, согласно Факультативному протоколу к CEDAW, женщины, с одной стороны, имеют право представлять индивидуальные жалобы в Комитет относительно любых нарушений, если иные предпринятые меры внутри страны не дали желаемых результатов, а с другой стороны, даёт Комитету право проводить расследование нарушений, с которыми столкнулись женщины, в странах, подписавших протокол. Россия ратифицировала этот Факультативный протокол в 2004 году.
Позитивный опыт продвижение ценностей конвенции CEDAW в России
В 2000-е годы в политической повестке России работа с положениями и механизмами CEDAW занимали куда более значимое место. В 2003 году государственные чиновники отчитывались перед правительством о реализации принятого во исполнение Конвенции «Национальноого плана действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы». Проводились мероприятия, призванные улучшать положение женщин. Работала Межведомственная правительственная комиссия по вопросам положения женщин, которую возглавляла вице-премьер Галина Карелова, с энтузиазмом сотрудничавшая с ООН.
Позднее вопросы гендерного равенства вытеснили на периферию. Законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» был принят в первом чтении в 2003 году, но последующие слушания так и не были назначены. Этим законопроектом власти продолжали прикрывать своё бездействие, презентуя национальные отчёты в CEDAW вплоть до 2014 года.
Законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» был принят в первом чтении в 2003 году, но последующие слушания так и не были назначены
Одновременно в России крепло феминистское движение, которое помогло сформировать запрос общества на защиту женщин от домашнего насилия. В конце 2019 года в Совете Федерации даже появился законопроект по борьбе с семейно-бытовым насилием, однако из-за взятого властями страны курса на «защиту традиционных ценностей», он так и остался без движения.
Важно понимать, что меры и механизмы, прописанные в CEDAW и других конвенциях ООН, – это не вмешательство иностранных государств в национальные дела и не попытка насадить какие-то особенные «современные порядки» там, где веками устоялись иные порядки. Тем более, это не повод для публичной критики одних стран другими. Все конвенции ООН – это добровольно взятые на себя государствами обязательства, которые – как считает подавляющее стран мира – необходимы для прогресса и гуманизации общества. Периодические отчёты лишь показывают степень понимания и выполнения каждым государством-участником своих обязанностей, предусмотренных Конвенцией. Индивидуальные жалобы помогают восстановить справедливость для конкретных людей, столкнувшихся с нарушением прав. А любые рекомендации помогают держаться верного курса не только тем странам, которым они направлены, но и тем, кто эти рекомендации предлагает. И все это вместе мотивирует на позитивные изменения.