Женщины и война. Как российское вторжение в Украину подвергает опасности женщин

  • Полномасштабное вторжение крайне пагубно сказывается на психическом, физическом, сексуальном и репродуктивном здоровье женщин.
  • Сексуальное и гендерное насилие вызывает серьёзную обеспокоенность.
  • Женщин следует активнее вовлекать в процесс принятия решений.

Полномасштабное вторжение России в Украину продолжается уже второй год; и всё это время женщины в Украине находятся в серьёзной опасности – на их плечи легло тяжкое бремя заботы о ближних, а также невероятное напряжение и тяготы жизни в зоне военных действий, заявила Amnesty International сегодня в Международный женский день.

«Снова и снова на женщин обрушивается бесчеловечная жестокость военных действий. Неизменно они оказываются на переднем фланге вооружённых конфликтов – в качестве бойцов, врачей и медсестёр, добровольцев, мирных активисток, тех, кто заботится о родных и ближних, а также в числе перемещённых лиц, беженцев, и слишком часто — пострадавших», – заявила генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар.

«Полномасштабное вторжение России в Украину не стало исключением. Опасность сексуального и гендерного насилия в отношении женщин возросла, как и угроза здоровью, при этом женщины вынуждены принимать критически важные решения, от которых зависит жизнь их родных и близких. Несмотря на это женщин зачастую исключают из процесса принятия решений, а их права и потребности игнорируют», – добавила она.

[В ходе вторжения России в Украину] опасность сексуального и гендерного насилия в отношении женщин возросла, как и угроза здоровью, при этом женщины вынуждены принимать критически важные решения, от которых зависит жизнь их родных и близких

Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

Amnesty International призывает международное сообщество поддержать и выразить солидарность с женщинами, права которых нарушают в ходе военной агрессии России в Украине. В разгар военных действий критически важно обеспечивать безопасность мирных жителей, особенно оказавшихся в зонах военных действий, а также финансовую поддержку и всяческую помощь, например медицинскую. При этом лиц, виновных в совершении преступлений против международного права, следует привлечь к уголовной ответственности.

Amnesty International документирует военные преступления и аналогичные преступления против человечности на территории Украины, а также собрала шокирующие свидетельства женщин из Украины о том, как вторжение сказалось на их безопасности, здоровье и благополучии.

«О них некому заботиться, кроме меня»

Многие женщины в Украине встали на борьбу с российской агрессией. В то же время зачастую основная часть забот о детях и родных легла на плечи женщин. На фоне вооружённого конфликта в условиях опасности справляться стало особенно сложно.

Тамара*, живущая в зоне вооружённого конфликта в Донецкой области, рассказала представителям Amnesty International о том, как вторжение сказалось на ней с точки зрения ухода за детьми и родителями: «Всё изменилось в худшую сторону. Мужчины [родственники] ушли на войну, женщины остались одни, у многих на руках маленькие дети и нет никакого дохода. Помощи ждать неоткуда – ни физической, ни финансовой».

Тамара столкнулась с немыслимым выбором. Ей пришлось выбирать – бросить в беде родителей или обеспечить безопасность детей.

«Я вернулась в опасную зону с детьми. Может быть, я не права. Но я должна заботиться и о детях, и о престарелых родителях, оставшихся дома – это мой долг. О них некому заботиться, кроме меня. Выбора не было», – сказала она.

Я вернулась в опасную зону с детьми. Может быть, я не права. Но я должна заботиться и о детях, и о престарелых родителях, оставшихся дома – это мой долг

Тамара*, жительница зоны вооружённого конфликта в Донецкой области

Для многих женщин отъезд в безопасное место сопряжён с большим эмоциональным и физическим потрясением. Марина*, оказавшаяся в числе перемещённых лиц, когда бежала с детьми из оккупации Донецкой области Россией, рассказала представителям Amnesty International: «Мне очень трудно. Я одна с тремя детьми. Никто не верил, что будет война. Это стало шоком, было страшно. Вокруг шли тяжёлые бои, мы всё это слышали. Российские военные самолёты летали так низко, что можно было разглядеть глаза лётчиков. Всё это очень повлияло на детей».

«С тех пор мы жили в подвале почти месяц, потому что дети были очень напуганы. Дочь больше не могла спать в доме. Дети психически и эмоционально подавлены. В общем, нигде нельзя было почувствовать себя в безопасности из-за бомбёжек и воздушной тревоги», – добавила она.

Вторжение крайне пагубно сказывается на психическом, физическом, сексуальном и репродуктивном здоровье женщин

Из-за непрекращающихся ударов ВС России по критически важным объектам гражданской инфраструктуры, которые можно приравнять к военным преступлениям, жители Украины испытывают серьёзные трудности с получением медицинской помощи.

Катерина*, женщина из числа перемещённых лиц, была на девятом месяце беременности и жила в Донецкой области, когда началось вторжение. Она рассказала представителям Amnesty International: «Мы не знали, что с нами будет. Ходили слухи об эвакуации, врачи уезжали. Я не могла делать УЗИ и сдавать анализы. Просто стало негде. Беспокойство и эмоциональное напряжение росло».

После того как Катерина бежала в город Днепр, ей ежедневно приходится справляться с новорожденным и работать в зоне вооружённого конфликта: «Линия фронта с каждым днём всё ближе к городу. Неизвестность страшит больше всего. Где окажешься завтра? Сможешь ли вернуться домой? Мне не хватает психологической помощи, а из-за маленького ребёнка у меня совсем нет времени, чтобы поговорить с психологом, даже по телефону. Хотя, по-видимому, мне это очень нужно».

Линия фронта с каждым днём всё ближе к городу. Неизвестность страшит больше всего. Где окажешься завтра? Сможешь ли вернуться домой?

Катерина*, жительница Донецкой области, вынужденная бежать в Днепр

Из-за нехватки средств гигиены и роста цен на них, женщинам и девушкам в период менструации приходится выбирать между покупкой продуктов питания и гигиенических средств.

«В продаже есть прокладки и тампоны, но из-за проблем с деньгами мне приходится выбирать – еда или прокладки. С самого начала вторжения я пользуюсь самодельными средствами гигиены», – поделилась Тамара.

Юлия, чей дом был разрушен в результате авиаударов российских ВС, рассказала представителям Amnesty International, что ей самой и её дочери удаётся получать необходимые при менструации средства гигиены в центре помощи для внутренне перемещённых лиц.

Повышенная опасность сексуального и гендерного насилия

Для тех, кото живёт в охваченных вооружённым конфликтом районах, опасность гендерного насилия возросла и тому есть много причин. В том числе отсутствие безопасности, подрыв и отсутствие верховенства права, тотальная безнаказанность виновников, недоверие к оккупационным властям, а также стигматизация тех, кто отваживается заявлять о пережитом сексуальном и гендерном насилии.

Работница гуманитарной миссии Марина рассказала Amnesty International: «Сексуальное насилие – чудовищная проблема для женщин. Я участвовала в тренинге, где нам рассказали о случаях, когда следы сексуального насилия обнаруживали у эвакуированных детей [не только женщин]».

В период работы в пункте сбора для внутренне перемещённых лиц Марина лично наблюдала рост случаев домашнего насилия: «В спортивном зале жили 60 человек. Мне раньше приходилось работать с такими случаями, но и неопытному человеку невооружённым глазом всё было видно [следы насилия]. Там было много этого».

Катерина рассказала представителям Amnesty International: «Теперь я ещё более беззащитна. Ссоры дома участились. Муж изливает свою агрессию на меня и старшего ребёнка. Не могу днём оставлять детей с мужем, так как не уверена в нём. Он потерял работу и теперь весь на нервах и эмоциях».

Теперь я ещё более беззащитна. Ссоры дома участились. Муж изливает свою агрессию на меня и старшего ребёнка

Катерина*, жительница Донецкой области, вынужденная бежать в Днепр

Тамара очень обеспокоена сообщениями о сексуальном и гендерном насилии, ведь у неё есть дети: «Я постоянно слышу о насилии, и это пугает. У меня дочери, это очень страшно. Я отправила старших детей учиться в безопасный район, но постоянно переживаю за них».

Женщин следует вовлекать в процесс принятия решений

Следует активнее вовлекать женщин в процесс принятия решений на всех уровнях для того, чтобы их особые потребности и интересы учитывались в рамках законодательства, политики и на практике.

Пошёл уже второй год с момента начала полномасштабного вторжения: дети растут и взрослеют на фоне чудовищной агрессии, а женщинам приходится искать пути к спасению вопреки трудностям и опасностям, взвалив на себя тяжёлую ношу заботы о близких и родных.

Amnesty International призывает международное сообщество объединить усилия с тем, чтобы обеспечить женщинам полноценное участие в процессе принятия решений, начиная с международных переговоров о выделении финансовой помощи, компенсациях и мерах по восстановлению и заканчивая предоставлением гуманитарной помощи и обеспечением правосудия пострадавшим от полномасштабной военной агрессии России. Последовательное и приоритетное обеспечение потребностей женщин, а также соблюдение и защита их прав возможны исключительно при условии их участия на всех уровнях.

*Имена изменены из соображений безопасности.