Катар не успевает выплатить компенсации трудовым мигрантам до начала ЧМ по футболу

Власти Катара должны выполнить свои обязательства и довести до конца обещанные реформы трудового законодательства в полном объеме до и после проведения чемпионата мира по футболу, заявила Amnesty International. Организация опубликовала новый брифинг об условиях жизни и работы трудовых мигрантов в стране, где рассказывается о повсеместных нарушениях их прав. За месяц до начала турнира правозащитная организация вновь обратилась к ФИФА и Катару с призывом создать компенсационный фонд для трудовых мигрантов, пострадавших от произвола работодателей.

В результате реформирования системы занятости Катару с 2017 года удалось добиться заметных улучшений условий труда для двух миллионов трудовых мигрантов – сотни тысяч из них участвуют в строительстве объектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу. Однако отсутствие эффективной системы внедрения и контроля за исполнением этих реформ по-прежнему ослабляет их влияние на положение трудовых мигрантов. Тысячи рабочих на всех строительных объектах по-прежнему сталкиваются с такими проблемами, как задержка или невыплата заработной платы, отказ предоставлять выходные дни, опасные условия труда, трудности при смене места работы и ограниченный доступ к правосудию, а случаи гибели тысяч рабочих по-прежнему остаются не расследованными.

Хотя за последние пять лет Катар добился значительных успехов в области защиты трудовых прав, совершенно очевидно, что ему предстоит еще проделать огромный путь. Тысячи рабочих по-прежнему заперты в порочном круге эксплуатации и злоупотреблений благодаря пробелам в законодательстве и недостаточно эффективному контролю за его выполнением.

— заявил Стив Кокбёрн, руководитель отдела Amnesty International по экономической и социальной справедливости

«Чемпионат мира по футболу уже совсем скоро, а работа по защите трудовых мигрантов от эксплуатации выполнена лишь наполовину, выплата же компенсаций тем, кто пострадал от злоупотреблений, практически не началась. Крайне важно, чтобы Катар взял на себя обязательства улучшить ситуацию в долгосрочной перспективе. Прогресс не должен сойти на нет после того, как в Дохе закончится чемпионат».

Проведённый в прошлом месяце по заказу Amnesty International всемирный опрос продемонстрировал, что подавляющее большинство публики и футбольных болельщиков поддерживают идею выплаты компенсаций трудовым мигрантам, пострадавшим за время подготовки к чемпионату мира 2022 года. Эти результаты говорят об успехе кампании #PayUpFIFA, запущенной коалицией правозащитных организаций, куда входит и Amnesty International, группами болельщиков и профсоюзами в мае 2022 года, которая призывает ФИФА и власти Катара разработать комплексную программу по возмещению ущерба – выплатам компенсаций рабочим и предотвращении злоупотреблений в будущем.

«Несмотря на огромную и постоянно растущую поддержку идеи выплат компенсаций трудовым мигрантам среди болельщиков, футбольных ассоциаций и спонсоров, Катар и ФИФА никак на это не реагируют. Остался всего месяц, и у них почти не осталось времени, чтобы всё правильно сделать», – отметил Стив Кокбёрн.

«Не обращая внимания на злоупотребления, которым подвергаются тысячи трудовых мигрантов на протяжении многих лет, они нарушают свои собственные международные обязательства. Они должны сделать всё, что в их силах, чтобы люди, которые пострадали, работая над подготовкой этого чемпионата, не оказались брошены на произвол судьбы».

Реформы, проводимые Катаром с 2017 года, предусматривают принятие закона, регулирующего условия труда домашних работников, которые постоянно живут в домах работодателей, создание судов по трудовым спорам для облегчения доступа к правосудию и фонда для погашения задолженностей по заработной плате, а также установление минимальной оплаты труда. Катар также ратифицировал два ключевых международных соглашения по правам человека, хотя и не признал право трудовых мигрантов на вступление в профсоюзы. Катарский орган по организации чемпионата мира по футболу, Высший комитет, также ввел повышенные трудовые стандарты для рабочих, но только на официальных объектах турнира, таких как стадионы, хотя это распространяется лишь на малую часть рабочих, задействованных на проектах, необходимых для проведения чемпионата мира, и всего на 2% рабочей силы Катара.

Признавая важность этих реформ, Amnesty в своем брифинге предлагает план действий по устранению существующих недостатков в десяти разных сферах. Для этого организация призывает власти Катара обеспечить соблюдение и усилить меры по охране труда, расширить права рабочих, гарантировать оплату труда и доступ к правосудию и средствам правовой защиты. 

Принудительный труд и нерасследованные смерти

Трудовые мигранты, занятые на строительстве объектов в Катаре, как связанных, так и не связанных с чемпионатом мира, по-прежнему подвергаются всевозможными злоупотреблениями. Многие работники, особенно среди домашней прислуги и охраны, работают в условиях, которые можно приравнять к принудительному труду, они до сих пор часто работают по 14-18 часов в день, им не полагается еженедельный выходной, и они живут практически изолированно в частных домах.

Охранникам тоже часто не дают выходных и заставляют работать под угрозой наказания, например, произвольного вычета из зарплаты, а иногда и конфискации паспорта, несмотря на то что подобные действия нарушают законодательство Катара. Джошуа*, охранник из Кении, который недавно покинул Катар до окончания срока контракта из-за тяжелых условий труда, рассказал Amnesty International:  

«Оставаться в компании, в которой я работал, было невозможно из-за того, как они обращались со мной и чрезмерной рабочей нагрузки. За четыре месяца только два выходных. Задерживают зарплату и слишком много неоправданных штрафов… Компания закрыла мою визы, так что я не могу вернуться [в Катар], если найду работу в другой компании».

Обстоятельства гибели тысяч трудовых мигрантов за последнее десятилетие на стройках, как связанных, так и не связанных с чемпионатом мира по футболу, никто так и не объяснил. По меньшей мере несколько сотен этих смертей, скорее всего, стали результатом работы в условиях экстремальной жары. Новый закон о жаре улучшает ситуацию, но его необходимо усилить, чтобы привести его в соответствие с международными стандартами и обеспечить надлежащую защиту людей, работающих на открытом воздухе. Несмотря на то, что тепловой удар очевидно представляет огромную опасность для здоровья, власти Катара мало что сделали для расследования и подтверждения гибели трудовых мигрантов, а также не выплачивали компенсации, что противоречит принятой международной практике.

Гибель рабочих – это не только огромное горе для семей погибших, но и потеря главного кормильца, и отсутствие финансовой компенсации загоняет их полную нищету. Бхумисара*, муж которой погиб в Катаре и его смерть никто не расследовал, рассказала Amnesty: 

«Все пропало… Жизнь теперь похожа на разбитое зеркало… Я столько раз плакала от горя. Быть одной очень трудно… Я чувствую себя так, будто меня поджаривают в масле».

Трудовые мигранты в Катаре по-прежнему не могут создавать в профсоюзы или вступать в существующие, что противоречит их фундаментальному праву, закрепленному в нормах международного права. При этом Объединенные комитеты, созданные и возглавляемые работодателями, охватывают только 2% рабочих. Эти комитеты предоставляют рабочим некоторую возможность представительства, но при этом у них есть серьезные недостатки, поскольку отсутствуют механизмы для ведения коллективных переговоров и они не обеспечивают рабочим необходимую правовую защиту.

Непомерно высокие взносы за найм и остатки системы «кафала»

В Катаре по-прежнему широко распространена практика выплаты потенциальными трудовыми мигрантами вымогательских комиссионных за их найм на работу. Взносы в размере от 1000 до 3000 долларов США приводит к тому, что многим работникам требуются месяцы или даже годы для погашения долга, тем самым загоняя их в эксплуатацию. Хотя рабочие на некоторых объектах чемпионата мира по футболу, находящихся в ведении Высшего комитета, могут претендовать на частичную компенсацию взносов, эта возможность недоступна для подавляющего большинства рабочих в стране.

Кардинальные изменения в системе «кафала», которая ставила работников в полную зависимость от работодателя, означают, что подавляющее большинство трудовых мигрантов теперь могут легально покидать страну и менять работу без получения предварительного разрешения. Однако трудовые мигранты по-прежнему могут быть арестованы или депортированы, если работодатели аннулируют их визы, не продлят вид на жительство или сообщат, что они «сбежали» с работы.

Несмотря на то, что правительство заявило, что с октября 2020 года оно одобрило более 300 000 заявлений о переводе трудовых мигрантов на другую работу, за последние месяцы Amnesty International задокументировала несколько случаев, когда недобросовестные работодатели использовали свое право аннулировать визы, продлевать вид на жительство и заявлять о «побеге» работников для того, чтобы эксплуатировать и наказывать тех, кто жаловался на условия труда или хотел сменить работу. Например, Джеффри*, водитель службы доставки, который пожаловался в министерство труда на задержку зарплаты и отсутствие еды и санитарных условий, был задержан полицией по обвинению в «побег» и провел под стражей три недели.

Справка

*Все имена изменены

Брифинг «Незаконченное дело: Дорожная карта для Катара по выполнению обещаний о соблюдении прав трудовых мигрантов» можно прочитать здесь.